Под деревней Уварово Смоленской области на берегу Угры раскинул свой лагерь Воскресенский военно-поисковый отряд «Рубеж 2014» им. Героя Советского Союза Стрельцова П. В. Ко дню начала боевых действий за Ельнинский выступ в гости к поисковикам приехал депутат Государственной Думы Алексей Русских.
Июль месяц не октябрь. В июле у истоков Угры жара под тридцать, слепни и мошки жадно облепляют незащищенные части тела, мгновенно впиваясь в кожу. Их укусы болезненны. От них не спасает даже репелленты. Похоже местная живность и не подозревает о наличии опасной для них химии. Едва солнце скрывается за верхушками деревьев, появляются полчища комаров. Они безжалостны и назойливы. Но это минусы. А есть и плюсы. Июль в этих местах благодатная пора. Грибы, черника и малина так и просятся к столу, дабы разнообразить меню, оказавшихся в здешних местах путешественников. Закинешь удочку в спокойные воды Угры, и кажется плотва сама лезет на крючок. Для туристов, не жизнь, а малина.
Но мы не туристы. Мы - поисковики. Что же мы ищем среди лесов смоленщины? Зачем лезем в заросли и переворачиваем кубометры земли, тщательно просеивая каждый комочек? И как можно связать июль 2016 и октябрь сорок первого? Оказывается, можно. Мы ищем следы 8 Краснопресненской дивизии народного ополчения, погибшей в этих местах в начале октября сорок первого.
Тогда, семьдесят пять лет назад, немцы начали наступление на Москву. Операция «Тайфун», так ее назвали в Главном штабе Сухопутных войск, должна была смести Советские войска, и открыть беспрепятственное движение на Москву. Должна, но не открыла. На пути опьяненного победами Вермахта встали вчерашние студенты, музыканты, историки, агрономы, рабочие и колхозники. Встали насмерть!
Остатки орудийных позиций и окопов, как память далекого прошлого, казалось говорят нам: «Да! Мы стояли тут! До последнего!». А еще воронки. Разные. Воронки от авиабомб, снарядов и минометных мин. Их много. В этих лесах воронками перепахан каждый метр. Это позиции 975-го артиллерийского полка 8 дивизии. Семьдесят пять лет назад здесь был кромешный ад, который и сейчас можно почувствовать, достаточно копнуть лопатой. Диву даешься, как могли жить и сражаться в таком аду наши ополченцы. И уже не удивляешься тому, что к концу первого дня боя, у них в строю осталось два орудия. Удивляешься другому, как смогли уцелеть эти две пушки в кровавой бойне!
На следующий день выход на позиции 1301-го стрелкового полка. Семь километров по пересеченной местности, и перед нами та же картина. Перепаханная бомбами и снарядами земля, писк металлодетекторов, обнаруживших очередные осколки и наконец первая находка – искореженная ржавая винтовка Мосина, а точнее то, что от нее осталось. А чуть подальше еще один сюрприз, затылочная часть сто пятимиллиметрового снаряда. Это ж как надо было удерживать эти рубежи, если для преодоления их, немцы вывалили на головы ополченцев столько металла?
Дней для проведения Вахты мало, и поэтому распорядок дня предельно жесткий. Подъем в шесть утра, зарядка, завтрак и работа в «поле». Вечером обход деревни, беседы со стариками, и короткий отдых. И так неделю. А она пролетает быстро. Глядишь, пора подводить итоги. А они следующие.
Воскресенский военно-поисковый отряд «Рубеж 2014» им. Героя Советского Союза Стрельцова П. В. побывал в деревне Уварово Ельнинского района Смоленской области, на месте гибели 8 Краснопресненской дивизии народного ополчения. Дивизии, в составе которой воевали и погибли почти полторы тысячи наших земляков. Дивизии, простоявшей двое суток, и оставившей свои позиции только полностью исчерпав возможности к обороне. Дивизии, дравшейся против противника, превосходившего в численности в пять раз. Отныне мы знаем, как протекал тот, роковой для дивизии, бой. Мы отыскали захоронения пяти красноармейцев, и одну братскую могилу. Мы установили имя еще одного ополченца, захороненного в здешних местах.
Мы от души благодарим друга нашего отряда, депутата Государственной Думы Алексея Юрьевича Русских, навестившего нас в лесной глуши смоленщины. Он воочию смог увидеть, как тяжел труд мальчишек и девчонок, занятых столь необходимым и столь же благородным делом. А в июле на Угре для туристов, не жизнь, а малина.