Уважаемая редакция! За последние три года на страницах вашей газеты неоднократно публиковались мои статьи, посвящённые кризисному состоянию машиностроения и предложения по его возрождению. Теплилась надежда, что эти вопросы найдут отражение в планах депутатов, избранных недавно в федеральные и региональные органы законодательной власти.
Но и здесь надежды не оправдались. В большинстве случаев их планы и намерения сосредоточиваются на решении второстепенных проблем – создании торгово-развлекательных центров, зон отдыха, досуговых объектов и т.п. Разумеется, реализация этих мероприятий важна. Но может ли человек, лишённый работы и источников существования воспользоваться этими благами. Упускается главное – вопросы подъёма основы благополучия людей – экономики и, прежде всего, машиностроения. Ведь оно находится в катастрофическом состоянии – объёмы выпуска продукции за последние четверть века упали в десятки раз.
Об этом свидетельствуют многие источники и факты. В частности, статья проф. В.В. Литвиненко «Единая Россия». Бег на месте», опубликованная в газете «Советская Россия» 25 августа 2016 года. Некоторые данные из этой статьи, считаю необходимым привести ниже:
Вид продукции |
Единица измерения |
1990 год |
2014 год |
2014 г. |
|
1. |
Металлорежущие станки |
тыс. шт. |
74,2 |
3,3 |
4,4 |
2. |
Металлорежущие станки с ЧПУ |
шт. |
16741 |
227 |
1,3 |
3. |
Линии автоматические и полуавтоматические для металлообработки |
комплект |
556 |
0 |
0 |
4. |
Кузнечно-прессовые машины |
тыс. шт. |
27,3 |
2,6 |
9,5 |
5. |
Станки ткацкие |
шт. |
18341 |
11 |
0,4 |
6. |
Автомобили грузовые |
тыс.шт. |
665 |
153 |
23 |
7. |
Экскаваторы |
тыс.шт. |
23,1 |
1,9 |
8,2 |
8. |
Бульдозеры |
тыс.шт. |
14,1 |
0,7 |
5,1 |
Приведённые данные Росстата, достоверность которых вызывает некоторые сомнения, тем не менее, дают чёткое представление о выпуске отдельных видов машин и оборудования за годы «реформ» и позволяют сделать некоторые выводы.
Особую тревогу вызывает станкостроение – основа машиностроительного комплекса и научно-технического прогресса, где падение объёмов составляет в 10-80 раз. Страна по выпуску этого оборудования переместилась со второго места в мире в третью десятку. Сегодня станкостроение РФ составляет к ВВП – 0,2-0,3 процента, тогда как в развитых странах (Германия, Япония, Ю.Корея) этот показатель составляет до 9 процентов.
В критическом состоянии находится и дорожно-строительное машиностроение – производство экскаваторов сократилось в 12 раз, бульдозеров – в 20 раз. По сути, не стало текстильного машиностроения – выпуск ткацких станков уменьшен в 160 раз.
«Секвестированию» подвергнута и автомобильная промышленность. Выпуск грузовых автомобилей уменьшен более, чем в 4 раза, а производство легковых автомобилей на 80 процентов осуществляется методом отвёрточной (из импортных узлов и деталей) сборки. Вот оно импортозамещение с точностью до наоборот.
Катастрофическое снижение объёмов произошло в сельскохозяйственном машиностроении. Выпуск тракторов в РФ снизился с 214 тысяч (1990 год) до 7 тысяч штук в 2015 году, т.е. почти в 30 раз, да и то с учётом «отвёрточной сборки», доля которой превышает 60 процентов. Подобная картина и по зерноуборочным комбайнам. В 2014 году выпущено 5,7 тысяч или в 36 раз меньше, чем в 1990 году (118 тысяч). А ведь в середине восьмидесятых годов по выпуску тракторов и зерноуборочных комбайнов СССР занимал первое место в мире.
А производство многих видов сельхозтехники прекращено почти полностью. В результате энерговооружённость села за время «реформ» сократилась в пять раз, тракторов в три раза (было 1365 тысяч стало 465 тысяч), комбайнов – в 3,3 раза (с 408 тысяч до 122 тысяч). Отсюда резкое снижение выпуска сельскохозяйственной продукции и потеря продовольственной независимости и безопасности страны. Более 70 процентов продуктов питания и промышленной продукции, вплоть до лопат и гвоздей стало поступать из-за кордона. Десятки тысяч машиностроительных предприятий прекратили своё существование. Среди них: флагман автомобилестроения ЗИЛ, АЗЛК, станкостроительные московские им.Орджоникидзе, «Красный пролетарий», Коломенский завод тяжёлого машиностроения, Волгоградский и Липецкий тракторные, Красноярский и Рязанский комбайновые, Люберецкий им.Ухтомского и «Давыдовосельмаш» и множество других предприятий. А в целом по стране – более 70 тысяч промышленных предприятий.
И это современные «демократы» называют большим прогрессом в экономике. «…Россия прошла большой и трудный путь от полуразрушенной экономики Советского Союза к высокоразвитой экономике в настоящее время», – утверждал премьер-министр страны на одном из экономических форумов в начале 2015 года. Это утверждение означает стремление выдать желаемое за действительное, провалы за успехи.
Нельзя не обратить внимание на «оптимизацию», а вернее уничтожение отраслевой науки и научного обслуживания. Исчезли такие научно-технические центры, как институты – ЭНИМС, НИИЛитмаш, ВНИИСтроймаш, НАТИ, ВИСХОМ и другие. А ведь четверть века назад они были в авангарде научно-технического прогресса и оказывали практическую помощь многим заводам в техническом перевооружении и оснащении. Среди них особо выделялся институт «НИИТракторосельхозмаш», который только на заводе им.Ухтомского внедрил проекты по производству пресс-маслёнок и автоматическую литейную линию, позволивших резко поднять производительность труда и качество продукции, за что эти проекты были удостоены Государственных премий. На должном уровне было и заводское КБ – за разработку и внедрение льнокомбайна авторы проекта были удостоены Сталинской премии, а за разработку и организацию производства тростниково-уборочного комбайна для Кубы – Ленинской премии.
Немало было изобретений, достойных высокой оценки. Не случайно существовал Комитет по государственным премиям и Комитете по изобретениям и открытиям. Было кому и за что присуждать премии и награды. А сейчас разве только выдавать лицензии на такие «изобретения» как налог на безработных, офшоры, распилы, карусели и другие оптимизированные проекты.
«Большой прогресс» в экономике коснулся и структуры занятости. Численность промышленно-производственного персонала сократилась с 22,8 млн. чел. (1990 год) до 12,8 млн. чел. (2014 год), то есть почти на половину. Исчезли такие рабочие профессии, как токари, фрезеровщики, операторы, слесари, электрики и другие товаропроизводящие профессии. Зато увеличилась численность непроизводственной сферы: в торговле с 5,9 млн. чел. (1990 год) до 12,7 млн. чел. (2014 год), то есть в два раза, в финансовой деятельности с 0,4 млн. чел. до 1,7 млн. чел., то есть в 3,2 раза, в управлении – с 1,6 млн. чел. до 3,7 млн. чел., то есть в 2,3 раза. Недопустимо, когда страна машиностроителей и высококлассных мастеров перепрофилируется в торговцев, управленцев, банкиров и других нетоваропроизводящих работников.
Состояние машиностроения значительно ухудшилось в связи со вступлением страны в ВТО – предпочтение отдано внешнему производителю, а отечественному производители оказались в наихудших условиях. Здесь уместно напомнить слова Хиллари Клинтон: «Принятие РФ в ВТО позволит взломать внутренний российский рынок, ограничить самостоятельность России в международной торговле, обеспечить создание новых рабочих мест в США и ЕС, при потере рабочих мест в России».
Возродить машиностроение, по мнению специалистов, вполне возможно, даже при существующем режиме, нужна только политическая воля со стороны высших руководителей. А начинать нужно с создания нормальных условий для села – снизить кредитные ставки до уровня ниже 5 процентов и увеличить бюджетные субсидии до 20-25 процентов (а ни одного процента как сегодня). Будут деньги у крестьян – появится платёжеспособный спрос на технику, заработает сельхозмашиностроение. Возникнет потребность в станочном оборудовании – заработает станкостроение, электротехническая промышленность, – и так весь машиностроительный комплекс.
Пора, наконец, перекрыть поток капитала на Запад и перенаправить его на возрождение своей экономики, прежде всего сельского хозяйства и машиностроения. Как здесь уместно было бы последовать примеру президента США Ф.Рузвельта, который в годы великой депрессии запретил вывоз капитала из своей страны и заставил бизнесменов вкладывать деньги в развитие национальной экономики. Этот метод помог бы нашей стране незамедлительно возродить машиностроение и село, как основного потребителя продукции машиностроения. Да и не пришлось бы ждать добрых зарубежных «дядей» – инвесторов, которые восстановили бы нам экономику, включая машиностроение, особенно в период экономических санкций и затяжного кризиса. Не стоит возлагать больших надежд и на госкорпорации, такие как Роснано, Ростех, Сколково и другие, которые уже десятки лет развивают «машиностроение» с мизерными результатами. Здесь невольно вспоминается В.Н. Поляков, под руководством которого за три с половиной года был построен автогигант – Волжский автомобильный завод и возведён полумиллионный город.
Сегодня при ориентировании страны только на экспорт нефти и газа экономика через полтора десятка лет умрёт. Об этом предупреждает даже такой опытный «реформатор», как экс-министр экономического развития Герман Греф. России нужно скорее двигаться в сторону диверсификации, то есть на развитие и возрождение промышленного и сельскохозяйственного производства, на создание новых товаропроизводящих рабочих мест и не мифических 25 миллионов, а реальных.
Наличие работы и занятости, в частности в машиностроении и наукоёмких производствах, избавило бы народ от многих бед – безработицы, преступности, беспризорности и других «прелестей» капиталистического рая. Дайте людям работу и зарплату, и тогда исчезнет недовольство и отпадёт надобность иметь нацгвардию, большую армию полиции, а также приведёт к сокращению нетоваропроизводящей сферы – управления, финансирования, торговли и т.п. А это позволит пополнить бюджет за счёт прибыли и сократить бюджетные расходы.
Для возрождения машиностроения необходимо разработать и внедрить целевую программу, рассчитанную хотя бы на пять лет. При этом, перефразируя изречение И.В. Сталина, можно смело утверждать: «У нас было станкостроение – его не стало, у нас была тракторная промышленность – её не стало, у нас было сельхозмашиностроение – его не стало». В результате «реформ» страна в машиностроении отстала от развитых стран на полсотню лет. Нам предстоит этот промежуток пойти за пять лет. Не сделаем этого – нас сомнут. Ибо, как утверждают учёные, при отсутствии машиностроения и научно-технического прогресса не будет самостоятельности страны. Возводим машиностроение – спасём страну!