Страна ежегодно ярко отмечает Татьянин день, традиционно ставший Днем студента. Нехитрый анализ телевизионных передач в эти дни показал, что серьезного разговора о проблемах современного студенчества, задачах высшего образования в целом, из года в год так и не получается.
Конъюнктура регионов подчинена генеральной линии, поэтому традиционно, в эти дни, одним из основных мероприятий становится встреча молодежи с властью. Учитывая основательность подготовки «официально- неформальных» встреч, как правило, один и тот же сценарий: речи «Во Славу…», разговоры, не меняющие по сути положения дел сегодняшних студентов. В рамках практически протокольного мероприятия, вопросы и ответы, подтверждающие одну мысль – государство о проблемах знает, власть озабочена их решением.
Действительно, по заданию Президента России объявлено формирование опорных вузов. В рамках программы «5-100» - ТОП-5 российских университетов должны войти в мировой ТОП-100. Набирает силы исследовательский сектор на базе федеральных и национальных университетов.
Но все решения сильно отстают от жизни. В 90-ые, преднамеренно, отправив в утиль успешно работавшую систему советской высшей школы, мы получили вузы на перепутье: без реальной практики студентов, без государственного заказа на подготовку необходимых кадров, без распределения выпускников, позволяющего бесперебойно снабжать промышленность молодыми кадрами. Дело дошло до того, что в переходе все желающие могли спокойно купить диплом, гарантирующий наличие высшего образования.
С трудом, потерями престижа и падением доверия к власти удалось остановить появлению «вузов- однодневок», с низким качеством и непонятными дипломами. Безжалостная реорганизация без всякого научного анализа и прогнозов, ужесточение показателей успешности вузов, никак с эффективностью работы не связанные, привели к выхолащиванию лучших традиций отечественного высшего образования. Образование, которое в советские времена, несмотря на «не признанность» дипломов давало молодым выпускникам право получать предложения от кадровых служб признанных в мире предприятий.
Сегодня высшее образование пытается выжить. По-прежнему остаются нерешенными проблемы снижения среднего возраста профессорско-преподавательского состава, который составляет 50-55 лет, после ухода этого слоя замены для них не найдется. Преподавателей возраста 35-45 лет в вузах России можно легко пересчитать. Они получают повышенную учебную нагрузку, вплоть до ежегодных 900 часов семинаров и лекций в сочетании с обязательной исследовательской работой. Немногие молодые преподаватели выдерживают такой «темп» рабты.
Решение об индексации стипендии проблемы никак не решает. Минимальная стипендия студентов обучающихся в ВУЗе составляет чуть более 1500 рублей, а максимальная - около 5-8 тысяч рублей. Стипендия аспирантов - чуть выше 12 000 рублей в месяц. Сегодня на эту сумму прожить просто невозможно. В течение последних 10 лет неизменно сокращается количество студентов. Если в 2009 году в университетах, академиях и институтах учились 7 400 000 россиян, то к 2018 осталось около 4 190 000.
Сегодня система высшего образования нуждается в обновлении, а российские вузы - в грамотной реорганизации под задачи кадровой подготовки в рамках новой технологического прогресса.
Современное студенчество – это основной интеллектуальный, инновационный, экономический и политический потенциал общества.
Но, не являясь производительной частью населения и практически не участвуя в производстве товаров и услуг, оно тем самым практически не имеет самостоятельных материальных источников своего жизнеобеспечения, находясь в зависимости от родителей и системы социальной защиты и поддержки государства. Сложнее всего в этой ситуации приходится гуманитариям. Они вынуждены искать себе дополнительные заработки, занимаясь неквалифицированной деятельностью и зачастую не по специальности. Сегодня образование не является "гарантией" работы по специальности. Оно только позволяет получить базовый набор знаний и навыков в определенной области. Как эти знания будут применяться в дальнейшем - это сугубо индивидуально.
Из каждого динамика, с каждого экрана им внушают - ты особенный, ты творец, за тобой будущее, у тебя есть выбор. Но, как показывает практика, больше половины выпускников российских вузов не работает по специальности.
Все чаще эксперты говорят об изменениях в составе студенчества по социальному происхождению и по уровню жизни, нарастании расслоения студенчества, неоднородности, различий в студенческой массе в зависимости от выбора престижности вуза и факультета.
Социальные сети активно обсуждают тему нищенского существования студентов, чей кошелек напрямую зависит от положенных туда денег родителей.
Весьма существенным источником является заработная плата, которую сегодня имеют только 13% студентов. Различные заработки дополнительно к стипендиям, пособиям, помощи родных помогают продержаться, в среднем, третьей части студентов, что характерно для 52% юношей и 21% девушек. Сегодня главное для молодежи - уже в ВУЗовский период найти постоянный заработок и сохранять трудовые отношения в период обучения.
Власть практически игнорирует тему индивидуальных рисков - рисков, характерных для определенных категорий студенчества (студенты-инвалиды, сироты, студенческие семьи с детьми и др.)
В российском студенчестве очевидным препятствием является неполнота законодательной базы для защиты прав и социальных гарантий студента.
Среди проблем: неравенство доступа молодых людей из разных регионов и разных социальных групп к высшему образованию (несмотря на введение ЕГЭ), слабое развитие студенческого самоуправления, правовая безграмотность, низкая социальная активность студенчества (как видно это на примере недавнего малочисленного выступления студентов Петербургского госуниверситета против повышения платы за общежитие).
Дорожает обучение, а беспроцентных льготных кредитов на учебу, как в развитых странах, в России все еще не предвидится.
Говоря о повышении рождаемости, власть обязана хорошо понимать, что государственные стипендии, пособия и гранты должны покрывать основную часть расходов студентов, а этого как раз и не происходит.
Оставленные наедине со своими проблемами молодые люди уже давно не рассчитывают на государство. Может поэтому за рубеж хочет уехать практически каждый второй российский специалист (46%), как показал опрос 23 776 россиян, проведенный The Boston Consulting Group (BCG) с The Network и HeadHunter. В основном за границу стремится молодежь: о своем желании уехать сообщило 57% респондентов до 30 лет.
Они хотят за рубеж в надежде на лучшую жизнь - рассчитывают на высокую заработную плату, новый профессиональный опыт, более высокий уровень жизни и привлекательные карьерные возможности.
Бездумно открывая факультеты по подготовке менеджеров и юристов, государство подготовило армию безработных… или работников для других государств. Согласно данным этого же исследования, за границу хотят уехать менеджеры (52%), консультанты (49%) и юристы (45%).
Закончился праздник. Студенты, «вкусив медовухи», возвращаются к обычным будням. С кем оно - наше будущее? Что оставляют им сегодняшние правители судеб? Какого разговора и каких решений ждут они от власти?
Им нужна правда, помощь, честный и открытый разговор.