9 декабря на пленарном заседании Госдумы выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Академик РАН В.И. Кашин по вопросу "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию".
Уважаемые коллеги!
Законопроект, который нам сегодня предлагается рассмотреть, с удивительной смелостью «потрясает основы» земельного законодательства.
Деление земель на категории является одним из краеугольных принципов современных земельных отношений, устоявшимся и традиционным для российского гражданского и земельного законодательства правовым институтом.
Категорирование земель настолько глубоко интегрировано в отечественное и правоприменение, и правосознание, что замена его неким суррогатным «зонированием» бесспорно будет означать не мягкий переход (как нас убеждают авторы законопроекта), а «ломку» сложившихся правовых традиций.
Приведет ли это к эволюции земельных отношений? Весьма сомнительно, вероятнее всего, совсем наоборот. Всем понятно, что когда краеугольный камень извлекается из фундамента здания и заменяется сырым глиняным комом, здание неизбежно обречено на разрушение, и для предотвращения этого потребуется разработка и внедрение дополнительных «опор» - новых методов, способов, механизмов поддержания устойчивости конструкции. Увы, данный законопроект таких механизмов не содержит.
Кроме того, непонятно, чем вызвана необходимость очередных сомнительных земельных реформ именно сейчас, когда страна в сложной экономической и политической ситуации, в тисках санкций и под гнетом международной напряженности? Очевидно, что такие реформы сопровождаются существенными затратами со стороны бюджетной системы. Так почему они не могут быть отложены до более спокойных времен?
Во-первых, совершенно очевидно, что реализация законопроекта потребует переоформления большого массива правоустанавливающих документов на земельные участки, что, как показывает опыт, затягивается на длительный срок, создает препятствия при осуществлении гражданско-правовых отношений, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности, способствует возникновению различных коллизий в правоприменительной практике. При этом вопрос о соответствующем переходном периоде и о порядке переоформления документов оставлен за рамками законопроекта.
Во-вторых, законопроект приведет к изъятию экологической составляющей из закрепленного законодательством подхода к регулированию использования земель.
Редактируя статью, посвященную принципам земельного законодательства, законопроект исключает из Земельного кодекса базовые положения, составляющие содержание понятия правового режима земель. По нашему мнению, правовой режим заключается не только в определении видов деятельности при использовании земельных участков (к чему сводится идея законопроекта), но и в ограничениях и особенностях, связанных с необходимостью охраны земель и других природных ресурсов, а также их защитой и воспроизводством.
Замена понятия «земли» на понятия «территории» и «зоны» приведет к искажению представлений о земле как, в первую очередь, о самостоятельном природном объекте и охраняемом природном ресурсе, средстве производства в сельском и лесном хозяйстве, а не только как об объекте недвижимого имущества и пространственном базисе для размещения каких-либо объектов.
Кроме того, к сожалению, не учитывается, что Земельный кодекс - документ «тонкой настойки», его нормы обладают огромным количеством скрытых взаимосвязей, как внутренних, так и с нормами смежного законодательства. Как нарушаются эти взаимосвязи и как это повлияет на смежные правовые сферы, никто не оценивал. Простой пример: законопроект исключает статью об ограничениях прав на землю. Однако не учитывается, что ее нормы являются опорными для механизма законодательства «Об охоте…», позволяющего осуществлять охоту в охотничьих угодьях, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения независимо от формы собственности на соответствующие земельные участки.
И таких примеров можно привести не один десяток.
В-третьих, нас уверяют, что всем действующим границам категорий земель будет установлено соответствие при зонировании. В частности, границы земель лесного фонда и границы земель особо охраняемых природных территорий, согласно законопроекту, являются соответственно границами лесного фонда и границами особо охраняемых природных территорий.
На первый взгляд, вполне безобидная «техническая» замена. Но это, по нашему мнению, один из главных рисков этого законопроекта.
Мне хочется спросить авторов, а известно ли им, где сегодня находятся границы земель лесного фонда и ООПТ? Подозреваю, вряд ли мы получим вразумительный ответ. Более того, к несчастью, этого точно не знает никто. Потому что из почти 1,2 млрд. га земель лесного фонда на кадастровый учет поставлено менее 20%. При этом в ходе проведения кадастрового учета лесных земель выясняются катастрофические по своим масштабам нарушения лесного законодательства (самозахваты, пересечения и наложения границ). Например, только в 2012-2013 гг. выявлено более 52 тысяч случаев наложения границ земель лесного фонда и земель других категорий, на площади более 85 тысяч гектар (!).
И, совершенно очевидно, что это лишь верхушка айсберга. В отношении значительного количества земель особо охраняемых природных территорий федерального значения и подавляющего большинства особо охраняемых природных территорий регионального значения кадастровый учет вообще не осуществлялся.
Не хочется думать о коррупционной составляющей, но в данном контексте поле для принятия усмотренческих решений весьма широко. И касаться такие решения будут в первую очередь, конечно, самых «лакомых» - лесных и других охраняемых земель, расположенных в непосредственной близости наших мегаполисов.
Счетная палата Российской Федерации в своих отчетах по результатам контрольных мероприятий неоднократно указывала на необходимость обеспечения совместимости и сопоставимости данных государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости, расхождения в сведениях которых относительно границ земель лесного фонда и лесных участков в их составе в настоящее время составляют сотни тысяч гектар. Поэтому без полномасштабной инвентаризации лесных земель и земель ООПТ, корректного и однозначного описания в государственном кадастре недвижимости их границ (которое потребует нескольких лет и десятков миллиардов дополнительных бюджетных средств), никакого соответствия границ установить невозможно.
В противном случае, в результате принятия законопроекта появится возможность произвольного «перекраивания» границ земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий. По нашему мнению, столь масштабные изменения в правовом регулировании земельных отношений не оправдывают ослабления правового режима земель, подлежащих особой охране, и уж тем более не должны служить основанием для «амнистирования» многочисленных земельных правонарушений, связанных с использованием земель не по целевому назначению.
Ну и нельзя игнорировать тот факт, что сегодня, когда под угрозой продовольственная безопасность, когда мы тратим более 50 миллиардов на импорт продуктов питания, любые решения и реформы, которые хотя бы потенциально создают опасность утраты остатков наших продуктивных сельскохозяйственных угодий, не могут быть признаны ни оправданными, обоснованными, ни своевременными. Это противоречит, в первую очередь, тому поручению Президента РФ, на реализацию которого направлен этот законопроект, а также другим его поручениям, касающимся укрепления продовольственной безопасности страны.
С учетом изложенного, этот законопроект не может быть нами поддержан, мы будем голосовать против.