Возродим машиностроение – спасём страну

А.Л. Вождаев, ветеран завода им. Ухтомского и машиностроения, г. Люберцы

Уважаемая редакция! За последние три года на страницах вашей газеты неоднократно публиковались мои статьи, посвящённые кризисному состоянию машиностроения и предложения по его возрождению. Теплилась надежда, что эти вопросы найдут отражение в планах депутатов, избранных недавно в федеральные и региональные органы законодательной власти.

Но и здесь надежды не оправдались. В большинстве случаев их планы и намерения сосредоточиваются на решении второстепенных проблем – создании торгово-развлекательных центров, зон отдыха, досуговых объектов и т.п. Разумеется, реализация этих мероприятий важна. Но может ли человек, лишённый работы и источников существования воспользоваться этими благами. Упускается главное – вопросы подъёма основы благополучия людей – экономики и, прежде всего, машиностроения. Ведь оно находится в катастрофическом состоянии – объёмы выпуска продукции за последние четверть века упали в десятки раз.

Об этом свидетельствуют многие источники и факты. В частности, статья проф. В.В. Литвиненко «Единая Россия». Бег на месте», опубликованная в газете «Советская Россия» 25 августа 2016 года. Некоторые данные из этой статьи, считаю необходимым привести ниже:

Вид продукции

Единица измерения

1990 год

2014 год

2014 г.
(в % к 1990 г.)

1.

Металлорежущие станки

тыс. шт.

74,2

3,3

4,4

2.

Металлорежущие станки с ЧПУ

шт.

16741

227

1,3

3.

Линии автоматические и полуавтоматические для металлообработки

комплект

556

0

0

4.

Кузнечно-прессовые машины

тыс. шт.

27,3

2,6

9,5

5.

Станки ткацкие

шт.

18341

11

0,4

6.

Автомобили грузовые

тыс.шт.

665

153

23

7.

Экскаваторы

тыс.шт.

23,1

1,9

8,2

8.

Бульдозеры

тыс.шт.

14,1

0,7

5,1

Приведённые данные Росстата, достоверность которых вызывает некоторые сомнения, тем не менее, дают чёткое представление о выпуске отдельных видов машин и оборудования за годы «реформ» и позволяют сделать некоторые выводы.

Особую тревогу вызывает станкостроение – основа машиностроительного комплекса и научно-технического прогресса, где падение объёмов составляет в 10-80 раз. Страна по выпуску этого оборудования переместилась со второго места в мире в третью десятку. Сегодня станкостроение РФ составляет к ВВП – 0,2-0,3 процента, тогда как в развитых странах (Германия, Япония, Ю.Корея) этот показатель составляет до 9 процентов.

В критическом состоянии находится и дорожно-строительное машиностроение – производство экскаваторов сократилось в 12 раз, бульдозеров – в 20 раз. По сути, не стало текстильного машиностроения – выпуск ткацких станков уменьшен в 160 раз.

«Секвестированию» подвергнута и автомобильная промышленность. Выпуск грузовых автомобилей уменьшен более, чем в 4 раза, а производство легковых автомобилей на 80 процентов осуществляется методом отвёрточной (из импортных узлов и деталей) сборки. Вот оно импортозамещение с точностью до наоборот.

Катастрофическое снижение объёмов произошло в сельскохозяйственном машиностроении. Выпуск тракторов в РФ снизился с 214 тысяч (1990 год) до 7 тысяч штук в 2015 году, т.е. почти в 30 раз, да и то с учётом «отвёрточной сборки», доля которой превышает 60 процентов. Подобная картина и по зерноуборочным комбайнам. В 2014 году выпущено 5,7 тысяч или в 36 раз меньше, чем в 1990 году (118 тысяч). А ведь в середине восьмидесятых годов по выпуску тракторов и зерноуборочных комбайнов СССР занимал первое место в мире.

А производство многих видов сельхозтехники прекращено почти полностью. В результате энерговооружённость села за время «реформ» сократилась в пять раз, тракторов в три раза (было 1365 тысяч стало 465 тысяч), комбайнов – в 3,3 раза (с 408 тысяч до 122 тысяч). Отсюда резкое снижение выпуска сельскохозяйственной продукции и потеря продовольственной независимости и безопасности страны. Более 70 процентов продуктов питания и промышленной продукции, вплоть до лопат и гвоздей стало поступать из-за кордона. Десятки тысяч машиностроительных предприятий прекратили своё существование. Среди них: флагман автомобилестроения ЗИЛ, АЗЛК, станкостроительные московские им.Орджоникидзе, «Красный пролетарий», Коломенский завод тяжёлого машиностроения, Волгоградский и Липецкий тракторные, Красноярский и Рязанский комбайновые, Люберецкий им.Ухтомского и «Давыдовосельмаш» и множество других предприятий. А в целом по стране – более 70 тысяч промышленных предприятий.

И это современные «демократы» называют большим прогрессом в экономике. «…Россия прошла большой и трудный путь от полуразрушенной экономики Советского Союза к высокоразвитой экономике в настоящее время», – утверждал премьер-министр страны на одном из экономических форумов в начале 2015 года. Это утверждение означает стремление выдать желаемое за действительное, провалы за успехи.

Нельзя не обратить внимание на «оптимизацию», а вернее уничтожение отраслевой науки и научного обслуживания. Исчезли такие научно-технические центры, как институты – ЭНИМС, НИИЛитмаш, ВНИИСтроймаш, НАТИ, ВИСХОМ и другие. А ведь четверть века назад они были в авангарде научно-технического прогресса и оказывали практическую помощь многим заводам в техническом перевооружении и оснащении. Среди них особо выделялся институт «НИИТракторосельхозмаш», который только на заводе им.Ухтомского внедрил проекты по производству пресс-маслёнок и автоматическую литейную линию, позволивших резко поднять производительность труда и качество продукции, за что эти проекты были удостоены Государственных премий. На должном уровне было и заводское КБ – за разработку и внедрение льнокомбайна авторы проекта были удостоены Сталинской премии, а за разработку и организацию производства тростниково-уборочного комбайна для Кубы – Ленинской премии.

Немало было изобретений, достойных высокой оценки. Не случайно существовал Комитет по государственным премиям и Комитете по изобретениям и открытиям. Было кому и за что присуждать премии и награды. А сейчас разве только выдавать лицензии на такие «изобретения» как налог на безработных, офшоры, распилы, карусели и другие оптимизированные проекты.

«Большой прогресс» в экономике коснулся и структуры занятости. Численность промышленно-производственного персонала сократилась с 22,8 млн. чел. (1990 год) до 12,8 млн. чел. (2014 год), то есть почти на половину. Исчезли такие рабочие профессии, как токари, фрезеровщики, операторы, слесари, электрики и другие товаропроизводящие профессии. Зато увеличилась численность непроизводственной сферы: в торговле с 5,9 млн. чел. (1990 год) до 12,7 млн. чел. (2014 год), то есть в два раза, в финансовой деятельности с 0,4 млн. чел. до 1,7 млн. чел., то есть в 3,2 раза, в управлении – с 1,6 млн. чел. до 3,7 млн. чел., то есть в 2,3 раза. Недопустимо, когда страна машиностроителей и высококлассных мастеров перепрофилируется в торговцев, управленцев, банкиров и других нетоваропроизводящих работников.

Состояние машиностроения значительно ухудшилось в связи со вступлением страны в ВТО – предпочтение отдано внешнему производителю, а отечественному производители оказались в наихудших условиях. Здесь уместно напомнить слова Хиллари Клинтон: «Принятие РФ в ВТО позволит взломать внутренний российский рынок, ограничить самостоятельность России в международной торговле, обеспечить создание новых рабочих мест в США и ЕС, при потере рабочих мест в России».

Возродить машиностроение, по мнению специалистов, вполне возможно, даже при существующем режиме, нужна только политическая воля со стороны высших руководителей. А начинать нужно с создания нормальных условий для села – снизить кредитные ставки до уровня ниже 5 процентов и увеличить бюджетные субсидии до 20-25 процентов (а ни одного процента как сегодня). Будут деньги у крестьян – появится платёжеспособный спрос на технику, заработает сельхозмашиностроение. Возникнет потребность в станочном оборудовании – заработает станкостроение, электротехническая промышленность, – и так весь машиностроительный комплекс.

Пора, наконец, перекрыть поток капитала на Запад и перенаправить его на возрождение своей экономики, прежде всего сельского хозяйства и машиностроения. Как здесь уместно было бы последовать примеру президента США Ф.Рузвельта, который в годы великой депрессии запретил вывоз капитала из своей страны и заставил бизнесменов вкладывать деньги в развитие национальной экономики. Этот метод помог бы нашей стране незамедлительно возродить машиностроение и село, как основного потребителя продукции машиностроения. Да и не пришлось бы ждать добрых зарубежных «дядей» – инвесторов, которые восстановили бы нам экономику, включая машиностроение, особенно в период экономических санкций и затяжного кризиса. Не стоит возлагать больших надежд и на госкорпорации, такие как Роснано, Ростех, Сколково и другие, которые уже десятки лет развивают «машиностроение» с мизерными результатами. Здесь невольно вспоминается В.Н. Поляков, под руководством которого за три с половиной года был построен автогигант – Волжский автомобильный завод и возведён полумиллионный город.

Сегодня при ориентировании страны только на экспорт нефти и газа экономика через полтора десятка лет умрёт. Об этом предупреждает даже такой опытный «реформатор», как экс-министр экономического развития Герман Греф. России нужно скорее двигаться в сторону диверсификации, то есть на развитие и возрождение промышленного и сельскохозяйственного производства, на создание новых товаропроизводящих рабочих мест и не мифических 25 миллионов, а реальных.

Наличие работы и занятости, в частности в машиностроении и наукоёмких производствах, избавило бы народ от многих бед – безработицы, преступности, беспризорности и других «прелестей» капиталистического рая. Дайте людям работу и зарплату, и тогда исчезнет недовольство и отпадёт надобность иметь нацгвардию, большую армию полиции, а также приведёт к сокращению нетоваропроизводящей сферы – управления, финансирования, торговли и т.п. А это позволит пополнить бюджет за счёт прибыли и сократить бюджетные расходы.

Для возрождения машиностроения необходимо разработать и внедрить целевую программу, рассчитанную хотя бы на пять лет. При этом, перефразируя изречение И.В. Сталина, можно смело утверждать: «У нас было станкостроение – его не стало, у нас была тракторная промышленность – её не стало, у нас было сельхозмашиностроение – его не стало». В результате «реформ» страна в машиностроении отстала от развитых стран на полсотню лет. Нам предстоит этот промежуток пойти за пять лет. Не сделаем этого – нас сомнут. Ибо, как утверждают учёные, при отсутствии машиностроения и научно-технического прогресса не будет самостоятельности страны. Возводим машиностроение – спасём страну!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
Доклад Академика РАН В.И. Кашина на научной сессии общего собрания членов Отделения сельскохозяйственных наук Российской Академии Наук

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Депутат Госдумы помог ликвидировать несанкционированную свалку

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов помог дошкольному отделению в Тарасково в рамках инициативного бюджетирования

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда