Почему вопрос импортозамещения и промышленной политики как никогда актуален в нынешних условиях?
Проводившаяся начиная с ельцинских времен политика встраивания России в так называемую «мировую экономику» предполагала, что экономический потенциал страны должен сосредоточиться на своих естественных преимуществах и поставлять на Запад сырьевые продукты добывающих отраслей и металлургии. На полученные от сырьевого экспорта средства предполагалось закупать промышленные товары, товары народного потребления и даже продовольствие. Что при реализации такой политики произойдёт с отечественной промышленностью высоких переделов и сельским хозяйством, гайдаровское правительство не интересовало: всем памятна фраза А. Чубайса о «не вписавшихся в рынок».
Порочность курса на превращение России в «сырьевой придаток», была доказана не раз – как с политической, так и с экономической точек зрения. Россия, как огромная страна с самыми протяжёнными в мире границами, не может вести пассивную внешнюю политику. Цены на экспортируемые Россией сырьевые товары крайне нестабильны ввиду развивающегося кризиса мировой капиталистической системы. В настоящее время все мы являемся свидетелями того, как сработали оба названных риска. Защищая свои законные интересы, Россия получила острый конфликт с Западом и, одновременно, цены на сырьевые товары, экспортируемые из России, в связи с кризисом упали. Таким образом, приток валютной выручки в страну существенно сократился, а вот зависимость от импортных поставок для отечественной экономики никуда не делась.
В условиях противостояния с агрессивными элитами Запада и продолжающегося мирового кризиса, отсутствия политики в области промышленности упование на «невидимую руку рынка» губительно и недопустимо. Население нуждается в доступных товарах народного потребления, экономика нуждается в промышленных товарах, а удовлетворять их спрос за счёт импорта, по мере нарастания кризиса и сокращения притока валюты в страну, будет всё труднее.
Волей-неволей логика развития событий заставляет страну вступать в конкуренцию на внутреннем рынке.
Много говорится о влиянии финансовой политики на отечественного производителя. К сожалению, вне поля зрения общества остаётся одна из основных проблем – низкий уровень разделения труда в стране. Помимо дешёвого кредита, иностранные конкуренты имеют доступ к любым материалам, комплектующим, оборудованию и техническим решениям, словом, всему тому, что в России, зачастую, невозможно приобрести ни за какие деньги.
Упомянутый фактор играет огромную и явно недооценённую роль в отставании промышленности нашей страны от передового уровня. Но проблема разделения труда – вовсе не повод для отказа от развития отечественного производства.
Повысить конкурентоспособность отечественного производителя можно на локальном уровне отдельного предприятия, за счёт оригинальных, дающих преимущество инженерных решений. К сожалению, этот пусть доступен только для относительно крупных производителей, лидеров отраслей, большой оборот которых позволяет тратить ресурсы на инженерные разработки и исследования. Молодые начинающие предприятия, а также неблагополучные производители, просто не могут себе позволить нести такие затраты.
Другим способом повысить уровень разделения труда может стать отраслевое объединение производителей – кластер. В кластере территориально сконцентрированные предприятия, принадлежащие к одной отрасли, предъявляют большие объёмы спроса к поставщикам сырья, сервиса и технических решений. Возникает известный в экономической науке эффект масштаба. Расходы на разработку инженерных решений и исследований падают уже не на одно предприятие, а на десятки или даже сотни производителей. Ускоряется и упрощается логистика, поскольку поставщики сырья и оборудования осуществляют поставки на локализованную территорию кластера.
Кроме того, население, проживающее рядом с территорией кластера, приобретает опыт работы на предприятиях отрасли, создает для неё среду и закладывает её традиции. Это явление хорошо заметно в Московской области, на примерах таких городов, как Королёв, Мытищи и Фрязино, известных центров авиакосмической отрасли, электроники и машиностроения.
Кластеры позволяют приобрести их участникам весомые преимущества в конкурентной борьбе. В тоже время этот путь потребует серьёзных усилий от экономических властей страны. Необходимо определить отраслевые точки роста для потенциальных кластеров, предоставить инфраструктуру для их размещения и организовать предприятия, имеющие компетенции для работы в выбранных для кластеров отраслях.
Учитывая невнятную, непрофессиональную и пассивную позицию, занятую нашими экономическими властями в отношении экономики в целом и промышленной политики в частности, надежды на осмысленные действия с их стороны мало.
В своём нынешнем виде государственная машина страны не способна реагировать на вызовы в экономике по идеологическим и организационным причинам. Экономический блок правительства зациклен на либеральных теориях вчерашнего дня, отвергнутых даже на Западе и не в состоянии разрабатывать и осуществлять решения насущных проблем страны, а его работа выстроена таким образом, что от него этого и не требуется.