Сейчас в мире сложилась уникальная ситуация, благодаря которой у отечественных производителей появилась возможность закрепиться на российском, а возможно, и на глобальных рынках. Об этом рассказывает депутат Московской областной Думы, заместитель председателя комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Василий Мельников.
Василий Борисович, если смотреть глобально, что же сейчас происходит в промышленной отрасли?
В.М. Текущее положение её в мировой экономике характеризуется падением спроса на товары. Всё большей популярностью скоро станут пользоваться дешёвые изделия, при производстве которых критичен каждый процент себестоимости. Поэтому тем, кто хочет выжить и развиваться, рано или поздно придётся решать проблемы с эффективностью производства и увеличением производительности труда. Расскажу на примере знакомой мне не понаслышке отрасли по производству душевых кабин. В массовом недорогом сегменте в мире на сегодня доминирует китайская продукция,при этом структура отрасли типична для всей промышленности этой страны.В двух провинциях сформировались кластеры по производству душевых кабин, мощности которых обеспечивают поставки по всему миру. Само наличие такого кластера даёт существенный выигрыш работающим в них производителям.
Что позволило Китаю оказаться в таком выигрышном положении?
В.М. Большие объёмы спроса на материалы и комплектующие позволяют наладить ритмичные гарантированные поставки от поставщиков-смежников. Большой парк однородного оборудования, сосредоточенный в одном регионе, позволяет организовать его обслуживание внешними сервисными подрядчиками. Внушительный объём производимой продукции позволяет углублять разделение труда – увеличивается количество опытного квалифицированного персонала, появляются нишевые производители, которые специализируются на производстве отдельных деталей или осуществлении отдельных производственных операций (например, обработка стекла или производство фурнитуры).
Что можно сказать о государстве в этом случае? Какой политики придерживается правительство КНР в отношении такого рода производства?
В.М. Власти провинций понимают выгоды для региона от размещения на его территории предприятий по такому кластерному принципу. Они уделяют особое внимание развитию конкретных отраслей путём предоставления льгот, субсидий и различных мер поддержки.
Помимо поддержки властей, можно ли выделить какие-то тенденции, закономерности в развитии промышленной отрасли в Китае?
В.М. Наращивать общую экономическую эффективность всей технологической цепочки в отрасли китайским производителям позволяют все перечисленные факторы. Так китайская промышленность развивалась последние 15–20 лет и захватила многие мировые рынки.Однако в последнее время производители сталкиваются там с ростом издержек, связанных с увеличением заработной платы и ужесточением экологических требований к производствам.В связи с этим китайские предприятия начинают искать промышленные площадки в тех странах, где производство должно обойтись дешевле. В частности, производство душевых кабин пытаются организовать в Индии.
Чем был обусловлен выбор именно этого направления? Какие перспективы или проблемы появляются у промышленников после переноса своих производств?
В.М. Во-первых, это дешёвая рабочая сила. Во-вторых,Индия потенциально является огромным рынком сбыта – количество потребителей сантехнической продукции в этой стране стремительно растёт. Сокращаются логистические издержки при поставках в Европу, на Ближний Восток, в Африку.Пока данные попытки не приносят успеха. Привыкшие работать в условиях кластера китайцы столкнулись с проблемами поставок материалов и комплектующих, логистики и отсутствием привычного для них сервисного обслуживания. Тем не менее процесс переноса производств в другие страны из Китая носит объективный характер и будет продолжаться. Похожие процессы происходят в швейной отрасли, которая переносит производства в Бангладеш, а также в обувной промышленности, где производственные мощности разворачиваются во Вьетнаме.
Как данные обстоятельства могут повлиять на российского производителя, на его конкурентоспособность?
В.М. Пока издержки китайской промышленности растут, а полноценные производственные кластеры в других азиатских странах ещё не сформированы,перед отечественным производителем открываются определённые возможности. Можно вывести на отечественный и зарубежные, в первую очередь – европейские,рынки конкурентоспособную продукцию в недорогом массовом сегменте, занять доли рынков, достаточные для получения выигрыша от эффекта масштаба, создать достаточный запас прочности для будущей жёсткой конкурентной борьбы. И так будет продолжаться 5–7 лет, пока китайские производители не наладят кластерную систему в Индии и странах Юго-Восточной Азии.После этого у них появится возможность производить сверхдешёвый товар и продавать его по всему миру, в том числе и в России.В это время возникает окно возможностей для отечественных производителей.Это не слишком продолжительный период, в течение которого конкурентные позиции китайских поставщиков ослабнут, но не исчезнут.
Что, по Вашему мнению, поможет справиться с поставленными задачами и позволит вывести промышленность в нашей стране на совершенно новый уровень?
В.М. Для системного решения этого вопроса надо сосредоточить усилия на выстраивании эффективных технологических цепочек, которые позволили бы российским предприятиям наладить свои кластеры и получить преимущества в отдельных секторах отечественного и мирового рынка.
Начинать эту работу надо с организации постоянного диалога между предприятиями, создания команды единомышленников для обмена опытом и знаниями. Производители внутри своих отраслей должны сформировать консолидированный объём спроса на конкретные виды материалов, комплектующих, работ и услуг. Кроме того, производителям в каждой отрасли необходимо сформировать консолидированный запрос к власти о предоставлении эффективных и действенных мер поддержки. Требуется создание реально действующих отраслевых объединений производителей, авторитетное мнение которых было бы достаточно весомым для государственных органов.