8 февраля 2016 года Московская областная Дума вышла с законодательной инициативой в Государственную Думу о внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Чем продиктована данная инициатива? Комбинацию с передачей полномочий контрольно-счетных органов с уровня поселений на уровень района в 2015 году силовым методом опробовали в районах Московской области, что фактически привело к срыву внешнего финансового контроля в поселениях. Началось с идеи передачи полномочий контрольно-счетных органов от поселений на уровень районов, что явилось фактически уничтожением местного самоуправления.
Где уговорами, а где с нарушением 131-ФЗ и 6-ФЗ представительные органы стали передавать эти полномочия. Возникли многие конфликты, обращения в прокуратуру вплоть до Генеральной, судебные разбирательства. Органы прокуратуры и суды по одному и тому же вопросу принимали противоположные решения.
Контрольно-счетная палата Московской области направила письмо с рекомендацией передать полномочия, но, когда столкнулась с массой протестов с мест о нарушении законодательства, стала отвечать, что это не их вопрос и они не вправе вмешиваться (двурушничество подтверждается документально). Это суть одного вопроса.
Суть инициативы в том, что решение об изменении структуры органов местного самоуправления, касающееся контрольно-счетных органов поселений, внесенное в уставы городских и сельских поселений действующими представительными органами, вступает в силу не при следующем созыве представительного органа, а сразу после публикации данного решения в СМИ. Это создает условия представительным органам местного самоуправления для ликвидации контрольно-счетных органов поселений. Данная законодательная инициатива кардинально подрывает принципы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а именно в части структуры органов местного самоуправления ликвидирует независимость и самостоятельность контрольно-счетных органов, уничтожает принцип незаинтересованности действующих депутатов в принятии решений по вносимым изменениям в Устав поселения. Могут мотивировать тем, что это касается только контрольно-счетных органов, но это также выборные органы и их работодателем являются избиратели.
Председатели контрольно-счетных органов являются муниципальными должностными лицами, и их полномочия не могут прерываться, решение об их отставке может принять только суд. Предлагаемая законодательная инициатива практически отменяет ст. 8 «Гарантии статуса должностных лиц контрольно-счетных органов» № 6-ФЗ и ряд других положений законодательства. Вступает в противоречие с нормами «Европейской хартии местного самоуправлении», в том числе, в части гарантий должностным лицам местного самоуправления (ст. 7).
В целом, законодательная инициатива ведет к ликвидации внешнего финансового контроля в поселениях, ставит муниципальные образования поселений в подчинение и зависимость от другого муниципального поселения, что категорически не допускает № 131-ФЗ о местном самоуправлении, а также открывает дорогу для произвола по отношению к органам местного самоуправления на уровне поселений.
Недавно на еженедельной видеоконференции, видимо, докладчик Мосавтодора докладывал губернатору и дословно сказал: «Не можем ремонтировать дороги, потому что поселения не передают дороги». Вопрос: а при чем здесь дороги всех поселений? Однако реакция губернатора была резкой: передать дороги к 1 марта. Сельские поселения в соответствии с законом передали, в городских поселениях надо аналитически подходить. Раньше мы страдали от районных служб, с которыми были заключены контракты: небольшой снег – и рейсовые автобусы вязли в снегу, скорая помощь не могла проехать по Краснозаводску. На центральной улице тротуар не чистили, был сугроб. Звоним: почему не убираете? Ответ: а нам задание убирать там-то. Создали МУП «Горблагоустройство», купили более 11 единиц разной дорожной техники, дороги стали лучшими в районе, по тротуарам свободно проезжают с детскими колясками. Теперь административным нажимом требуют под угрозами применения жестких мер: передайте дороги, полномочия и технику в безвозмездное пользование.
Мы что, не справляемся со своими полномочиями?
Следующее, передача полномочий по формированию и исполнению бюджета… Это уже окончательное выхолащивание и уничтожение местного самоуправления. Депутаты говорят – а зачем тогда мы здесь нужны? До 2007 года был консолидированный бюджет. Поселения были на сметах, которые не исполнялись. Спрашивали, почему нет финансирования, отвечали: а вы что, не знаете – районный бюджет дефицитный? Да, но одно поселение получало, допустим, 95%, а мы – 70%. Причем с передачей разных полномочий требуют передачи штатных единиц и средств из местного бюджета, превышающих наши затраты на полномочия. Рекомендательным письмом Минфина области с приложением «дорожной карты» надо перечислить 818 тысяч рублей на передаваемую штатную единицу против 300 тысяч рублей, что сейчас тратятся. В чем оптимизация, в чем польза, которой все объясняют?
Также и по требованию передачи других полномочий. К лету обещают требовать передачи других полномочий. Так, мы не против передачи полномочий по переселению аварийного жилья. Тут вообще цирк. Программа переселения аварийных домов, признанных таковыми до 2012 года, в Краснозаводске не выполнена. Надо было отчитаться перед президентом, что выполнена. Последовала, мягко скажем, «просьба»: признайте снова дома аварийными в 2015 году. Наш вопрос: а если что случится, кто будет отвечать за махинацию? Ответ: ваш глава.
В свое время губернатор взял на себя отлов безнадзорных собак и вскоре вернул поселениям, почему-то не захотел их отлавливать.
Пока городское поселение Краснозаводск никаких полномочий и имущества не передало.
Особый вопрос о МособлЕИРЦ, который является элементарным грабежом средств жителей, уплаченных управляющим компаниям, прямо ставят управляющие компании на путь банкротства. В 2013 году мы создали коммунальный МУП. Навязали ЕИРЦ – будет расщеплять платежи, но у нас долгов сейчас нет, в чем польза? В первом полугодии 2015 года по договору платили 600 тысяч рублей, МУПу расчет, распечатка, доставка квитанций обходилась в 100 тысяч рублей, за что 500 тысяч? Чистый убыток из кармана жителей за 6 месяцев – 3 млн. За год убыток у нашей управляющей компании будет 2 млн 400 тысяч рублей.
И еще один вопрос. В Московской области за капитальный ремонт жители платят 8 рублей 30 копеек с одного квадратного метра площади, что, кстати, намного больше, чем в других субъектах. Администрации по закону никакого отношения к капремонту не имеют. А что на деле? Областной оператор выставляет лоты по 70–100 млн, чем местные малые строительные фирмы отсекаются. Аффилированные победители приводят вторых, третьих абсолютно неквалифицированных субподрядчиков.
Так, в Краснозаводске в августе 2015 года, начав капремонт систем отопления, в нескольких домах срезали трубы и радиаторы, все бросили и в отопительный сезон в ноябре и декабре жители остались без отопления. Мало того, залили много квартир. А на встрече с жителями на их жалобы глава района поднимает главу поселения: что у тебя? Мы раньше, например определенную работу делали за 1,5 млн, а если 2 млн, подрядчик прыгал от восторга. Сейчас ту же работу областной оператор делает за 4 млн и больше. За качеством контроля нет. Так, ремонт кровель на многоквартирных домах по сметам – 1,5 млн, недоделки на 200 тысяч рублей. А лифты меняют, они по ценам – как самые крутые «Мерседесы».
В год поселение перечисляет 21 млн, сейчас областной оператор часть средств оставляет в счет непонятного «будущего». Район получил право дополнительного перераспределения, и в итоге в 2016 году город получит 18 млн.
И все эти безобразия только в нашем 15-тысячном маленьком городском поселении, а что же творится по области, можно догадываться. Надо доходить до поселений, чтобы это звучало в Мособлдуме, на страницах нашей партийной печати, особый резонанс местных проблем по защите местного самоуправления должен звучать в предстоящей предвыборной кампании.