В.И. Кашин выступил в Госдуме в защиту сельскохозяйственных земель

Пресс-служба МК КПРФ

9 декабря на пленарном заседании Госдумы выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Академик РАН В.И. Кашин по вопросу "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию".

Уважаемые коллеги!

Законопроект, который нам сегодня предлагается рассмотреть, с удивительной смелостью «потрясает основы» земельного законодательства.

Деление земель на категории является одним из краеугольных принципов современных земельных отношений, устоявшимся и традиционным для российского гражданского и земельного законодательства правовым институтом.

Категорирование земель настолько глубоко интегрировано в отечественное и правоприменение, и правосознание, что замена его неким суррогатным «зонированием» бесспорно будет означать не мягкий переход (как нас убеждают авторы законопроекта), а «ломку» сложившихся правовых традиций.

Приведет ли это к эволюции земельных отношений? Весьма сомнительно, вероятнее всего, совсем наоборот. Всем понятно, что когда краеугольный камень извлекается из фундамента здания и заменяется сырым глиняным комом, здание неизбежно обречено на разрушение, и для предотвращения этого потребуется разработка и внедрение дополнительных «опор» - новых методов, способов, механизмов поддержания устойчивости конструкции. Увы, данный законопроект таких механизмов не содержит.

Кроме того, непонятно, чем вызвана необходимость очередных сомнительных земельных реформ именно сейчас, когда страна в сложной экономической и политической ситуации, в тисках санкций и под гнетом международной напряженности? Очевидно, что такие реформы сопровождаются существенными затратами со стороны бюджетной системы. Так почему они не могут быть отложены до более спокойных времен?

Во-первых, совершенно очевидно, что реализация законопроекта потребует переоформления большого массива правоустанавливающих документов на земельные участки, что, как показывает опыт, затягивается на длительный срок, создает препятствия при осуществлении гражданско-правовых отношений, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности, способствует возникновению различных коллизий в правоприменительной практике. При этом вопрос о соответствующем переходном периоде и о порядке переоформления документов оставлен за рамками законопроекта.

Во-вторых, законопроект приведет к изъятию экологической составляющей из закрепленного законодательством подхода к регулированию использования земель.

Редактируя статью, посвященную принципам земельного законодательства, законопроект исключает из Земельного кодекса базовые положения, составляющие содержание понятия правового режима земель. По нашему мнению, правовой режим заключается не только в определении видов деятельности при использовании земельных участков (к чему сводится идея законопроекта), но и в ограничениях и особенностях, связанных с необходимостью охраны земель и других природных ресурсов, а также их защитой и воспроизводством.

Замена понятия «земли» на понятия «территории» и «зоны» приведет к искажению представлений о земле как, в первую очередь, о самостоятельном природном объекте и охраняемом природном ресурсе, средстве производства в сельском и лесном хозяйстве, а не только как об объекте недвижимого имущества и пространственном базисе для размещения каких-либо объектов.

Кроме того, к сожалению, не учитывается, что Земельный кодекс - документ «тонкой настойки», его нормы обладают огромным количеством скрытых взаимосвязей, как внутренних, так и с нормами смежного законодательства. Как нарушаются эти взаимосвязи и как это повлияет на смежные правовые сферы, никто не оценивал. Простой пример: законопроект исключает статью об ограничениях прав на землю. Однако не учитывается, что ее нормы являются опорными для механизма законодательства «Об охоте…», позволяющего осуществлять охоту в охотничьих угодьях, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения независимо от формы собственности на соответствующие земельные участки.

И таких примеров можно привести не один десяток.

В-третьих, нас уверяют, что всем действующим границам категорий земель будет установлено соответствие при зонировании. В частности, границы земель лесного фонда и границы земель особо охраняемых природных территорий, согласно законопроекту, являются соответственно границами лесного фонда и границами особо охраняемых природных территорий.

На первый взгляд, вполне безобидная «техническая» замена. Но это, по нашему мнению, один из главных рисков этого законопроекта.

Мне хочется спросить авторов, а известно ли им, где сегодня находятся границы земель лесного фонда и ООПТ? Подозреваю, вряд ли мы получим вразумительный ответ. Более того, к несчастью, этого точно не знает никто. Потому что из почти 1,2 млрд. га земель лесного фонда на кадастровый учет поставлено менее 20%. При этом в ходе проведения кадастрового учета лесных земель выясняются катастрофические по своим масштабам нарушения лесного законодательства (самозахваты, пересечения и наложения границ). Например, только в 2012-2013 гг. выявлено более 52 тысяч случаев наложения границ земель лесного фонда и земель других категорий, на площади более 85 тысяч гектар (!).

И, совершенно очевидно, что это лишь верхушка айсберга. В отношении значительного количества земель особо охраняемых природных территорий федерального значения и подавляющего большинства особо охраняемых природных территорий регионального значения кадастровый учет вообще не осуществлялся.

Не хочется думать о коррупционной составляющей, но в данном контексте поле для принятия усмотренческих решений весьма широко. И касаться такие решения будут в первую очередь, конечно, самых «лакомых» - лесных и других охраняемых земель, расположенных в непосредственной близости наших мегаполисов.

Счетная палата Российской Федерации в своих отчетах по результатам контрольных мероприятий неоднократно указывала на необходимость обеспечения совместимости и сопоставимости данных государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости, расхождения в сведениях которых относительно границ земель лесного фонда и лесных участков в их составе в настоящее время составляют сотни тысяч гектар. Поэтому без полномасштабной инвентаризации лесных земель и земель ООПТ, корректного и однозначного описания в государственном кадастре недвижимости их границ (которое потребует нескольких лет и десятков миллиардов дополнительных бюджетных средств), никакого соответствия границ установить невозможно.

В противном случае, в результате принятия законопроекта появится возможность произвольного «перекраивания» границ земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий. По нашему мнению, столь масштабные изменения в правовом регулировании земельных отношений не оправдывают ослабления правового режима земель, подлежащих особой охране, и уж тем более не должны служить основанием для «амнистирования» многочисленных земельных правонарушений, связанных с использованием земель не по целевому назначению.

Ну и нельзя игнорировать тот факт, что сегодня, когда под угрозой продовольственная безопасность, когда мы тратим более 50 миллиардов на импорт продуктов питания, любые решения и реформы, которые хотя бы потенциально создают опасность утраты остатков наших продуктивных сельскохозяйственных угодий, не могут быть признаны ни оправданными, обоснованными, ни своевременными. Это противоречит, в первую очередь, тому поручению Президента РФ, на реализацию которого направлен этот законопроект, а также другим его поручениям, касающимся укрепления продовольственной безопасности страны.

С учетом изложенного, этот законопроект не может быть нами поддержан, мы будем голосовать против.

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда