Как защищает социальная защита?

В последние годы отмечается рост неудовлетворенности многих россиян своей жизнью. Крайне низка доля тех, кто считает, что живет нормально, - это всего около четверти населения. Главными среди проблем выступают прежде всего низкий уровень жизни и отсутствие социальных гарантий по болезни, старости, безработице и инвалидности. Не случайно среди потерь, которые принесли людям реформы последних десятилетий, безусловным лидером стала утрата уверенности в завтрашнем дне.

Как видим, социальное самочувствие людей во многом зависит от уровня и качества жизни, которое связано с размером заработной платы, пенсии, а также мерами социальной поддержки, которые особенно значимы для социально незащищенных слоев, для тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Речь идет о системе социальной защиты населения.

В основе советской системы социальной защиты (социального обеспечения) был заложен принцип, при котором материальные потребности работников удовлетворялись за счет заработной платы, а все социальные (в медицинской помощи, образовании, культуре, отдыхе, жилищно-коммунальном обслуживании и т.д.), включая потребности нетрудоспособных граждан, - за счет средств общественного фонда потребления.

С 1992 года начала складываться новая система социальной защиты, которая окончательно оформилась к 2005 году. Основные направления ее реформирования четко показывают неолиберальную сущность проводимой в стране политики. В 2004-2005 годах были приняты два принципиальных решения: создана вертикальная структура в системе социальной защиты и принят пресловутый  закон № 122 о монетизации льгот.

Разграничение прав и обязанностей федеральной и региональной власти привело к тому, что государство стало уходить из этой сферы, взвалив на регионы обязанности по социальной защите. Разделили полномочия, разделили льготников, разорвали единое социальное пространство.

Несмотря на доводы реформаторов о плюсах монетизации, мало кто поверил этому. Никто не подсчитывал реальную стоимость натуральных льгот, которыми пользовались люди. По стране прокатились акции протеста. Только в Московской области КПРФ провела с 16 декабря 2004 года по 31 января 2005 года в 46 населенных пунктах 70 акций протеста общей численностью более 70 тысяч человек.

Монетизация и в самом деле значительно ухудшила положение тех, кто пользовался льготами: участников войны, ветеранов труда, пенсионеров, инвалидов и др. В итоге, по данным социологических опросов, эффективной современную социальную защиту считают всего 15,9% россиян; неэффективной и совершенно неэффективной - 50,3%. Почти треть населения (30,6%) живет с чувством бесперспективности, подавленности. Состояние социальной защиты у многих наших граждан вызывает злость и раздражение.

Как обстоят дела в системе социальной защиты в настоящее время в Подмосковье?

В 2011 году Министерству социальной защиты было выделено 44,5 млрд рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 7,2 млрд рублей, из областного бюджета - 37,3 млрд рублей.

Из них на социальное обслуживание и содержание подведомственных учреждений - 7,6 млрд рублей, на реализацию мер социальной поддержки - 34,9 млрд рублей (из доклада министра СЗН).

В 2011 году 107 категорий граждан, а всего это более 2 млн 397 тысяч человек, получали социальную поддержку в Московской области.

В том числе льготы по оплате услуг ЖКХ были предоставлены 1 млн 800 тысячам, льготы на транспортное обслуживание - 2 млн 192 тысячам жителей Подмосковья. И здесь возникает такое противоречие. Рост тарифов на услуги ЖКХ, например, ведет к тому, что растет число тех, кто нуждается в льготах по оплате. В итоге в организации ЖКХ идет денежный поток, а местный бюджет несет расходы по покрытию повышения тарифов.

Социальная поддержка осуществляется на 96% в денежной форме и на 4% в натуральной. Как видим, льготы в основном предоставляются в денежной форме. При этом размер государственной социальной помощи для малоимущей семьи по закону не может быть менее 300 рублей, но не более 1000 рублей в месяц или 6000 рублей за календарный год. Ежемесячное пособие на ребенка до 3 лет в 2011 году в Московской области составляло 2000 рублей, на ребенка от 3 лет и старше - 1000 рублей.

Министерство социальной защиты Московской области указывает, что «социальную поддержку получают около 1 млн 900 тысяч пенсионеров, около 200 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны. Благодаря этой поддержке ежемесячный доход наших ветеранов увеличивается в среднем от 5 до 40% в зависимости от льготной категории». Если перейти к абсолютным цифрам, то получается, что ежемесячная денежная выплата, например, ветеранам труда в 2011 году составляла 135 рублей (при отказе от проезда на всех видах транспорта - 411 рублей). Ежемесячная денежная выплата труженикам тыла составляла 83 рубля (при отказе от проезда на всех видах транспорта - 410 рублей).

Ежемесячная доплата к пенсии неработающим пенсионерам с целью доведения ее до величины прожиточного минимума, с учетом компенсаций, повышений и надбавок, составляла в 2011 году 4932 рубля. Все денежные выплаты производятся на основании величины прожиточного минимума, которая устанавливается на основании стоимости услуг и цен каждый квартал года постановлением Правительства МО. Итак, величина прожиточного минимума в первом квартале 2011 года составляла 7112 рублей. Прожиточный минимум включает стоимость потребительской корзины (6588 рублей) и расходы по обязательным платежам и сборам (524 рубля). В свою очередь, в стоимость потребительской корзины входит стоимость продуктов питания (2603 рубля), стоимость непродовольственных товаров (929 рублей), стоимость услуг (3056 рублей). Предполагалось, что 6588 рублей в месяц - это та сумма, которая позволяет приобрести минимальный, но необходимый для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг! Прожиточный минимум для детей и пенсионеров, естественно, ниже - 6768 и 5216 рублей соответственно. Это, безусловно, выше, чем в большинстве регионов страны. Однако применительно к ценам в Подмосковье явно недостаточно.

Исследования показывают, что большинство россиян считают, что роль государства должна быть ключевой не только в экономической, но и в социальной сфере. Население не готово поддержать либеральные модели социальной политики, при которых вмешательство государства в социальную сферу минимально.

Проведенное институтом социологии РАН исследование показало, что 59% населения России - бедняки. Из них 16% россиян находятся за чертой бедности и у ее черты, 43% россиян - малообеспеченные. Основными причинами бедности стали «невыплаты зарплаты на предприятии» (47%), «болезнь, инвалидность» (37%), «недостаточность государственных пособий по социальному обеспечению» (37%), т.е. макроэкономические факторы. В своей предвыборной статье В. Путин в качестве важнейшей задачи назвал борьбу с бедностью. Однако реальные действия власти указывают, что бороться с настоящими причинами бедности она и не собирается. Как можно решить эту проблему, не стремясь создать реальный сектор экономики, который только и может лежать в основе надежной социальной политики? Наверное, для неолибералов проще бороться не с бедностью, а с бедными.

Николай Иванович Васильев,

член Президиума ЦК КПРФ, первый секретарь МК КПРФ, депутат Государственной Думы

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Поздравляем с Днём рождения!
Поздравляем с Днём рождения!МК КПРФ поздравляет с Днём рождения первого секретаря Можайского ГК КПРФ Геннадия Петровича Соколова.

Прошел отчетный концерт вокального ансамбля «Лира» в Щёлково
Секретарь п/о КПРФ Монино, заместитель Председателя Совета ветеранов Монино, депутат Щёлковского Горсовета Владимир Козлов принял участие в отчетном концерте вокального ансамбля «Лира».






 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: С КПРФ - к новым вершинам в науке!

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев выступил на Общероссийском открытом партийном собрании

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
День космонавтики

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме Александр Наумов встретился с членами семей участников СВО в Можайске

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: памятник Ленину в Ларцевых Полянах давно требует реставрации


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда