Можно долго спорить о том, какая из сфер жизнедеятельности человека является главной, но неизменно остается одно – любые профессиональные и жизненные навыки приобретаются только в процессе обучения. Формирование личности человека происходит именно в стенах учебных заведений. Образование является фундаментом для построения успешного государства. На сегодняшний день есть множество проблем в сфере образования, связанных с качеством предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями образования услуг, которые требуют незамедлительного решения, так как уже сами по себе они разрушительны для нашего будущего. Но существует и еще одна немаловажная проблема – проникновение коррупции в сферу образования.
В своих предыдущих публикациях по образованию я уже упоминал, например, о финансировании образовательных учреждений на приобретение печатных изданий (учебников). Закупка осуществляется по заказу, сформированному ОУ, посредством трехстороннего договора с обязательным заказом 75% товара у настоятельно рекомендованных издательств («Просвещение»), как правило, по ценам выше среднерыночных! Теперь еще интереснее. В Московской области повсеместно вводится централизация закупочной деятельности в муниципальных образованиях. Закупочные конкурсные процедуры переходят из рук учреждений в службы, организованные при администрациях городов и муниципальных районов. Так, организация питания детей в детских дошкольных образовательных учреждениях и школах теперь будет определяться одним поставщиком. Не коррупционная ли составляющая? Ведь данное объединение, укрупнение уменьшает процесс здоровой конкуренции и практически лишает возможности участвовать в конкурсных процедурах представителей малого и среднего бизнеса. А внедрение единого электронного магазина для осуществления неконкурсных (до 400 тысяч рублей) закупок с четким перечнем фирм и организаций, у которых можно закупать необходимую продукцию? Как вам это нравится? Может быть, надо провести расследование на предмет родственных или дружеских связей этих фирм с администрациями?!
Отдельная песня – единый государственный экзамен. С введением оного коррупционная составляющая, казалось бы, должна была бы исчезнуть, но на самом деле произошло лишь смещение ее и расширение круга лиц, имеющих доступ к незаконному обогащению. Преподаватель сегодня – это не авторитет и не достойный пример для подражания, а жалкий коммерсант. Ни для кого не секрет, что полученные высокие баллы на ЕГЭ нельзя ставить в заслугу преподавателю, который изо дня в день учил ребенка своему предмету. Родители давно не верят в эту возможность. Талантливые, знающие свой предмет и шагающие в ногу со временем учителя работают в школе только для того, чтобы иметь возможность для получения своего основного дохода – от репетиторства. Причем далеко не факт, что регулярные индивидуальные занятия с наставником дают столь высокие результаты. Никто не исключает возможности телефонной или интернет-связи с преподавателем во время проведения экзамена, конечно, за отдельную плату. Да и вузы зачастую темнят с количеством баллов, необходимым для поступления. С коррупцией сталкивается сначала абитуриент, пытаясь быть зачисленным на бюджетное место, а потом практически каждый студент во время сдачи экзаменов. Сегодня можно купить любую письменную работу, зачет или экзамен. Сумма зависит от сложности и важности предмета для специальности студента (самые дорогие – профильные дисциплины) и, конечно, от оценки. Искать в этом случае правды у ректора или деканов вуза нет смысла, ведь ни один преподаватель не требует взятку, не будучи уверенным, что в случае чего его подстрахуют представители руководства университета или института.
При этом из детских садов, школ и вузов делают «бизнес-центры», вынуждая зарабатывать деньги не только на нужды, касающиеся развития образовательной среды, но и на содержание и ремонт учреждений (ведь в муниципалитетах вечно не хватает денег). Бремя платить за это, конечно, ложится на плечи родителей в самых различных формах: дополнительные платные услуги, присмотр и уход, кружки, спортивные секции и многое другое.
И таких примеров бездумных оптимизаций, реформ, начинаний можно привести достаточно большое количество. А может быть, они не совсем уж бездумные? Может быть, после окончания приватизации и распродажи земли это просто надежный постоянный источник доходов для наших чиновников? Что же делать? Можно ли победить коррупцию? Да, можно. Для этого не надо бороться с ней как со следствием, необходимо устранить причины ее возникновения, что сделать нетрудно. Нужно вернуться к старой доброй советской системе образования, которая полностью исключит бюрократию, коррупцию и позволит снова выйти России на лидирующие позиции во всех областях науки и производства.