У населения нашей страны слово реформа приобрело сегодня стойкое отторжение. На это есть свои объяснения. Последние годы все проводимые реформы приносят простым гражданам очередные проблемы и разочарования.
Общественное обсуждение сводится к одной мысли: где реформы, а где народ. За что не берутся сегодняшние реформаторы - получается «всё как всегда».
Мы не поспеваем за принятыми программами, законами и новыми документами. Вот и у нас в Подмосковье как-то тихо и «единогласно» принимаются сегодня все региональные программы, имеющие порой далеко идущие последствия для каждой подмосковной семьи. Речь идет о принятой несколько лет назад в Московской области государственной программе «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы».
Именно согласно данной программе с 1 сентября 2019 года в Московской области поэтапно вводится новая система финансирования дополнительного образования детей, которая, по словам авторов- разработчиков «…призвана предоставить юным жителям Подмосковья в возрасте от 5 до 18 лет возможность, используя бюджетные средства, обучаться бесплатно».
А, что было до этого? Почему нужна новая система? Означает ли это, что власть публично признает тот факт, что действующая до сегодняшнего дня система уже не обеспечивала бесплатное, гарантированное Конституцией РФ право на посещение выбранных кружков и секций?
Стоит сказать, что дополнительное образование для детей всегда было по праву одним из главных завоеваний Советской власти. Дети получали уникальную возможность бесплатно посещать кружки и секции. Для многих из них занятия в Домах юных техников, Школах искусств и Домах пионеров стали путеводителями в выборе профессии. Это был второй Дом. Именно там, на деле осуществлялась связь науки и производства, была организована работа с талантливыми детьми, проводилась опытная работа, проходили апробацию авторские программы, воспитавшие не одну плеяду ученых и исследователей.
В Советском Союзе, понимая всю важность данных учреждений в деле воспитания и развития талантов наших детей, государство ежегодно строило десятки новых зданий, счастливых Домов Детства, храмов детского творчества, Школ искусств, учитывающих интерес и желание каждого. А сколько уникальных педагогов, пришедших к детям и посвятившим им всю свою жизнь, дало миру советское дополнительное образование.
За наше счастливое детство, спасибо родная страна! Родители были спокойны, дети были заняты. Бесплатно! В основе всего лежало творчество и свобода! С поддержкой предприятий и самого государства.
В прошлом 2018 г. институт дополнительного образования детей (внешкольного воспитания) в РФ перешагнул столетний рубеж. Рост внимания к дополнительному образованию не ослабевает. Он во многом обусловлен неудовлетворенностью граждан узкими границами содержания и формализмом самого школьного образования
Но, изменилась страна - изменились правила. С лозунгами оптимизации, реформы чиновники и новая научная элита пришли и сюда.
И вот уже пресс-служба первого заместителя председателя правительства Московской области Ольги Забраловой размещает информацию о том, что с 1 сентября с.г. родители смогут оплачивать детские кружки и секции с помощью электронного сертификата: «Мы меняем систему оплаты программ дополнительного образования. С 1 сентября у каждого родителя или ребенка появится возможность воспользоваться электронным сертификатом для оплаты кружков и секций дополнительного образования. Так называемая методика персонифицированного финансирования дополнительного образования позволит каждому ребенку получить финансовую поддержку муниципалитета».
Оказывается, региональное ведомство обеспокоено тем, что «… учреждения сами придумывают те или иные программы, не учитывая интересы большого числа жителей. Остальные ребята вынуждены либо вовсе не заниматься дополнительно, либо платить коммерческим организациям». Чиновники надеются, что новая методика решит данную проблему. Сертификат формируется ежегодно, его стоимость обновляется каждый календарный год. Для Московской области она составит 12 тысяч рублей.
Сказано… да не сделано. Нововведение неожиданно столкнулось с сопротивлением, как со стороны педагогов, так и родителей. Идет сбор подписей под обращениями в самые разные инстанции и ведомства. Заявленная реформа, как всегда принесла массу новых вопросов и опасений.
Форумы и родительские чаты в Интернете полны обсуждений по поводу возможности посещения бесплатно только одного кружка. Центры справедливо боятся потерять специалистов, годами преподававших в учреждениях допобразования, преданных делу, но ведущих занятия в непопулярных кружках (вязания, вышивания, бисероплетения и др.)
Теряется смысл разнообразия. Перечень кружков, выбираемых родителями и детьми станет зависеть от необходимости выбора детского объединения в пользу активно рекламируемой робототехники, языковых кружков, тех, которые позволят продолжать углубленную школьную подготовку.
Многообразие кружков, уникальные педагоги, система работы с детьми группы, которым наше российское дополнительное образование вызывало восхищение не только у себя, но и далеко за рубежом, рискуют кануть в лету, уступив место новомодным направлениям, во многом ориентированным на одаренных и продвинутых детей.
Чиновники наводят порядок, стремясь к обеспечению равенства для всех. «Таким образом, каждая семья сможет выбирать не из узкого перечня программ, как раньше, а записаться в любую, которая есть на территории муниципалитета», - отметила О.С.Забралова.
Как поется в песне, мы будем жить теперь по-новому…
Но, помилуйте, Центры и так всегда трепетно относились к тем направлениям, которые были наиболее востребованы, проводили мониторинги и учитывали пожелания граждан. Именно поэтому возможен был набор не одной группы, а двух, если того требовали обстоятельства.
«Сегодня 38, а завтра в каждом муниципалитете будет создан экспертный совет, он оценит все программы, реализуемые на территории, и примет решение, стоит ли сохранить для той или иной программы традиционное сметное финансирование или же на нее распространится новая методика», - таково решение власти. Насколько здесь учтено мнение самих Центров, остается только догадываться.
Триллионов рублей от газа и нефти не хватает нашему государству, чтобы обеспечить достойное детство своему будущему поколению.
И как часто бывает, с места - в карьер. Всё для детей, все поштучно, все индивидуально…
А, на деле, данная реформа может обернуться распадом уникальной отечественной системы дополнительного образования, которая выдержала крутые - 90-ые, выстояла в непонятные 2000-ые, а споткнулась о XXI век. Век прогресса и прожектов, необходимость которых часто объяснить могут разве что те, кто их придумал…
Надежда умирает последней. По-прежнему хочется верить в разум тех, кто остановит данное нововведение, тех, кто объединится под знаменами Разума и Профессионализма и сможет отстоять право на счастливое детство наших детей и внуков.