В связи с комментариями председателя Комитета ГД по аграрным вопросам Николая Панкова по проекту федерального закона № 50654-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пресс-служба Комитета по земельным отношениям и строительству сообщает:
Утверждения Н.Панкова, о том, что законопроект внесен коммунистами и ставит под угрозу существование всего агропромышленного комплекса и велика вероятность того, что земли могут быть попросту разворованы и застроены - не корректны..
Указанный законопроект внесен депутатами ГД – членами фракций ЛДПР и Справедливой России. На состоявшемся 5 июля 2012г. заседании Комитета ГД по земельным отношениям и строительству депутаты большинством голосов (19) поддержали и рекомендовали Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Голосовали "за" - 19 ( ЕР-10, СР-3, ЛДПР-1, КПРФ-5), "против" - 1 (ЕР), " воздержался" -1 (КПРФ)
Основная задача выделения в отдельную категорию сельскохозяйственных земель заключалась в защите их как ресурса, обеспечивающего продовольственную безопасность государства. К сожалению, на сегодняшний день институт деления земель на категории не выполняет поставленную задачу.
Следует отметить, что законопроект не воспринимается однозначно. Высказываются опасения, что отказ от категорий приведет к злоупотреблениям, снижению плодородия почв и т.д. Вместе с тем большинство проблем, которые озвучиваются и которые связаны с неэффективным использованием земель, существуют в настоящее время – при наличии института категории земель. Деление земель на категории во многом носит достаточно условный характер – так, на землях сельскохозяйственного назначения во многих случаях допускается строительство, в том числе и жилищное, а на землях промышленного использования и оборонного комплекса могут осуществляться сельскохозяйственные работы. К большому сожалению, перевод земель из одной категории в другую во многих случаях просто превратился в целую отрасль бизнеса и стал хорошей «кормушкой» для коррумпированных чиновников.
Уточняем, что отказ от деления земель на категории не означает установление единого правового режима всех земель и их массовую застройку. Фактически речь идет об отказе от термина «категории». Суть – что в отношении разных земель должны устанавливаться особенности их использования – сохраняется и вводится четкое правовое регулирование определения разрешенного использования таких земель. Особое правовое регулирование сохраняется в отношении территорий лесного фонда и особо охраняемых природных территорий.
В целях защиты и охраны земель сельскохозяйственного назначения Субъекты РФ должны утвердить границы особо ценных сельскохозяйственных угодий. В границах таких угодий устанавливается запрет на установление и изменение разрешенного использования на какие либо виды, кроме сельскохозяйственного производства. Это обеспечит сохранение сельскохозяйственного потенциала региона.
Что касается всех остальных сельскохозяйственных земель, их границы будут устанавливаться и изменяться органами местного самоуправления в правилах землепользования и застройки как границы соответствующих территориальных зон. Процедура утверждения правил землепользования и застройки более прозрачная и предполагает проведение публичных слушаний.
Законопроектом вводится требование о разработке сельскохозяйственного регламента в отношении всех сельскохозяйственных земель, как документа, определяющего виды и особенности использования сельскохозяйственных земель. Это ограничит произвольную застройку сельскохозяйственных угодий. По предложению Правительства, требования к содержанию такого сельскохозяйственного регламента должны устанавливаться Министерством сельского хозяйства. Правительство Российской Федерации поддержало законопроект.
У Комитета по земельным отношениям и строительству имеется ряд замечаний к данному законопроекту, все они изложены в Заключении Комитета. Мы придерживаемся мнения, что закон должен вступить в силу только после разработки в муниципальных образованиях правил землепользования и застройки и считаем, что ко второму чтению требуется тщательная доработка законопроекта для обеспечения охраны и рационального использование земель.