21 марта 2019 года на 79 заседании Московская областная Дума отклонила законопроект фракции КПРФ о снижении с 7 до 5% муниципального фильтра - числа подписей депутатов советов депутатов и глав муниципальных образований Московской области, отданных в поддержку выдвижения и последующей регистрации кандидатом на пост Губернатора Московской области. Так же проект областных коммунистов предусматривает и устанавливает возможность выдвижения кандидатов на должность Губернатора Московской области в порядке самовыдвижения.
В 2012 году, в правовое поле России были возвращены прямые выборы губернаторов, но с существенными ограничениями. Регионам было предоставлено право устанавливать проходной процент подписей в определенном федеральным законом диапазоне от 5 до 10% и предусмотреть право на самовыдвижение кандидата в губернаторы.
Законом Московской области «О выборах Губернатора Московской области» установлено, что для регистрации кандидатом в губернаторы необходимо заручится подписями в поддержку выдвижения 7% муниципальных депутатов и глав. При этом областным законом самовыдвижение не предусмотрено. При введении муниципального фильтра утверждалось, что данная норма заставит партии активнее участвовать в муниципальных выборах и повысит межпартийную конкуренцию на муниципальном и региональном уровне. Фильтр станет преградой от участия в губернаторских выборах представителям криминала, коррупционеров и откровенно слабым кандидатам, и не снизит конкуренцию на губернаторских выборах.
После введения муниципального фильтра прошли выборы Губернатора Подмосковья в 2013 и в 2018 годах. Как отметил руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, Первый секретарь МК КПРФ Николай Васильев: «Прошедшие в стране губернаторские выборы в 2012–2018 годах, и выборы Губернатора Московской области в 2013 и в 2018 годах показывают, что ни в одном регионе, со времени введения «муниципального фильтра», ни одна оппозиционная партия, кроме КПРФ, не имела необходимого для преодоления фильтра числа своих депутатов и глав. В результате падает явка, значительная часть избирателей отказывается от участия в выборах, тем самым страдает легитимность выборов региональных лидеров».
Показательно, что явка на выборах Губернатора Московской области в 2013, 2018 годах, составивила 38,6% и 38,51%, а это значительно меньше, чем на аналогичных выборах 1990-2000-х годов. Так на выборах Губернатора области в 1995 году в первом туре явка составила 64,4%, в первом туре 1999-2000 годов - 62,24%. В 2003 году, даже при отсутствии серьезной конкуренции действующему Губернатору, явка составила более 53%.
За прошедшие пять лет стало очевидно, что губернаторские выборы с применением технологии «муниципального фильтра» стали неконкурентными. Для повышения конкурентоспособности выборов Губернатора Московской области и повышения явки региональным законом можно снизить муниципальный фильтр до минимума, определённого федеральным законодательством и установить право на самовыдвижение кандидата в главы Подмосковья.
С докладом по проекту закона Московской области «О внесении изменений в закон Московской области «О выборах губернатора Московской области» от фракции КПРФ выступил Председатель Комитета по местному самоуправлению, Секретарь МК КПРФ, Александр Наумов:
- Уважаемые коллеги! Законопроект разработан с целью установления возможности выдвижения кандидатов на должность Губернатора Московской области в порядке самовыдвижения и уменьшения «муниципального фильтра» с 7 до 5 % - числа подписей депутатов Советов депутатов и (или) глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата.
Дискуссии о реформировании муниципального фильтра в последнее время возобновились на федеральном и региональном уровне в связи с предстоящими выборами губернаторов. В Московской области выборы Губернатора прошли недавно, поэтому, есть время спокойно вернуться к вопросу правового регулирования в законодательстве о выборах Губернатора.
Практика проведения губернаторских выборов, как в Московской области, так и по стране в целом свидетельствует, что «Муниципальный фильтр» в его нынешнем виде и отсутствии права на самовыдвижение фактически делает проведение выборов безальтернативными и не конкурентными. Конечно, возможны исключения, они проявились в некоторых регионах. Необходимо отметить, что в этих случаях конкурентные выборы стали возможными вопреки муниципальному фильтру. Администрации регионов недооценили возможности оппонентов и переоценили свои.
Ни в одном регионе, со времени введения «муниципального фильтра», ни одна оппозиционная партия, кроме КПРФ и то с определенными оговорками, не имела необходимого для преодоления фильтра числа своих депутатов и глав. Среди подписей депутатов, в поддержку подавляющего большинства зарегистрированных кандидатов оппозиционных партий, присутствовали иногда в абсолютном большинстве подписи депутатов партии «Единая Россия».
Фактически получается сюрреалистическая картина: Глава региона, поддержанный Президентом и, соответственно, партией власти, решает, кого допустить себе в соперники. Согласитесь - это нонсенс. Не случайно «Муниципальный фильтр» отрицательно сказывается на доверии общества к результатам выборов, негативно влияет на развитие партийной системы и институтов гражданского общества.
Сложился правовой парадокс, когда на пост Президента страны парламентские партии могут выдвинуть кандидата без сбора подписей, а на выборах руководителя региона для выдвижения кандидата от партий, представленных в Госдуме и региональных собраниях, создан дополнительный барьер.
На президентских выборах самовыдвижение предусмотрено, а на выборах главы региона оно является исключением. Мы не можем на региональном уровне отменить фильтр - это федеральное полномочие, но мы можем снизить процент подписей, необходимых для выдвижения кандидата от партий, с 7% до 5%. Установить право на самовыдвижение кандидата в главы региона.
Право на самовыдвижение на выборах губернатора реализуется в Москве, Кемеровской, Кировской, Тульской областях и Приморском крае. Демократизированы нормы избирательного законодательства в Ярославской области, где снижен муниципальный фильтр с 8% до 5%.
Проектом закона «О выборах Губернатора Московской области» вводятся нормы, которые определяют порядок и процедуру самовыдвижения кандидатов на должность Губернатора Московской области.
Кроме того, в целях упрощения процедуры выдвижения кандидатов на должность Губернатора и устранения излишних административных барьеров, вносится изменение, которым предлагается уменьшить с 7 до 5 % число подписей депутатов Советов депутатов и (или) глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора Московской области. Поэтому, коллеги, прошу поддержать законопроект. Ведь доверие избирателей - главный фильтр нашей работы!
Законопроект поддержали 13 депутатов, «Против» проголосовали - 28, один воздержался.
Фракция ЕР провалила поправки в закон. По-видимому, конкурентные выборы для власти не в чести.
Комментируя итоги голосования по проекту закона, Александр Наумов отметил: «К сожалению, исполнительная власть региона и депутаты фракции партии «Единая Россия» не готовы снижать муниципальный фильтр и допускать к выборам самовыдвиженцев. Это проявление неуверенности в поддержке их политики жителями Подмосковья. Казалось бы, мы предложили снизить муниципальный фильтр с 5 до 7 %, всего-то, и допустить до выборов самовыдвиженцев. Так ведь заручиться поддержкой 5% муниципальных депутатов кандидату тоже не просто. К тому же, до очередных выборов губернатора более 4 лет - есть время поработать на благо Подмосковья и получить поддержку жителей».