24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник отмечают в образовательных учреждениях, к нему приурочивают различные научные конференции, книжные ярмарки, литературные чтения и т.п.
Однако масштаб празднования не сопоставим со значением события, которое, по сути, заложило фундамент нашей идентичности, определило вектор развития. Более того, возникают вполне обоснованные опасения, что вообще этот праздник перестанет что-то значить для большинства наших сограждан. Опасения основываются на результатах, к которым привела проводимая либеральным руководством страны политика в сфере образования, культуры.
По данным различных исследований более 30% населения страны считает себя полностью нечитающими или малочитающими. Что вообще-то неудивительно, т.к. по существу все последние годы ведётся погром инфраструктуры и культуры чтения. Например, сокращается количество общедоступных библиотек. Из расчета социальных нормативов, в России должно быть более 26тыс. библиотек, а на конец 2014г. их число составило чуть более 5тыс. В Московской области за прошлый год, Год литературы, была упразднена 31 библиотека (в начале года насчитывалось 998 библиотек, а в конце уже 967). Всего же за пять лет область лишилась 294 библиотек.
Сокращение не менее чем на треть количества часов по литературе, натаскивание на ЕГЭ по русскому языку резко ухудшило качество преподавания этих предметов, что стало одним из главных факторов потери подрастающим поколением культуры чтения.
В октябре прошлого года на обсуждение была представлена концепция преподавания русского языка и литературы в школе, разработанная рабочей группой, которую возглавлял председатель ГДФСРФ С. Нарышкин. В концепции вполне справедливо были обозначены такие проблемы, как недостаточное владение выпускниками школы навыками правильной устной и письменной речи, снижение интереса к чтению. Но пути решения этих проблем вызывает серьёзные опасения.
Например, такой абзац «Курс русского языка в школе в последние годы значительно изменился: больше внимания уделяется развитию речевых способностей учащихся; уходит в прошлое приоритетное значение орфографических и пунктуационных навыков как таковых. Однако соотношение теоретических и прикладных элементов содержания предмета «Русский язык» еще далеко от оптимального». И каков путь «оптимизации» - отказ вообще от теории, орфографии и пунктуации? В рунете широко распространился жаргон, провозгласивший кредо «пиши, как слышишь», и более 5 млн. человек признают, что пользуются этим языком регулярно.
Язык – первостепенный и наиболее очевидный признак народа, в котором проявляются такие его важнейшие особенности и черты, как национальная психология, склад его мышления и пр. Кроме того, язык – средство передачи предшествующего опыта. Что получается? Меняется язык, меняются способ мышления, видение окружающего, а значит и ценности, и национальный характер и т.д. Кроме того, сейчас активно стали распространяться субъязыки, своеобразные новоязы, включающие сленги, жаргоны, речевые шаблоны и штампы, англицизмы и пр. Особенно широкое распространение они получили в молодёжной среде, подчас молодых людей совершенно невозможно понять. А это ведёт к расслоению общества, потере связи поколений. Все негативные последствия этих тенденций для общества очевидны.
Концепция предлагала закрепить происходящий процесс снижения языковой культуры общества, введя два уровня ЕГЭ по русскому языку – базовый и профильный. Но пока отказались от этой идеи. Пожалуй, это единственный позитивный результат обсуждения.
Что касается снижения интереса к чтению, то концепция объясняет это «несоответствием изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся», «несоответствием речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений», «отсутствием произведений современной литературы, рассказывающим о жизни и проблемах современных детей и подростков».
Как предлагается повысить интерес к чтению? Привести количество изучаемых произведений в соответствие с существующим временем на их изучение. «Программы должны строиться с учетом существования разных читательских групп среди учащихся, предлагать посильные для каждой группы объемы чтения».
Т.е. предлагается не увеличить количество часов на изучение литературы, а привести в соответствие список изучаемых произведений с часами, вполне очевидно, что за «приведением в соответствие» кроется сокращение. Значит, число изучаемых произведений надо сократить, но какие в первую очередь? Конечно те, которые, якобы, недоступны для современных детей, не соответствуют их возрастным особенностям, «речевому опыту». А это, по существу вся классика!
Кроме того, предлагается разделить школьников, создав программы по литературе для элиты и для простого большинства. Для последних превратить школьный предмет литературу в кружок занимательного чтения. Всё это приведёт к интеллектуальной и духовной деградации большинство молодых людей.
Произведения русской классики обладают не только высокой художественной ценностью, они проникнуты патриотизмом, идеями справедливости, добра. Именно поэтому русская классическая литература в советской школе была одним из основных факторов, обеспечивающих духовно–нравственное воспитание юношей и девушек. Недаром, в тяжёлые годы Великой Отечественной войны количество часов, отведенных на изучение литературы в школе, было увеличено.
С 90-х годов роль литературы как ключевого звена нравственного воспитания в школе неуклонно умаляется и уничтожается. При этом через СМИ внедряются аморальные нормы.
Как результат произошла заметная деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей. Согласно опросу Института социологии РАН (2011г.), уже 55% молодых людей (т.е. большинство) готовы переступить через моральные нормы, для того чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи считают приемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену. Самой приемлемой из аморальных практик для молодёжи является практика сознательного обмана кого-то для достижения своих целей. Её противниками являются лишь чуть более трети молодых людей, а прибегали к ней 41–45%% молодежи. Таким образом, обман ради наживы считается в среде молодежи нормой.
Противопоставить этой разрушительной для страны реальности способно только возрождение воспитательного потенциала школы. Но это возможно при кардинальном изменении образовательной политики, тогда, когда образование из услуги вновь станет важнейшим фактором обеспечения социального и духовно–нравственного воспроизводства самого человека. Пытаясь хоть как-то уменьшить разрушающее воздействие действующего закона «Об образовании в РФ», принятого «едроссовским» большинством Госдумы, фракция КПРФ внесла в ГД23 законопроекта, из которых только 3 приняты, 12 – отклонены, а 8 вообще не рассмотрены.
Сегодня всем думающим нашим гражданам понятно, что происходит дальнейшее сращивание государства и олигархического капитала. И очевидно, что либеральное правительство по своей сути не может выражать интересы народа. Для квазинациональной буржуазии не нужны грамотные, всесторонне образованные люди, ей нужны «потребители», лишённые единого культурного и языкового пространства. Коммунисты за десятилетие подняли Россию из руин и доли грамотность всем её жителям, а олигархи и либералы, прикрываемые «партиями власти» уничтожили мощнейшую независимую экономику страны и лишают элементарной грамотности и образования нашу молодежь.
Только на путях кардинальных системных изменений, разработанных КПРФ, возможно вывести страну из кризиса, сохранить образование, вернуть культуру народу.