20 декабря 2013 года Государственной Думой принят важнейший для лесной отрасли, государства и общества в целом Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на урегулирование вопросов учёта необработанной древесины и контроля за её оборотом.
Проблема незаконных рубок, весьма обострившаяся в последние годы в России, все больше и больше привлекает внимание государства и общества. При этом данная проблема носит глобальный характер, не имеет границ и национальных приоритетов, т. к. несет в себе угрозу экологической, экономической и социальной безопасности, не только жителей одной отдельно взятой страны, но всего человечества в целом.
В 2012 г. в России выявлено порядка 20,4 тыс. случаев незаконных рубок с объемом незаконно заготовленной древесины более 1 млн. куб. м и ущербом порядка 10 млрд. рублей. Выявляемость по незаконным рубкам составляет 59%, на один случай нарушения в среднем приходится более 50 куб. м. древесины.
За последние 20 лет в мире возникли ряд инициатив правительств экономически развитых стран, направленных на борьбу с глобальным обезлесением и незаконными рубками, а также на поддержку ответственного управления лесами.
К таким инициативам относятся, например, поправки к закону Лэйси в США в части установления уголовной ответственности за импорт незаконно заготовленной древесины и продукции из нее.
В целях ограждения своих рынков от лесоматериалов сомнительного происхождения в Евросоюзе с марта 2013 года вступил в силу Регламент, согласно которому без документов, подтверждающих законность заготовки и переработки древесины, на рынках Европейского союза продать ее невозможно.
С 2014 года в законодательстве ряда европейских стран, например, Финляндии, вступают в силу нормы об обязательном учете древесины операторами, работающими на рынках лесоматериалов, и лесозаготовительными компаниями.
Законодательство об электронном учете древесины также действует на Украине.
В России до сегодняшнего дня не существовало федеральных законодательных норм, обязывающих осуществлять учет заготовленной древесины и контролировать ее оборот. Региональные законы, регулирующие оборот древесины, приняты на сегодняшний день в 16 субъектах Российской Федерации. Они уже доказали свою эффективность. Например, в Республике Башкортостан, где региональная система надзора за оборотом круглых лесоматериалов внедрена в практику с 2010 года, общее снижение объемов незаконных рубок за первый год составило 40%. Существенно повысилась выявляемость незаконных рубок и число привлеченных к ответственности нарушителей лесного законодательства.
Принятым 20 декабря 2013 г. Федеральным законом в Лесной кодекс вносятся комплексные изменения в части:
1) введения обязанности лесопользователей осуществлять учет заготовленной древесины до ее вывоза из леса и представлять соответствующую информацию контролирующим органам. При этом учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, будут осуществлять уполномоченные в сфере лесных отношений органы власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления;
2) введения требований о транспортировке заготовленной древесины исключительно при наличии специального сопроводительного документа;
3) введения обязательного декларирования сделок с древесиной предпринимателями. Одновременно вводится запрет на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных хозяйственных нужд.
Под особый контроль ставится оборот ценных пород древесины – дуба, бука и ясеня. В отношении них вводится требование о маркировке буквально каждого бревна, предназначенного на экспорт (с учетом того, что на практике оборота такой древесины на внутреннем рынке не происходит, вся она поставляется за пределы России).
Также мы закрепили в законе правовые основы создания в России единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС), которая позволит осуществлять сбор данных о заготовленной и транспортируемой, в том числе, вывозимой на экспорт, древесине, обработку, анализ этих данных и контроль за их достоверностью.
Таким образом, появится возможность отследить любые перемещения заготовленной древесины в границах России.
Одновременно вводится достаточно серьезная ответственность за нарушение лесного законодательства в части учета заготовленной древесины. Для этого Кодекс об административных правонарушениях дополняется новой большой статьей, содержащей пять составов административных правонарушений и устанавливающей значительные суммы штрафов. За отказ или предоставление заведомо ложной информации о сделках с древесиной штраф составит - от 5 до 20 тыс. руб. для должностных лиц, а для юридических лиц - от 100 до 200 тыс. руб. За нарушение требований лесного законодательства в части маркировки древесины - от 30 тыс. руб. до 40 тыс. руб. для должностных лиц, для юридических лиц - в размере от 300 до 500 тыс. руб. с конфискацией древесины либо без таковой. За транспортировку древесины без документов должностные лица теперь должны будут заплатить штраф от 30 до 50 тыс. руб., юридические лица - от 500 до 700 тыс. рублей.
Кроме того, закрепляется не только возможность изъятия незаконно добытой и транспортируемой без сопроводительных документов древесины, но и конфискации соответствующих транспортных средств. При этом Лесной кодекс дополняется важной в природоохранном смысле статьей, которая предусматривает установление Правительством РФ порядка хранения, реализации или утилизации конфискованной древесины.
Принятый нами закон создаст эффективный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины, что в свою очередь будет способствовать снижению масштабов незаконных рубок лесных насаждений.
Принятые изменения гармонизируют российское лесное законодательство с положениями Регламента ЕС № 995/2010, связанные с необходимостью введения в национальном законодательстве инструментов правового регулирования, направленных на создание систем подтверждения легальности и учета заготовленной древесины. Соответствующие требования распространяются также на лиц, осуществляющих экспорт лесоматериалов в страны Европейского союза.
Следует отметить, что вводимый принятым законом обязательный учет древесины уже реализуется на практике добросовестными лесоэкспортерами в добровольном порядке. В этой связи с его вступлением в силу дополнительной нагрузки на указанных субъектов предпринимательской деятельности не возникнет.
Кроме того, закон предусматривает поэтапное введение в действие норм, касающихся учета древесины, требований о маркировке отдельных пород при ее экспорте – с 1 января 2015 года, о подаче декларации о сделках с необработанной древесиной – с 1 июля 2015 года.
Прогнозируемый экономический эффект принятия данного Федерального закона заключается в сокращении ущерба из-за нелегального оборота древесины на сумму не менее 10 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, вовлечение в легальный оборот 1,3 млн. куб. м. круглых лесоматериалов обеспечит дополнительное поступление платежей за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации в размере порядка 70 млн. рублей.
В заключение еще раз отмечаем, что вывод круглых лесоматериалов из теневого рынка создаст мультипликативный эффект за счет прозрачного оборота древесины, что существенно увеличит налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации.