По данным Росстата, зарплаты в стране растут каждый год. Вот и по итогам 2019 года средняя зарплата выросла на 7,5% и составила 47,5 тыс. рублей. При этом, по официозной статистике, выросла и реальная зарплата, пусть не так сильно, но, тем не менее, на 2,9%.
В то же время, по данным портала Работа.ру, от 80 до 90% работников не довольны своей получкой. Что совершенно неудивительно, т.к. в ходе проведенного эти порталом исследования, осталось непонятным, кому же ее повышают. Так, только 8% работников получили в этом году прибавку, еще 5% – обещание прибавки.
То, что реальные доходы россиян вообще-то падают шестой год подряд, население нищает, влезает в долговые ямы, об этом на самом верху знают. Практически в каждом послании Федеральному собранию, на каждой прямой линии президента об этом идет речь. Почему же ничего не меняется?
Основное требование властей – темпы роста зарплат не должны превышать темпов роста производительности труда. В противном случае, по их заверениям, начнутся крайне негативные процессы в экономике. А у нас производительность очень низкая, поэтому и зарплаты низкие. Поэтому сначала необходимо ее повысить. И принимаются программы и нацпроекты по ее повышению.
Например, в майских указах 2012 года ставилась задача к 2018 году повысить производительность труда в полтора раза от уровня 2011 года. В 2014 году (через два года!) правительство подготовило распоряжение, в котором в качестве основных направлений для работы по повышению производительности труда были утверждены: стимулирование инвестиций для модернизации производства; стимулирование технологического обновления; стимулирование замены устаревших рабочих мест; разработка условия для профразвития работников; повышение мобильности рабочей силы; рост производительности труда в госкомпаниях; повышение занятости в секторе малого бизнеса.
Конечно странно, что вместо того, чтобы инвестировать, обновлять, менять, политика сводилась только к стимулированию. Но и с этим у правительства ничего не получилось. Практически, из всех пунктов только с мобильностью есть положительный результат. Миллионы россиян вынуждены в поисках работы уезжать из родных мест в столицы или даже за границу. Обезлюживание многих регионов достигло таких масштабов, что несет прямую угрозу безопасности страны.
Понятно, что указ реализован не был. Несмотря на постоянные сокращения кадров. Ведь по существующей методике расчета производительность рассчитывается как отношение ВВП к затратам на труд. Например, в РЖД за пять лет сократили почти 170000 сотрудников.
Тогда был принят нацпроект «Повышение производительности труда и поддержка занятости», согласно которому, рост производительности труда на средних и крупных предприятиях в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в торговле и строительстве должен составить до 5% в год к 2024 году.
Но, по мнению экспертов, «на существующем оборудовании невозможно акцентированно повышать производительность труда». Даже по официальным данным, коэффициент износа основных фондов в промышленности у нас достигает 53–55%%. В добывающей промышленности до 33% оборудования по нормативам вообще должно было быть списано. На таком оборудовании невозможно повышать производительность.
Под производительностью понимается тот объем ВВП, который каждый работник вырабатывает за час работы. По данным ОЭСР, в России в 2017 году он составил $26,5 в час, в Великобритании - $61. В Германии каждый отработанный час приносит более $72, во Франции – $69,6. Средний показатель производительности труда по ОЭСР составляет $54,8, по ЕС $56,6.
При этом работают россияне в среднем 1978 часов в год, а, например, в Великобритании - 1543 часов, в Германии — 1356 часов. В результате получается, что россияне работают больше, но из-за технологического отставания их производительность ниже.
Очевидно, что на современном оборудовании за меньшее время можно создать больше продукта. На технологическую модернизацию вкладываются лишь около 10% российских промышленных предприятий, тогда как в Германии примерно 60%, даже в Эстонии или, Болгарии почти 20% предприятий.
Такая ситуация является следствием проводимого курса, когда, в отличие от декларируемого стимулирования всего хорошего, в реальности ЦБ и правительством проводилась такая кредитно–денежная политика, которая напрочь убивает всю хозяйственную деятельность в стране. Очевидно, что в большинстве своем предприятия продолжают использовать старое оборудование из-за финансовых проблем.
Причины низкой производительности ясны. Остается понять, в самом ли деле зарплата не должна расти, пока не вырастет производительность.
Если вспомнить собственную историю, то окажется, что в период индустриального рывка 30-х годов в СССР зарплата росла опережающими темпами. В КНР, демонстрирующей высокие темпы экономического роста, в 1985–1995 годы зарплата выросла в 4,76 раза, а производительность труда – в 4,22 раза.
Наконец, следует напомнить, что труд в РФ недооценен, что зарплата настолько низка, что не позволяет большинству наёмных работников жить на уровне современных стандартов качества жизни. Зарплата в России в несколько раз ниже, чем в развитых странах, если сравнивать по паритету покупательной способности (ППС). К тому же известно, что у нас в стране такое социальное расслоение, что показатель средней зарплаты не отражает реальных доходов большинства работников. Если, как предлагают ряд экспертов, ограничить безудержное потребление верхов, можно было бы увеличить зарплаты обычных работников даже без повышения зарплатоёмкости ВВП, только за счёт одного только перераспределения.
Наконец, кроме производительности труда, фактором, сдерживающем рост зарплат, по мнению специалистов, является отсутствие конкуренции. В одной из недавних статей в Комсомольской правде приводится пример на эту тему. Руководитель крупной известной организации откровенно говорит работнику: «А зачем повышать тебе зарплату? Ты все равно никуда не уйдешь – потому что некуда. Ни в каком другом месте тебе больше платить не будут – ты и сам это знаешь».
Таким образом, чтобы росли зарплаты надо создавать новые рабочие места, надо проводить технологическую модернизацию производства. Необходимо повысить МРОТ, о чем постоянно говорят коммунисты. Ведь, по подсчетам ученых Института социально–экономических проблем народонаселения РАН, потребительская корзина на одного работающего составляет 32 – 35 тысяч рублей. Надо учесть, что если в семье есть хотя бы один ребенок, то он требует примерно таких же расходов. В результате целевой показатель МРОТ составляет примерно 50 тыс. рублей, который необходимо и возможно достичь в течение ближайших пяти лет. Кроме того, для повышения зарплат бюджетникам необходимо больше денег оставлять в регионах, т.е. изменить систему налогообложения. Эта система должна быть изменена и для справедливого перераспределения доходов в целом, т.е. давно пора вводить прогрессивную шкалу.
Очевидно, что все эти меры могут быть приняты только национально–ориентированным правительством народного доверия. Только смена курса позволит создать такие социально–экономические условия, которые в долгосрочной перспективе, а не только в период выборных кампаний, позволят реально повышать зарплаты, улучшать материальное благосостояние большинства россиян.