Тема похорон настолько специфична, что о них много говорят, но мало пишут. Однако чаша сия, к сожалению, не обходит никого. В Московской области при проведении похорон многие сталкиваются с многочисленными нарушениями законодательства. А ведь существует закон Московской области «О погребении и похоронном деле», принятый МОД в 2004 году. Существуют и специальные прейскуранты на услуги, где четко определена стоимость всех необходимых работ. Однако с содержанием данных документов знакомы единицы, отсюда и проблемы, с которыми мы сталкиваемся, провожая родных в последний путь. Также в Московской области действует Координационный совет по вопросам в сфере погребения и похоронного дела. О том, чем он занимается и как не стать жертвой обмана, когда в семье горе, рассказывает член Координационного совета, депутат Московской областной Думы Павел Егорович Лыков.
В настоящее время в Московской области с принятием закона «О погребении и похоронном деле в Московской области» и созданием в составе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области Управления государственного надзора в сфере погребения и похоронного дела стал более организованно и цивилизованно развиваться рынок оказания ритуальных услуг.
В Координационном совете по вопросам в сфере погребения и похоронного дела на территории Московской области, созданном в соответствии с постановлением Губернатора Московской области в 2006 году в целях повышения эффективности работы и координации мероприятий, обеспечивающих совершенствование нормативной правовой базы сферы ритуальных услуг в области, ежеквартально рассматриваются актуальные вопросы в данной сфере деятельности.
Так, на последнем заседании Координационного совета, которое состоялось в октябре текущего года, рассматривался важный вопрос «О порядке взаимодействия специализированных служб по вопросам похоронного дела, медицинских учреждений, органов внутренних дел, ЗАГС и социальной защиты населения по ритуальному обслуживанию населения Московской области».
Члены Координационного совета отметили не только положительные моменты во взаимоотношениях указанных организаций, но и высказали много критики в отношении работы отделений судебно-медицинской экспертизы ГУ Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Московской области.
Я убежден, что именно нерадивость и недобросовестность врачей и санитаров отделений судебно-медицинской экспертизы приводит к многочисленным жалобам от населения, криминализации рынка оказания ритуальных услуг, что крайне отрицательно влияет на работу отрасли в целом.
Злоупотребляя доверием и неосведомленностью граждан, используя различные способы их обмана (ссылка на плохую заморозку, непредоставление информации о льготах и т.п.), работники отделений судебно-медицинской экспертизы изощренно и изобретательно вымогают деньги у граждан в их скорбный момент жизни.
Нередко в отделениях судебно-медицинской экспертизы родственникам предлагают оказать услуги по подготовке тела умершего к погребению без квитанции по более низким ценам. Люди, убитые горем, идут на это, считая, что им «крупно повезло». Когда же, немного успокоившись после похорон, родственники либо близкие умершего пытаются разобраться, за что и сколько нужно было им фактически заплатить, как правило, бывает уже поздно. Доказывать свою правоту без оформленных в установленном порядке документов очень сложно и практически невозможно.
Подобные нарушения имеются и в родном для меня Чеховском муниципальном районе, с которыми я борюсь уже многие годы, неоднократно информируя об этих злоупотреблениях и руководство районной, областной прокуратуры, и начальника ГУ Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Московской области М.С. Ривенсона, публикуя в средствах массовой информации Чеховского муниципального района (газета «Чеховский вестник») статьи о злостных нарушениях работников Чеховского отделения судебно-медицинской экспертизы. Тем не менее до настоящего времени никаких действенных мер в районе не принимается.
Сегодня мы публикуем номер телефона начальника ГУ Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Московской области Михаила Семеновича Ривенсона, к которому граждане могут обращаться с жалобами на произвол и любое нарушение своих прав работниками отделений судебно-медицинской экспертизы в муниципальных образованиях Московской области: 8(495)672-57-87 и 8(495)672-57-80. Пожалуйста, жители Подмосковья, звоните и отстаивайте свои права. Может быть, это станет «действенным оружием» против нерадивости и недобросовестности медицинского персонала отделений судебно-медицинской экспертизы.
На октябрьском заседании Координационного совета было также подчеркнуто, что в ряде муниципальных образований Московской области до настоящего времени нет четкой координации и взаимодействия между администрациями кладбищ и специализированными службами по вопросам похоронного дела, не установлен единый порядок проведения захоронений умерших, поэтому нередко возникают ситуации, когда на кладбище встречают траурную процессию как «непрошенных гостей». Прежде всего это касается муниципальных районов и городских округов, где по непонятным причинам не был создан уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, к полномочиям которого отнесены данные функции. А прошло уже 4 года со дня вступления в силу закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области». К таким муниципальным образованиям относятся Егорьевский район, городские округа Долгопрудный, Жуковский, Краснознаменск, Электрогорск.
С 1 января 2009 года вступает в силу в полном объеме Федеральный закон № 131-ФЗ «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым с нового года на территории Московской области будут функционировать вместо 79 уже 378 муниципальных образований, имеющих самостоятельные местные бюджеты. Однако до настоящего времени далеко не всем городским и сельским поселениям муниципальные районы передали полномочия по организации похоронного дела, так как не во всех поселениях создан уполномоченный орган либо определено уполномоченное должностное лицо, к ведению которых отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (кладбищ).
На заседании Координационного совета было отмечено, что во многих муниципальных образованиях Подмосковья до настоящего времени не разработан либо разработан не в полном объеме пакет документов, определенных федеральным законодательством и законодательством Московской области для организации похоронного дела. К таким муниципальным образованиям относятся Долгопрудный, Жуковский, Звенигород, Ивантеевка, Климовск, Коломна, Королёв, Котельники, Красноармейск, Лобня, Лыткарино, Орехово-Зуево, Серпухов, Фрязино, Химки и другие.
Важным и плохо решаемым в муниципальных образованиях остается вопрос содержания кладбищ.
Ежегодно законом Московской области при формировании прогноза консолидированного бюджета на очередной финансовый год утверждается норматив на содержание, зимнюю механизированную уборку и ремонт основных фондов кладбищ. В текущем году величина норматива составляет 150 958 рублей на 1 га против 56 140 в 2007 году. В следующем году с учетом индекса дефлятора норматив составит уже 163 639. Однако в очень многих муниципальных образованиях этот норматив практически не учитывается, средств в местных бюджетах на содержание кладбищ закладывается значительно меньше, что, несомненно, сказывается на качестве эксплуатации кладбищ. К таким муниципальным образованиям относятся, прежде всего, муниципальные районы: Волоколамский, Егорьевский, Зарайский, Ленинский, Луховицкий, Ногинский, Озерский, Орехово-Зуевский, Серпуховский, Солнечногорский, Чеховский, Шаховской, Щелковский, городской округ Железнодорожный и другие.
На заседании совета поднимался очень важный и сложный для муниципальных образований вопрос расширения (реконструкции) действующих и создания новых кладбищ.
На территории Московской области в настоящее время размещено 1682 муниципальных кладбища на площади 5530 га, а также 10 московских кладбищ на площади 901,3 га. Имеющиеся кладбища, в зависимости от их расположения, эксплуатируются в течение длительного периода - от 15 до 100 лет. На сегодняшний день открыто 1301 кладбище, на 381 кладбище возможны только подзахоронения в родственные могилы. Среднегодовая потребность в местах захоронения по Московской области в среднем составляет 60 га в год.
На действующих кладбищах участков для захоронений умерших практически не осталось. Свободных муниципальных земель для создания либо расширения (реконструкции) действующих кладбищ в Подмосковье тоже не имеется.
Стоимость земель, которые муниципальные образования должны выкупать у собственников земельных участников либо выводить из лесного фонда и сельхозназначения, огромна.
По последним подсчетам специалистов, в настоящее время затраты на сооружение нового кладбища площадью 40 га могут составить в среднем около 500-800 млн рублей, таких денег в местных бюджетах нет. Таким образом, органы местного самоуправления объективно не могут позволить себе приобретать земли для сооружения новых кладбищ.
Действующие кладбища муниципальные образования также не могут расширять (реконструировать), так как только на 79 из 1682 кладбищ имеются правоустанавливающие документы. Иными словами, «нельзя реконструировать объект, которого юридически нет на карте Московской области». Сложившаяся сложная ситуация требует от муниципальных образований и органов государственной власти Московской области конкретных и оперативных решений.
В настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится на рассмотрении законодательная инициатива Московской областной Думы по внесению изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», принятие которого предоставит право органам местного самоуправления оформить в силу закона в муниципальную собственность земельные участки под существующими кладбищами, что обеспечит правомерность использования как самих земельных участков, на которых размещены указанные объекты, так и бюджетных средств, выделяемых на их содержание. Кроме того, позволит значительно упростить процедуру подготовки документации для проведения работ по реконструкции (расширению) существующих кладбищ, что особенно важно для субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения.