В последние годы отмечается рост неудовлетворенности многих россиян своей жизнью. Крайне низка доля тех, кто считает, что живет нормально, - это всего около четверти населения. Главными среди проблем выступают прежде всего низкий уровень жизни и отсутствие социальных гарантий по болезни, старости, безработице и инвалидности. Не случайно среди потерь, которые принесли людям реформы последних десятилетий, безусловным лидером стала утрата уверенности в завтрашнем дне.
Как видим, социальное самочувствие людей во многом зависит от уровня и качества жизни, которое связано с размером заработной платы, пенсии, а также мерами социальной поддержки, которые особенно значимы для социально незащищенных слоев, для тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Речь идет о системе социальной защиты населения.
В основе советской системы социальной защиты (социального обеспечения) был заложен принцип, при котором материальные потребности работников удовлетворялись за счет заработной платы, а все социальные (в медицинской помощи, образовании, культуре, отдыхе, жилищно-коммунальном обслуживании и т.д.), включая потребности нетрудоспособных граждан, - за счет средств общественного фонда потребления.
С 1992 года начала складываться новая система социальной защиты, которая окончательно оформилась к 2005 году. Основные направления ее реформирования четко показывают неолиберальную сущность проводимой в стране политики. В 2004-2005 годах были приняты два принципиальных решения: создана вертикальная структура в системе социальной защиты и принят пресловутый закон № 122 о монетизации льгот.
Разграничение прав и обязанностей федеральной и региональной власти привело к тому, что государство стало уходить из этой сферы, взвалив на регионы обязанности по социальной защите. Разделили полномочия, разделили льготников, разорвали единое социальное пространство.
Несмотря на доводы реформаторов о плюсах монетизации, мало кто поверил этому. Никто не подсчитывал реальную стоимость натуральных льгот, которыми пользовались люди. По стране прокатились акции протеста. Только в Московской области КПРФ провела с 16 декабря 2004 года по 31 января 2005 года в 46 населенных пунктах 70 акций протеста общей численностью более 70 тысяч человек.
Монетизация и в самом деле значительно ухудшила положение тех, кто пользовался льготами: участников войны, ветеранов труда, пенсионеров, инвалидов и др. В итоге, по данным социологических опросов, эффективной современную социальную защиту считают всего 15,9% россиян; неэффективной и совершенно неэффективной - 50,3%. Почти треть населения (30,6%) живет с чувством бесперспективности, подавленности. Состояние социальной защиты у многих наших граждан вызывает злость и раздражение.
Как обстоят дела в системе социальной защиты в настоящее время в Подмосковье?
В 2011 году Министерству социальной защиты было выделено 44,5 млрд рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 7,2 млрд рублей, из областного бюджета - 37,3 млрд рублей.
Из них на социальное обслуживание и содержание подведомственных учреждений - 7,6 млрд рублей, на реализацию мер социальной поддержки - 34,9 млрд рублей (из доклада министра СЗН).
В 2011 году 107 категорий граждан, а всего это более 2 млн 397 тысяч человек, получали социальную поддержку в Московской области.
В том числе льготы по оплате услуг ЖКХ были предоставлены 1 млн 800 тысячам, льготы на транспортное обслуживание - 2 млн 192 тысячам жителей Подмосковья. И здесь возникает такое противоречие. Рост тарифов на услуги ЖКХ, например, ведет к тому, что растет число тех, кто нуждается в льготах по оплате. В итоге в организации ЖКХ идет денежный поток, а местный бюджет несет расходы по покрытию повышения тарифов.
Социальная поддержка осуществляется на 96% в денежной форме и на 4% в натуральной. Как видим, льготы в основном предоставляются в денежной форме. При этом размер государственной социальной помощи для малоимущей семьи по закону не может быть менее 300 рублей, но не более 1000 рублей в месяц или 6000 рублей за календарный год. Ежемесячное пособие на ребенка до 3 лет в 2011 году в Московской области составляло 2000 рублей, на ребенка от 3 лет и старше - 1000 рублей.
Министерство социальной защиты Московской области указывает, что «социальную поддержку получают около 1 млн 900 тысяч пенсионеров, около 200 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. Благодаря этой поддержке ежемесячный доход наших ветеранов увеличивается в среднем от 5 до 40% в зависимости от льготной категории». Если перейти к абсолютным цифрам, то получается, что ежемесячная денежная выплата, например, ветеранам труда в 2011 году составляла 135 рублей (при отказе от проезда на всех видах транспорта - 411 рублей). Ежемесячная денежная выплата труженикам тыла составляла 83 рубля (при отказе от проезда на всех видах транспорта - 410 рублей).
Ежемесячная доплата к пенсии неработающим пенсионерам с целью доведения ее до величины прожиточного минимума, с учетом компенсаций, повышений и надбавок, составляла в 2011 году 4932 рубля. Все денежные выплаты производятся на основании величины прожиточного минимума, которая устанавливается на основании стоимости услуг и цен каждый квартал года постановлением Правительства МО. Итак, величина прожиточного минимума в первом квартале 2011 года составляла 7112 рублей. Прожиточный минимум включает стоимость потребительской корзины (6588 рублей) и расходы по обязательным платежам и сборам (524 рубля). В свою очередь, в стоимость потребительской корзины входит стоимость продуктов питания (2603 рубля), стоимость непродовольственных товаров (929 рублей), стоимость услуг (3056 рублей). Предполагалось, что 6588 рублей в месяц - это та сумма, которая позволяет приобрести минимальный, но необходимый для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг! Прожиточный минимум для детей и пенсионеров, естественно, ниже - 6768 и 5216 рублей соответственно. Это, безусловно, выше, чем в большинстве регионов страны. Однако применительно к ценам в Подмосковье явно недостаточно.
Исследования показывают, что большинство россиян считают, что роль государства должна быть ключевой не только в экономической, но и в социальной сфере. Население не готово поддержать либеральные модели социальной политики, при которых вмешательство государства в социальную сферу минимально.
Проведенное институтом социологии РАН исследование показало, что 59% населения России - бедняки. Из них 16% россиян находятся за чертой бедности и у ее черты, 43% россиян - малообеспеченные. Основными причинами бедности стали «невыплаты зарплаты на предприятии» (47%), «болезнь, инвалидность» (37%), «недостаточность государственных пособий по социальному обеспечению» (37%), т.е. макроэкономические факторы. В своей предвыборной статье В. Путин в качестве важнейшей задачи назвал борьбу с бедностью. Однако реальные действия власти указывают, что бороться с настоящими причинами бедности она и не собирается. Как можно решить эту проблему, не стремясь создать реальный сектор экономики, который только и может лежать в основе надежной социальной политики? Наверное, для неолибералов проще бороться не с бедностью, а с бедными.
Николай Иванович Васильев,
член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь МК КПРФ, депутат Государственной Думы