Останутся ли в Подмосковье бесплатные дороги
Начало Нового года: наши граждане привычно ждут от властей очередных «сюрпризов» - повышения цен, новых налогов и прочее. Наступивший 2016 оправдывает ожидания: рубль обесценивается, инфляция галопирует, цены растут, доходы населения падают. Федеральное Правительство во всем винит дешевеющую нефть и санкции западных «супостатов». Само же Правительство, как бы ни при чем, а то, что оно практически ничего не делает чтобы слезть с нефтяной иглы и развивать промышленность и сельское хозяйство - это не в счет. Не отстают от Федералов и региональные власти.
В первый месяц 2016 года Правительство Московской области заявило о планах строительства платных переездов над железными дорогами. Конечно, переезды над железными дорогами нужны области и чем быстрее, тем лучше. Сейчас в Москве и Подмосковье насчитывается около 10 миллионов автомобилей и их количество каждый год увеличивается на сотни тысяч. Высок транспортный поток и из других регионов. Движение по железнодорожным магистралям Московского транспортного узла интенсивное. Действующие наземные железнодорожные переезды, в области их более 700, не справляются с транспортным потоком. Многокилометровые пробки около них стали обыденностью.
Вывод очевиден – необходимо ускоренными темпами развивать дорожную сеть. Реконструировать действующие дороги, строить новые трассы, развязки и конечно переезды над железными дорогами.
Для того чтобы хоть как-то решить проблему железнодорожных переездов в Подмосковье, в 2013 году была принята и реализуется программа «Свободный проезд» по строительству 17 автомобильных мостов над железными дорогами. В рамках этой программы уже построено 5 виадуков и 6 находятся в разной степени готовности. Но намеченных переездов мало, требуется не менее 100 путепроводов над железной дорогой. И вот 10 января, Правительством области, было объявлено о планах по строительству 12 платных железнодорожных переездов за счет инвесторов. Правда, выясняется, что решение было принято еще в июне 2015 года на Петербургском Экономическом форуме, а озвучено только сейчас. Идея переложить бремя содержания и строительства дорожно-транспортной инфраструктуры на граждан не нова. Министерство транспорта РФ в свое время разработало стратегию, по которой все расходы на дорожно-транспортную инфраструктуру предлагается переложить на водителей. Что же касается железнодорожных переездов, то еще в 2010-11 годах РЖД разрабатывало планы по строительству платных автомобильных мостов, но планы так и остались планами. А теперь их реанимировали и решили реализовать в стратегически важном для страны регионе - Подмосковье.
Проблема дорог и переездов возникла не вдруг, а копилась годами. Складывается впечатление, что доведение дорожной сети до критического состояния, продиктовано желанием передать транспортные коммуникации в частные руки. Почему же планы по строительству платных переездов в Подмосковье решили реализовать в период нарастания экономического кризиса? Цены и инфляция растут, предприятия и организации сокращают работников, доходы подавляющего большинства народа падают и их благосостояние ухудшается. Власть, вместо того, чтобы поднимать промышленность и сельское хозяйство, перекладывает свои просчеты в экономической политике на граждан. За счет населения пытается латать бюджетные дыры. Растут тарифы на услуги ЖКХ, вводятся налоги на имущество и землю по кадастровой стоимости, сборы на капитальный ремонт. В Подмосковье пенсионеров лишили права на бесплатный проезд на общественном транспорте Москвы. Теперь у региональных властей возникла идея строительства платных железнодорожных переездов. Звучат также предложения о платных областных дорогах, прорабатываются планы о введении платных парковок в городах области. Так недалеко и до введения платы за проезд по городам и микрорайонам. Конечно, бюджетных средств области на строительство переездов не хватает. В какой-то степени, проблему можно решить за счет привлечения инвестиций на строительство платных автомобильных мостов. Но только в том случае, если сохраняются действующие бесплатные переезды. Иначе - возникает конфликт интересов: частным концессионерам необходимо вернуть вложенные средства и получить прибыль.
Им не выгодно сохранение действующих бесплатных переездов рядом с платными. В этом случае бесплатная альтернатива платному переезду может находиться в 10 и более километрах.
В России действует только один платный мост через железную дорогу - в Рязани. Наземный переезд уже несколько лет перекрыт блоками и как бы ремонтируется.
Даже на платных трассах, при наличии альтернативы, инвесторы взвинчивают не подъемную плату за проезд. Такая ситуация сложилась на платной трассе М-11. Автомобилисты предпочли стоять в пробках на Ленинградке, чем платить за проезд по платному дублеру. На платном участке трассы М-4 (Дон) с 18 января плата для легковых автомобилей подскачила до 100 рублей. В случае же с переездами доступность бесплатного дублёра тем более вызывает сомнение. К тому же практика закрытия наземных железнодорожных переездов реализуется давно: их количество, по стране, сократилось на 37%.
Решить многие проблемы, в том числе и транспортную, власть могла бы, но для этого необходима смена экономической политики. Однако действующая власть продолжает прежний курс в угоду олигархам и бюрократии. Правительство категорически отказывается ввести прогрессивную шкалу налогообложения и государственную монополию на алкоголь и табак. Только эти меры позволили бы пополнить бюджет на 6 триллионов рублей, при сегодняшнем федеральном бюджете в 13 триллионов, это была бы существенная прибавка. Правительство предпочитает выжимать недостающие средства из населения, в результате геометрически растет число бедных. Более 23 миллионов Россиян живут за чертой бедности.
Поэтому, если строить платную эстакаду над железной дорогой, то необходимо сохранить действующий бесплатный наземный переезд, а не идти на ухищрения, ссылаясь на необходимость его отремонтировать и под этим предлогом закрыть.
В Подмосковье планируется строительство, а кое-где строятся железнодорожные пути для скоростных поездов, В этом случае, функционирование наземных, бесплатных, переездов затруднено. В этом случае автомобилистов лишат альтернативы и заставят платить за проезд.
Стоимость проезда по платному сегменту не должна превышать 10-30 рублей, в зависимости от типа автомобиля. Причем должны быть предусмотрены льготы или бесплатные абонементы для местных жителей и хозяйствующих субъектов прилегающих к переезду муниципалитетов.
Но учитывая, что инвестировать строительство и соответственно войдут в концессию зарубежные инвесторы, можно ожидать высоких цен за проезд. Зарубежные «партнёры» не страдают альтруизмом, а свои инвестиции и соответственно их возврат и прибыль оценивают в Европейской валюте и долларах США. Поэтому плату за проезд они будут привязывать к курсу этих самых валют.
При строительстве платных переездов необходимо взвесить все риски, чтобы не получилось - хотели, как лучше, а получилось как всегда. А у наших властей, как всегда – это за счет народа залатать бюджетные дыры, ну и конечно одарить аффилированные структуры. Правда, если не учитывать интересы населения, то можно получить негативные последствия для экономики и рост социального напряжения.