Окружающая среда и ее компоненты – основа существования общества

Пресс-служба МК КПРФ

(Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, академика РАН В.И.Кашина на заседании Федерального Экологического Совета 3 декабря 2014 г.)

- Уважаемые коллеги, от лица депутатов Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Высшего экологического совета я рад приветствовать Вас на первом заседании Федерального экологического совета.

Эффективность работы профильных совещательных структур при органах власти подтверждается многолетней практикой. Высший экологический совет Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, созданный еще в период работы Государственной Думы 3-го созыва, стал надежной опорой депутатам Государственной Думы в работе по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Одновременно ВЭС явился эффективной площадкой взаимодействия Государственной Думы с органами государственной власти, представителями научного, экспертного и бизнессообщества субъектов Российской Федерации. Только в 2014 году были проведены масштабные выездные заседания Совета в Тульской, Калужской, Иркутской, Кировской, Мурманской областях, Республиках Крым и Татарстан, регионах Сибири.

В этой связи убежден, не смотря на то, что сегодня Россия переживает не самое простое время, созданный во исполнение решения 4-го Всероссийского съезда по охране окружающей среды Федеральный совет, под четким руководством Минприроды России, станет эффективным инструментом совершенствования государственной экологической политики и решения других важнейших задач в сфере охраны окружающей среды.

Хочу особо отметить, что в условиях сложившегося мирового экономического кризиса, напряженности во внешней политике вопросы охраны окружающей среды не только не утратили своей актуальности, но более остро встали на повестке дня. Ведь взятый страной курс на повышение стабильности в экономике посредством усиления реального ее сектора не представляется возможным без повышения экологической эффективности. Это касается абсолютно всех отраслей, начиная с сельского хозяйства – гаранта продовольственной безопасности России, и заканчивая ТЭК-ом.

При этом действовать необходимо максимально эффективно, поскольку тот груз экологических проблем, с которым мы подошли к текущему этапу развития страны, не допустит промедлений в принятии решений. Любой неэффективный шаг может явиться роковыми.

К сожалению, вся «эффективность» государственной природоохранной политики последних лет сегодня может быть наглядно продемонстрирована лишь тремя показателями – динамикой выбросов загрязняющих атмосферу веществ, динамикой сбросов и динамикой образования отходов производства и потребления. И 2013-й год – год охраны окружающей среды, не стал в этом плане исключением.

На протяжении многих лет остается чрезвычайно высоким уровень загрязнения атмосферного воздуха. 32 млн. тонн загрязняющих веществ было выброшено в 2013 году стационарными источниками и автотранспортом. Все это в итоге осело в наших почвах, растениях и грунтовых водах, нанеся урон сельскому хозяйству.

Ежегодные объемы образования отходов давно перешагнули черту в 5 млрд. т./год и продолжают расти. В 2013 году этот показатель составил 5,2 млрд. тонн, сделав непригодной для ведения хозяйственной деятельности уже боле 1 млн. га территории страны.

Единственным показателем, демонстрирующим позитивную динамику, является количество сточных вод. Но и тут не все так гладко - до сих пор чрезвычайно высока доля таких вод сбрасываемых без очистки, либо недостаточно очищенными. Уже более половины поверхностных и четверти подземных источников водоснабжения не соответствует нормам качества. В итоге водные ресурсы становятся все большим и большим дефицитом, увеличивая производственные издержки.

И это лишь беглый взгляд на экономические последствия текущей экологической ситуации. Социальные последствия гораздо серьезнее.

По данным Всемирной ассоциации здравоохранения, неблагоприятные факторы окружающей среды являются причиной 13 миллионов смертей в мире ежегодно.

19% всех онкологических заболеваний, 1/3 всех заболеваний детей в возрасте до 5 лет, усугубление сердечнососудистых и легочных заболеваний – лишь начало длинного списка последствий загрязнения окружающей среды. При этом нельзя упустить из виду, что бóльшая часть негативных свойств изменяющейся вследствие антропогенного воздействия окружающей среды еще не изучена.

Сказанное подтверждается сведениями о заболеваемости и смертности в городах Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения.

К примеру, в Норильске онкологические заболевания развиваются у жителей в 2 раза чаще, чем в среднем по России. Продолжительность жизни на 10 лет меньше.

Очевидно, задвигая вопросы охраны окружающей среды «в дальний угол» эффективно укрепить экономику и безопасность страны не получится, а говорить об улучшении качества жизни наших граждан вовсе не приходится.

Ситуация усугубляется истощением потенциала природных систем на территории Российской Федерации к самовосстановлению и очищению.

Возьмем в качестве примера водные ресурсы. Помимо уже названной выше проблемы их загрязнения, они испытывают на себе невиданную антропогенную нагрузку, выраженную активным использованием речного стока для ирригации; строительством водохранилищ, плотин, гидроэлектростанций и перераспределением стока, сокращением сети малых рек и осушением болот. Все это в комплексе влечет за собой системную перестройку окружающих экосистем и негативно отражается на водном балансе страны.

Отдельной проблемой в использовании водных ресурсов являются устаревшие водоемкие технологии, высокий уровень потерь воды при транспортировке, низкоэффективные водосберегающие технологии.

Кроме того, в России отсутствует единая система управления водным хозяйством, которое, в силу его многогранности и масштабности, не умещается в круг интересов ни одного из действующих министерств. Из-за большого числа заинтересованных ведомств, столкновения интересов промышленного производства и экологических служб законодательство, касающееся охраны воды, содержит множество противоречий.

Согласно "Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года", вопросы регулирования использования водных ресурсов находятся в ведении 14 федеральных органов исполнительной власти. По данным экспертов, проблемами водной отрасли, так или иначе, занимаются 36 федеральных ведомств.

Как пример можно привести подземные воды - данная сфера является предметом регулирования одновременно нескольких отраслей законодательства - о недрах, водного, природоохранного, санитарно-гигиенического. При этом подземные воды являются резервными, а иногда и основными источниками питьевого водоснабжения сотен городов.

Это наглядно было продемонстрировано в период наводнения на Дальнем Востоке, когда жители затопленных территорий остались без питьевой воды, а подземные источники не были своевременно зарезервированы.

Повышенную опасность, как показали печальные события в Крымске, Дербенте и других попавших под удар стихии регионах представляют гидротехнические сооружения. Создаваемый ими напорный фронт, необходимый для обеспечения использования водных ресурсов, может быть разрушен при возникновении разного рода чрезвычайных ситуаций с причинением вреда населению и объектам экономики.

При этом около 20 процентов от общего количества ГТС, в настоящее время являются бесхозными.

Расходы по защите населенных пунктов РФ от вредного воздействия вод всегда существенно меньше затрат на компенсацию и ликвидацию последствий возможных катастроф.

Продолжается поиск путей решения проблемы обеспечения водой вошедшей в состав России Республики Крым. Необходимо также скорейшим образом интегрировать водное хозяйство АРК в общероссийскую систему управления водными ресурсами.

В этой связи очевидна острая необходимость в системном совершенствовании водоохранной политики, как одного из ключевых элементов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Вместе с тем, в данной работе важно пристально следить за содержанием предлагаемых изменений, вне зависимости от статуса и должности автора инициативы. К сожалению не редки случаи внесения под благородным предлогом деструктивных элементов. Показательным в этом плане видится предложение разрешить сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Такого допускать ни в коем случае нельзя.

Следующим компонентом природной среды, на проблемах рационального использования и охраны которого считаю необходимым заострить Ваше внимание, являются леса – легкие нашей планеты.

Сегодня основные проблемы, накопившиеся в лесной отрасли - это лесные пожары, незаконные рубки лесных насаждений и нелегальный оборот древесины, неразвитая лесная инфраструктура, слабая поддержка науки и научных исследований. Кроме того, последнее время мы все чаще говорим об огромных потерях лесных ресурсов от вредителей и болезней. В результате темпы утраты лесов опережают темпы лесовосстановления.

Среди других наболевших вопросов необходимо отметить недостатки в управлении лесами в отдельных регионах, необоснованное сокращение лесных земель вследствие самовольных захватов и изменения целевого назначения лесных земель, нереализованность экономического потенциала отрасли. Многие проблемы носят институциональный и межсекторальный характер.

Наряду с проблемой утраты лесов, отдельно считаю необходимым отметить в целом важность вопросов сохранения биоразнообразия.

В последнее столетие под влиянием человеческой деятельности скорость вымирания видов превысила естественно-эволюционную во много раз (по разным оценкам от 100 до 1000 раз). По оценкам ЮНЕП на сегодняшний день около 20% всех видов позвоночных находятся под угрозой сокращения численности или вымирания.

На территории России система государственной охраны живой природы, покровительственной охраны редких видов, устойчивого использования биоресурсов и развитие сети особо охраняемых природных территорий развивается уже более 100 лет. Этой работой охвачены все природные зоны и основные горные массивы. Всего природные экосистемы России и их биологическое разнообразие сохраняются в около 13 000 особо охраняемых природных территориях разного статуса, включая 103 заповедника и 47 национальных парков, занимающих более 12% площади страны.

Биологическое разнообразие нашей великой страны, климато- и водорегулирующие функций ненарушенных экосистем, их вклад в поддержание глобального баланса углерода является без преувеличения последним барьером, отделяющим нас от глобальной экологической катастрофы. В этой связи укрепление лесного сектора, совершенствование заповедного дела на территории Российской Федерации, системы особо охраняемых природных территорий вижу одним из важнейших направлений нашей совместной работы.

Все изложенное выше подтверждает необходимость принятия решительных мер по охране окружающей среды, в том числе посредством совершенствования законодательной базы в различных отраслях права. И Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти активно в этом направлении работает.

Ровно год назад, в рамках 4-го Всероссийского съезда по охране окружающей среды, мы подводили итоги Года охраны окружающей среды и ставили цели предстоящей работы. Участниками особо отмечалась острая необходимость принятия проекта федерального закона № 584587-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». И вот 21 июля 2014 года Федеральный закон № 219-ФЗ увидел свет.

Убежден, что это событие, без преувеличения, является наиболее действенным шагом не только к стабилизации, но к улучшению экологической обстановки на территории России с момента принятия в 2002 году Федерального закона «Об охране окружающей среды».

При подготовке названного федерального закона была проведена комплексная ревизия понятийного аппарата, сведен к минимуму риск его вольных толкований. Основные принципы охраны окружающей среды дополнены обязательностью финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия. Расширяются полномочия органов государственной власти. Дифференцирован подход к применению мер государственного регулирования в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности. Правовое воплощение получила новая система нормирования в области охраны окружающей среды. Определено правовое регулирование вопросов наилучших доступных технологий. Оптимизирована система государственного экологического надзора. Усовершенствован механизм экологической отчетности. Введены реальные механизмы экономического стимулирования. Сделан значительный шаг к возрождению государственной экологической экспертизы. Усовершенствован механизм платы за негативное воздействие на окружающую среду. Пересмотрена административная ответственность.

Названные, и ряд других положений закона, по мере вступления в законную силу, будет способствовать постепенному переходу предприятий на экологически эффективную модель производства и, соответственно, эффективному снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Кроме того, принят целый пакет законодательных актов, направленных на совершенствование правового регулирования охраны лесов, как основы качества атмосферного воздуха.

Нами внесен и принят Государственной Думой революционный Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

По мнению Комитета, данный Федеральный закон создаст эффективный механизм контроля за оборотом заготовленной древесины, что в свою очередь будет способствовать снижению масштабов незаконных рубок лесных насаждений.

Принят Федеральный закон от 12 марта 2014 года № 27-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов».

Принятые изменения Лесного кодекса позволят:

- усилить охрану лесов и сохранить их природоохранную функцию;

- повысить качество проведения мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней, а также воздействия иных неблагоприятных факторов, что будет гарантироваться участием специалистов, обладающих необходимой квалификацией;

- использовать новый организационный механизм, при котором сроки проведения санитарно-оздоровительных мероприятий уменьшатся в 2-3 раза, и снизить потери лесных насаждений от воздействия неблагоприятных факторов;

- создать условия для того, чтобы не только посадку лесных культур, но и последующий уход за ними осуществляла одна и та же организация, а ее деятельность оценивалась по конечному результату.

Значительным шагом в совершенствовании правового регулирования вопросов сохранения биоразнообразия явилось принятие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части приведения Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в соответствие с действующим законодательством).

Кроме того, не дожидаясь негативных последствий, мы откликнулись на предложения руководства особо охраняемых природных территорий о необходимости расширения перечня должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, совершенных на ООПТ и внесли соответствующие изменения в законодательство. Нас поддержали все заинтересованные органы государственной власти и 387 депутатов Государственной Думы.

Вступил в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 10 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законодательным актом устранен целый ряд внутренних противоречий, а также расширен перечень должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, совершенных на особо охраняемых природных территориях.

Принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года №181-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на совершенствование законодательства в области охраны озера Байкал. Закон снял неопределенность в вопросе об обязательности проведения государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории, а также установил запрет на размещение отходов производства и потребления I, II и III классов опасности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Более того, Законом введена система государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории.

Принят ряд законодательных мер по совершенствованию системы недропользования, его рационализации и экологизации.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №408-ФЗ закреплены обязательства недропользователей по обеспечению безопасности горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недр сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года №261-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в законодательство внесены изменения, которые позволили при разведке и добыче нефти осуществлять размещение попутных вод в пластах горных пород, а также при ликвидации горных выработок использовать вскрышные и вмещающие горные породы.

Безусловно, названные законодательные акты будут способствовать повышению экологической эффективности экономики и сохранению окружающей среды в Российской Федерации. Тем не менее, замедляться в работе по созданию прочных законодательных основ устойчивого развития недопустимо.

На сегодняшний день в портфеле Комитета находится 51 законопроект, с каждым из которых ведется кропотливая работа.

Одной из наиболее приоритетных законодательных инициатив является проект федерального закона № 584399-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами».

В настоящее время мы ожидаем внесения поправок Правительства Российской Федерации, отсутствие которых сегодня является единственным сдерживающим фактором в принятии законопроекта.

Целью законодательной инициативы является создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.

При этом уточняются полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с целью сократить количество отходов, направляемых на захоронение. Предлагается также законодательно закрепить освобождение хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ими отходов в объектах, исключающих воздействия на окружающую среду. Реализация этой нормы будет стимулировать создание экологически безопасных объектов размещения отходов. Устанавливается обязанность производителя продукции утилизировать, обезвреживать или захоронивать произведенную продукцию, утратившую потребительские свойства. Устраняются несоответствия в понятийном аппарате.

После многочисленных обсуждений положения законопроекта были укреплены во избежание злоупотреблений в правоприменительной практике.

Убежден, законопроект будет рассмотрен Государственной Думой в период осенней сессии 2014 года. Затягивать ни в коем случае нельзя.

Не менее остро на повестке дня стоят вопросы охраны почв, как одного из стратегически важных компонентов природной среды, качеством которого в значительной степени определяется успешность мер по обеспечению продовольственной безопасности России. Этот вопрос был подробно рассмотрен Высшим экологическим советом в мае текущего года. Участники заседания единогласно поддержали скорейшее вынесение соответствующего законопроекта на рассмотрение Государственной Думы.

В части лесного законодательства, мы видим значительный потенциал в законопроекте № 448577-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия», внесенном депутатами Комитета. Его принятие и реализация станут залогом успешной работы при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, а также защиты лесов от болезней и вредителей.

Кроме того, необходимо оптимизировать правовой режим защитных лесов, в том числе пересмотреть ограничения на проведение сплошных санитарных рубок в защитных лесах. Следует также пересмотреть ограничения применения химических токсичных препаратов в целях борьбы с болезнями и вредителями лесов в защитных лесах, в том числе в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

Активно идет процесс реформирования законодательства в области особо охраняемых природных территорий, и сохранения биоразнообразия на территории страны.

Проект федерального закона № 630746-6 «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» призван усовершенствовать правовое регулирование в области охраны и использования территорий государственных природных заказников.

Кроме того, скорейшего законодательного решения требуют такие вопросы, как:

- совершенствование регулирования земельных отношений на особо охраняемых природных территориях;

- усиление правового режима государственных природных заповедников и национальных парков, включая запрет на изъятие земельных и лесных участков, расположенных в границах этих особо охраняемых природных территорий, и изменение их целевого назначения;

- определение порядка установления платы за посещение государственных природных заповедников и национальных парков с учетом интересов местного населения, а также особенностей социально-экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- установление закрытого перечня государственных природных заповедников, подлежащих преобразованию в национальные парки и порядок осуществления этого преобразования.

В части законодательства о недрах также ведется активная работа. В декабре месяце мы планируем принять законопроект № 113176-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации». Данный проект федерального закона позволит повысить эффективность управления в области использования и охраны подземных вод.

В высокой степени готовности также находится законопроект № 504864-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации, который направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Весьма актуальными являются вопросы формирования недропользователями фондов, средства которых пойдут на рекультивацию земель, ликвидацию скважин, шахт, нефтяных платформ.

Вовлечение в переработку техногенного сырья, сформированного при переработке товарной руды месторождений, позволит обеспечить более полное использование невозобновляемых природных ресурсов, обеспечить сырьем незагруженные производственные мощности, снизить уровень негативного воздействия на окружающую среду, освободить занимаемые земли.

Особо хочу отметить необходимость срочного решения вопроса по увеличению денежного содержания бюджетным работникам, всем кто служит делу экологии, окружающей среды..

Нам удалось частично решить вопрос с зарплатами работников учреждений Росгидромета. В федеральном бюджете на 2015-2017 года мы «выбили» на эти цели дополнительный 1 миллиард. Но сегодня остается еще огромное количество работников в лесу, на воде, в ООПТ, на чьих плечах сегодня лежит невиданная нагрузка при нищенской зарплате.

К примеру, на одного работающего в лесничестве человека в среднем по России приходится 55 тыс. га площади земель лесного фонда. При этом денежное содержание такого работника составляет всего 55% от среднемесячной заработной платы по всей России.

При этом в силу географических особенностей страны работникам названных отраслей приходится выполнять свои служебные обязанности, в том числе, в суровых условиях крайнего севера, в полярных широтах и труднодоступных уголках России.

Данные обстоятельства уже привели к резкому сокращению штата и отсутствию заинтересованности у молодых специалистов в трудоустройстве в данных сферах.

Сохранение текущих тенденций приведет к утрате работоспособности названных стратегически важных структур.

Эти и многие другие вопросы должны быть решены эффективно, вне зависимости от каких-либо внешних обстоятельств, экономических условий и политических разногласий.

Окружающая среда и ее компоненты – основа существования общества. Природные ресурсы должны использоваться бережно и рационально для того, чтобы наши внуки и правнуки, как и мы сегодня, гордились великим разнообразием природных богатств своей Родины.

Убежден, Федеральный экологический совет будет способствовать этому.

Спасибо!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
В Кашире отметили день рождения Ленинского комсомола
Члены Каширского ГК ЛКСМ, совместно с членами Каширского ГК КПРФ и МОО ООО «Дети Войны», возложили цветы к памятнику В.И. Ленину.

В Московском областном Союзе Советских офицеров
В Московском областном отделении КПРФ прошло общее Собрание представителей Московской областной организации «Союза советских офицеров».





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Два актуальных законопроекта в сфере ветеринарии приняты Госдумой в первом чтении»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Константин Черемисов: Сельскому населению постоянную заботу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Депутаты-коммунисты региональных парламентов Александр Наумов и Леонид Зюганов наметили совместные мероприятия в работе

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда