В середине 90-х была популярна реклама с незамысловатым лозунгом: «Новое поколение выбирает «Пепси!»». В то время новым поколением как раз были мы, родившиеся в середине 80-х, в бум рождаемости в СССР.
Лично для меня мир был простым, как веник. Я, как и все мои друзья, жадно ловил каждое иностранное слово, мечтал о бейсболках с надписью «USA California», грезил о «Сникерсах» и «Марсах», собирал вкладыши от жвачек, взахлёб пересказывал друзьям недавно увиденный боевик.
Видеомагнитофоны были тогда не у всех, хотя с развалом СССР они всё чаще и чаще появлялись в домашнем обиходе различных знакомых и родственников. Именно я в своё время хотел быть похожим на Шварценеггера и Ван Дама, Джеки Чана или Брюса Ли. Западная культура, как огромный крейсер, ворвалась в постсоветскую тихую гавань, и мы - дети, пожалуй, впитывали её сильнее взрослых.
Всё, что приходило из-за границы бесконечно интересовало неокрепшие наши детские умы. Я помню, даже смотрел американский футбол по телеканалу 2х2, правил не знал, но это казалось таким крутым – американский футбол! Какие мощные футболисты в полной экипировке, почти как рыцари в доспехах. Стычки, схватки! Это казалось спортом для настоящих мужчин.
Ещё мы играли в «Денди», уроки прогуливали, забывали обо всём на свете и играли, играли, играли. …А вот «Пепси» было только по праздникам, причём я мечтал попить этот заморский напиток прямо из жестяной банки, но в них мне родители его никогда не покупали. И если на день рождения возможно было выпросить газировки, то только в больших пластиковых бутылках, поскольку «в банке слишком дорогим каждый грамм этой гадости получается»…
Мы считали, что вот-вот будем жить точно также красиво, как показывалась по ТВ жизнь на западе. Уже тогда кто-то видел себя преуспевающим бизнесменом, кто-то хотел стать крутым бандитом, почти американским «благородным» гангстером. И всё это будущее казалось таким близким, а взрослые такими странными. Ну, как можно работать в каком-то НИИ или в университете, где зарплату задерживают, да и сама по себе она очень маленькая?! Когда стоит выйти торговать на рынок или покрасить какой-нибудь забор, и сразу появляются деньги, причём достаточно большие, ну уж на «Супер Нинтендо» точно хватит. Как мне было досадно, что я был маленьким! Я думал, что стоит мне повзрослеть, как деньги будут идти валом. Ведь заграницей же так, там все живут хорошо, там же почти рай.
Я взрослел, учился, всё глубже и с разных точек зрения узнавал жизнь. Правда, радости мне это никакой не доставляло. Каждый мой шаг наверх оказывался очередной обманутой надеждой и превращался из шага в светлое завтра в маленький шажок, почти шаг на месте. Жизнь представлялась мне, как эскалатор в метро, только шёл я по нему против его движения: эскалатор ехал вниз, а я отчаянно шёл вверх. Но даже для того, чтобы просто остаться на месте, приходилось прикладывать серьёзные усилия. Вот, к примеру, я считал, что высшее образование – это трамплин к хорошей высокооплачиваемой работе. Ну что же, госэкзамен сдан, дипломная работа написана на отлично, вот документ о ВО у меня в кармане, проректор поздравил наш поток с присвоением нам «высокого звания российского инженера», все хлопают и пьют шампанское. Только работа по специальности оказалась низкооплачиваемой, никто из моих знакомых на такую работу не пошёл. Почти у всех дипломы пылятся на полках. Выяснилось, что не нужны стране инженеры, не нужно ничего изобретать. Да и производство уже почти всё развалено. Где были заводы, там склады и офисы. Все чем-то торгуют. Наиболее ушлые и непатриотичные личности моего поколения поехали продавать свои знания за границу. Кое-кто даже неплохо устроился. Но я - внук фронтовика, патриот своей страны, никак не мог понять, почему же мы, наивное поколение 90-х, оказались не нужны никому.
Потом понял. Всё просто. Капитализм и конкуренция. Запад не собирался помогать нашей стране, не собирался модернизировать и развивать производство, поскольку тем самым выращивал бы себе конкурентов. Неэквивалентный экономический обмен. Так, кажется, называется политика, при которой за бусы у индейцев пришельцы из старого света покупали золото, земли и прочие богатства. Я понял, что в 90-е все иностранные вещи как раз были теми самыми бусами, которые наши отцы променяли на наше, своих детей, светлое будущее. Развалив великую державу, которой гордились, они поддались обещаниям о 40 сортах колбасы в магазине, но даже увидев, каких делов натворили, не нашли в себе мужество вернуть свою страну. Ну да ладно, решил я, что сделано, то сделано, и всё-таки демократические идеи и ценности – это ж вроде как главное, нельзя от них отходить, ведь на западе почти рай, и нам нужно построить такой же. Как-то по телевизору я увидел одно из выступлений Зюганова, в котором он заявил примерно следующее: «Вы все ещё построитесь под красное знамя». Ну что за бред! Какое красное знамя? Зачем? Кому это нужно? Надо не под красное знамя строиться, а строить свободную демократическую страну по западным образцам.
Спасибо родителям, что в своё время купили мне компьютер и покупали технические книги, сумел я как-то устроиться в этой жизни. Не голодаю, не бедствую, жильё есть (за последнее - спасибо советскому правительству). Также есть семья, ребёнок. Средненький достаток - это то, к чему пришли и очень многие мои бывшие одноклассники и однокурсники. Не могу говорить за всех, но появилось ощущение, что все двери внезапно оказались закрытыми. Те, кто в 90-е успел устроиться, вошли во власть и прочно сидят на своих местах, проталкивают наверх своих отпрысков. Кто не успел хапнуть, по сути, выживают и не имеют каких-то внятных перспектив, надеются на везение.
Классическая схема: богатые становятся ещё богаче, а бедные ещё беднее. Нет и пресловутой национальной идеи, которая когда-то, по рассказам наших дедов, вела нас вперёд. И самое противное, что её заменила идея о том, что нужно как можно больше тут оттяпать и сбежать за границу в красивую жизнь. Даже есть такой грустный анекдот: «Все детские сочинения на тему «Если бы я стал президентом России» начинались по-разному, но заканчивались одинаково: «…и хрен вы меня потом найдёте в этой стране». Поэтому растёт в стране протестный электорат. Собираются митинги несогласных на площадях городов.
Любому думающему человеку понятно, что жить за счёт продажи нефти, газа и других природных недр нельзя, это тупик, такая страна нежизнеспособна. Но это ещё полбеды, самое плохое состоит в том, что рая нет и за границей. Капитализм и кризисы шагают всегда вместе. Там тоже есть бездомные, безработица, депрессии и бедность. Там тоже нет справедливости, и от того происходят бунты и демонстрации протеста с погромами и беспорядками. И это даже несмотря на то, что США и Европа – это капиталистический центр, живущий за счёт периферии. Да, капитализм процветает всегда за счёт других. Закон сохранения. Если где-то что-то прибыло, то значит, где-то что-то убыло. Такие мысли посещают всё большее и большее количество молодых людей. Есть среди них слабые, которые спиваются или уходят от этой жизни в наркотический экстаз. Но есть и те, кто решает бороться, кто считает, что никто, кроме нас, не сможет вернуть если уж не себе, то хотя бы нашим детям, свою и их Родину.
Всё больше молодых презирают родителей за развал СССР и больше слушают дедов, которые отстояли в страшной войне свою великую Родину. Всё больше и больше представителей поколения «Пепси», некогда восторгавшихся западной культурой, чувствуют себя разочарованными. Всё больше тех, кто встаёт под красное знамя. Да, в одну воду дважды войти нельзя, СССР уже не вернуть в том виде, в каком он был. Хорошо это или плохо, но это просто факт. Зато у нас ещё есть возможность построить новый СССР, как это модно сейчас говорить, СССР 2.0. Такую возможность нельзя упустить, иначе наши дети будут жить на правах рабов у класса господ-нуворишей, и происходить это будет уже не на обломках СССР, а на обломках современной России.