За неделю нефть подешевела на 30%, с начала года − вдвое, а в реальном выражении рухнула до уровней 35-летней давности.
А в это время официальные лица и некоторые экономисты успокаивают граждан позитивными прогнозами.
Россия оказалась лучше других стран подготовлена к мировому экономическому кризису, заявила спикер Совета федерации Матвиенко. По ее словам, даже низкие цены на нефть не помешают России уверенно пройти кризис как минимум в течение шести лет.
Министр финансов Силуанов клятвенно заверяет, что Россия сможет исполнять все свои бюджетные обязательства в течение трех-четырех лет, даже если цена на нефть опустится до $20−30. И это при том, что, по его же словам, в 2020 году сокращение нефтегазовых доходов России составит 2 трлн. рублей, что, при цене нефти в $32,4 за баррель бюджет будет недополучать 1 млрд долл. ежемесячно.
Правда в сентябре 2019 года ЦБ описал в своем рисковом сценарии в «Основных направлениях денежно−кредитной политики на 2020–2022 годы», что будет происходить с российской экономикой при ценах на нефть $25–30. По оценке ЦБ, при таком сценарии, ВВП упадет на 1,5–2%%, а инфляция вырастет до 6,5–8%% из-за значительного ослабления рубля.
Но Силуанов уверяет, что благодаря ответственной макроэкономической политике зависимость рубля от цен на нефть снизилась и обещает инфляцию до конца года не выше 4,5%.
Очевидно, что независимость от нефтяных цен возможна при развитии промышленного производства, расширении несырьевого экспорта. Экономика же «трубы» не может не зависеть от мировых цен на нефть.
Согласно статистике экспорт РФ в 2019 году составил $420,4 млрд, причем на минеральные продукты, в которых 98% принадлежит нефтепродуктам, приходится 53,4% или $224,5 млрд
Для россиян ослабление курса рубля означает очередное падение реальных доходов. Ведь цены, даже вроде бы российских товаров, зависят от курса доллара.
К нам завозят семена многих сельхозкультур, в каждой булке хлеба и бутылке молока заложены импортные компоненты, начиная с оборудования и технологий. У нас нет в достаточном количестве теплиц, поэтому круглогодично обеспечить страну свежими помидорами и огурцами без импорта не можем. У нас нет овощехранилищ, поэтому сохранить свою капусту и картошку тоже не можем, приходится их закупать.
Как отмечают в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), продукты питания подорожают, если не сейчас, то через несколько месяцев. Но в конечном итоге цены вырастут на 5−15%%.
И так по всем товарам. В отечественной «Ладе» только 70% деталей, производятся в России. Все эксперты с уверенностью говорят о росте цен на автомобили.
Импортные лекарства составляют порядка 40% всех лекарств. Медицинская техника в стране в основном импортная. Поэтому, по словам главы Ассоциации фармацевтических производителей России В.Дмитриева, цены на иностранные препараты вырастут примерно на 30%, точно подорожают электронные тонометры, термометры, ингаляторы и так далее.
Более чем на десять процентов увеличится стоимость авиабилетов, сообщила Ассоциация туроператоров России (АТОР).
Ростом цен россиян не удивишь. За последние 10 лет цены на продукты выросли минимум в 1,4 раза, максимум − в 4 раза. И главными причинами роста, по словам экспертов, стали, во−первых, рост курса доллара, который за этот период вырос более чем в два раза. Во−вторых, стабильный рост стоимости бензина. Для этого используются любые поводы: когда нефть дорожает, топливные компании жалуются на стоимость сырья, когда дешевеет − на курсы валют и общую конъюнктуру. А подорожание бензина означает рост расходов при уборке урожая, при транспортировке товаров на склады и до прилавка. В−третьих, причина связана с конъюнктурой цен на нефть. Т.е. именно то, что мы и наблюдаем сейчас.
С 2014 года доходы граждан падают. Бедными, а точнее сказать, нищими, т.е. имеющими доход ниже прожиточного уровня, являются почти 20 млн. человек, более 13% населения. Более 80% жителей страны не имеют возможности делать никаких сбережений, практически все доходы уходят на удовлетворение самых необходимых потребностей и оплату коммунальных платежей. Доходы россиян настолько низкие, что расходы на продукты питания составляют 34,3%, и это в среднем. А 38% признались, что им не хватает денег на еду и одежду.
В этих условиях, пусть даже небольшое, повышение цен на продукты приведет к тяжелейшим последствиям для огромного числа наших сограждан.
А ведь, как показывает практика, все возникающие проблемы олигархически−компрадорская власть решает за счет народа. Да и сами эти проблемы вызваны, как правило самой же этой властью. Значит следует ждать не только роста цен, но и всяческих поборов, свертывания социальных расходов.
Поэтому оптимистические заявления чиновников не вызывают доверия. По оценке бывшего директора НИИ статистики Госкомстата России, доктора экономических наук, В.Симчеры, запас прочности у нас не на 6−10 лет, а на 6−10 месяцев. «Очагов источников кризисов в стране, помимо нефти − десятки, если не сотни. Дыры не только у Сечина и в нефтянке − дыры во всей банковской системе. У нас, например, нет коммерческих банков − у нас только наемные банки, которые держатся на бюджете России, а не на собственных эффективных капитальных средствах. Резервов, не будет на то, чтобы гарантировать стабильный рубль, стабильные пенсии и доходы людей».
Совершенно очевидно, что единственный выход − это развитие собственного производства, возрождение мощной независимой экономики. Но нынешняя власть неспособна заниматься реальными созидательными делами. Бесконечная череда пиар−кампаний типа «Стратегии-2020», майских указов, нацпроектов и пр., бесконечные обещания роста зарплат, пенсий, создания высокопроизводительных рабочих мест, всевозможных «прорывов». А в результате повышение пенсионного возраста, падение доходов, разрушение экономики, образования, медицины, демографическая катастрофа.
Лицемерие, безответственность, откровенная ложь стали отличительными чертами современной российской власти. Например, депутаты ЕР в ГД при принятии закона о повышении НДС клятвенно заверяли, что цены на социально значимые товары не поднимутся, поскольку для них ставка НДС осталась льготной − 10%. К таким товарам относятся молочная продукция, хлеб, макароны, овощи, сыр, крупы, вода, мясо, детское питание. «То, что мы слышим сейчас о повышении цен на продукты питания и детские товары, − как минимум недобросовестно. Они не повысятся», − убеждал едрос Макаров на слушаниях законопроекта.
Реальность такова, что основным условием экономического роста, достижения независимости от цен на нефть, обеспечения импортозамещения является смена курса. Никакой запуск «нового инвестиционного цикла», о котором говорил президент уже в этом году, не обеспечит темпы экономического роста выше мировых, если каждый год не будут вступать в строй 1500−2000 средних и крупных предприятий, как это было в эпоху советской индустриализации.
Несмотря на фальсификацию опыта социалистического строительства в СССР, объективные данные доказывают эффективность социалистической системы хозяйствования. Например, по данным ООН за 1988 год, по уровню жизни США находились на 18 месте в мире, СССР – на 26 месте из 200 стран. И это при колоссальных расходах на разработку и производство самой современной советской военной техники, доходы от экспорта которой и сейчас составляют значительную долю валютных поступлений. Рост экономики при брежневском «застое» составлял, недостижимые сейчас, почти 6% в год.
А на 2013 год – США находятся на 3 месте в мире по уровню жизни, Россия – на 55 место. Социально−экономическая программа КПРФ, за которую борются депутаты всех уровней красной вертикали, направлена именно на построение мощной независимой экономики, рост благосостояния народа.
Сегодня наши сограждане всё более открыто формируют запрос на перемены. И этот запрос, в первую очередь, направлен на социальную справедливость, решение насущных социально–экономических проблем. Власть же по-прежнему предлагает только информационно−пропагандистское и ПР− «решение» вопиющих насущных проблем. Вместо национализации природных богатств и введения прогрессивного налога на сверхбогатых, она занимается манипулированием общественного сознания, надеясь и в дальнейшем «выигрывать и побеждать» народ.
Уже всем очевидно, что задачи реального социально−экономического развития страны могут быть выполнены только при смене курса, только правительством народного доверия, выражающем интересы большинства и реализующем суверенную политику.