Необходимость преобразований в сфере законодательства Российской Федерации о местном самоуправления давно назрела, за десять лет действия 131-ФЗ, в этот закон было внесено 84 федеральными законами значительное число поправок.
Предложения по совершенствованию закона «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обсуждались на Всероссийском съезде муниципальных образований. О необходимости внесения изменений в 131-ФЗ говорилось в послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года.
Разработанный и представленный группой депутатов ГД проект федерального закона о внесении изменений в 131-ФЗ по своему содержанию не соответствует этим предложениям. Отдельные его положения не только способствуют возникновению новых противоречий и конфликтов на муниципальном уровне, но и практически ведут к сворачиванию местного самоуправления.
С одной стороны введение нового вида муниципальных образований – городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов расширяет вариативность организации местного самоуправления.
С другой стороны проект федерального закона не только не предусматривает прямых выборов депутатов и глав городского округа с внутригородским делением, но и ликвидирует прямые выборы глав в городских округах, не имеющих внутригородского деления, городских поселениях, муниципальных районах. Главная роль в решении бюджетных и хозяйственных вопросов отводится назначаемой по конкурсу главе администрации. Главе муниципального образования, избираемой из числа депутатов, отводится представительская функция.
Сельским поселениям волюнтаристски сокращается перечень вопросов местного значения с 38 до 13.
Предложение формировать представительный орган муниципального района путем делегирования из представителей поселений делает этот орган местного самоуправления зависимым от региональной власти.
Так же подтверждается отказ от выборов муниципальных депутатов по смешанной и пропорциональной системе, тем самым снижается роль партий в развитии местного самоуправление.
Такая ситуация может привести к возникновению социальной напряжённости и дестабилизации ситуации в стране.
Между тем, согласно статьям 1, 3, 32 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Право на свободные выборы закрепляет и Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Местное самоуправление является необходимой формой осуществления власти народа, обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения, в том числе путем определения структуры органов местного самоуправления и формирования органов муниципальной власти.
Отказ от прямого избрания населением депутатов представительного органа и главы муниципального образования противоречит Конституции Российской Федерации и международным правовым актам. Вместо приближения местного самоуправления к каждому человеку жители лишатся права участвовать в формировании органов местного самоуправления.
Решение вопроса о системе формирования исполнительных и представительных органов местного самоуправления должно определяться населением, и закрепляться в уставе муниципального образования, как основном документе, регулирующем вопросы организации местного самоуправления.
Законодательство Российской Федерации о местном самоуправлении предусматривает различные варианты исполнения полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципальных выборах. Эти варианты должны сохраниться.
Призываем депутатов Государственной Думы не поддерживать данный законопроект, как разрушающий местное самоуправление.
Первый секретарь МК КПРФ, Депутат |
Н.И. Васильев |
Председатель Координационного Совета, депутат МОД |
А.А. Наумов |