Современные проблемы патриотического воспитания

Марина Пушкина, Председатель Московского регионального отделения Всероссийский Женский Союз «Надежда России»

Мы несем ответственность за достойное будущее подрастающего поколения.

Патриотизм – это одна из устойчивых характеристик человека, он выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине; лояльность в отношении к политическому строю; следование традициям своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинскую храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Современный период, когда общество озабочено нестабильной экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими политическими катаклизмами, характеризуется разрушением социальных связей, падением нравственных устоев. В этом же списке проблемы патриотического воспитания молодежи.

Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими становятся в непростом процессе развития, становления личности. Попытки родителей переложить ответственность на учителей и воспитателей, а последних – вернуть эти упреки родителям только усугубляют ситуацию. Отвечают за подрастающее поколение все: семья, школа, государственники, воспитатели ясельной группы.

Основные проблемы патриотического воспитания:
• Отсутствие у молодых людей духовно-нравственных ценностей.
• Слабые познания в области культуры, истории.
• Недостаточная работа воспитателей по военно-гражданской тематике

Нравственные проблемы общества:

Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство.

Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации народа. ( Ален Даллес-1945г.) Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические, межконфессиональные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Под угрозой национальная самоидентификация, перспектива для России — разрушение культурного пространства.

Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода религиозными сектами, субкультурами, экстремистами. Истоками кризиса системы образования нужно признать отсутствие целей. Учителя во многом превратились в менеджеров, оказывающих образовательные услуги. На «вечные вопросы» о том, кто ты, в чем смысл жизни, детям никто не помогает найти ответы. Прежние теории воспитания (Советские) забракованы, новые не созданы. Система подготовки учителей на низком уровне, компетентных воспитателей крайне мало. Родители заняты добыванием средств к существованию, становится больше неполных семей. Школьники предоставлены сами себе, общаются с сомнительными друзьями. Нездоровые тенденции утверждения материальных ценностей над духовными развиваются, всячески подпитываются СМИ. Доброта, семейные ценности, гражданственность, патриотизм вытесняются алкоголизмом, нетерпимостью друг к другу на бытовом, национальном уровне, преступными бизнес-схемами.

Здоровая часть общества понимает, что воспитание подрастающего поколения – одна из актуальных проблем государства. Но не только его. Для преодоления тех негативных тенденций, которые уже сложились, нужно скорее решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей, педагогов. Природа патриотизма не абстрактна, она основывется на любви к конкретным матерям, друзьям, речушке, улице. Дети не рождаются ни с чувством любви, ни патриотизма. Всему этому их должны научить взрослые, которые рядом, прежде всего, своими собственными поступками. Говорят в народе « Какое дерево- такие плоды)

У предков проблем с патриотизмом не было

В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать.

Возраст совершеннолетия на Руси наступал гораздо раньше, чем у детей нашего времени. Современное общество в законодательном порядке определяет возраст, до которого молодежи запрещается продавать пиво. Перед детьми эпохи Владимира Мономаха такой вопрос не стоял. Как только ребенок начинал хорошо ходить, его сажали на коня. Мальчикам вручали деревянный меч, а девочкам – тряпичную куклу. Период младенчества заканчивался быстро, формирование личности происходило с младых ногтей. Родителям некогда было теоретизировать, отвлекаться на футбол, корпоративы. Перед семьей, государством всегда остро стоял вопрос выживания. Нужно было пахать-сеять, ставить на ноги младших, обороняться от завоевателей. Любая проблема решалась «всем миром», семья ставилась во главу угла, а государственный интерес имел приоритет над любым другим.

Воспитание детей осуществлялось не путем назиданий, будущие патриоты шли по стопам своих родителей, видя перед глазами живой пример, посильно участвуя во всех делах семьи и общества. Тренировочные ситуации не создавались искусственно, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения, это был вопрос сохранения семьи, государства. Церковь являлась центром духовности и нравственности.

Петр І требовал от окружения сначала преданности государству, а потом царю. В период развитого социализма молодого человека, не служившего в армии, подозревали в отсутствие здоровья. Такой наверняка не защитник, как за него замуж выходить? Демобилизовавшиеся не спешили расстаться с галифе и бескозырками, в них нужно было пощеголять на родной улице, вызвать зависть у пацанов, завоевать симпатии девушек.

Проблемы патриотического воспитания наиболее острыми стали в постсоветский период. Сейчас многие воспринимают службу как повинность, потерю ценных лет. За последние годы немало было сделано для поднятия престижа Российской Армии, но в этом направлении еще много работы.

Истоки патриотизма, задачи воспитателей

Патриотизм как явление зарождается вместе с государственностью. В период Древней Руси выражался в верноподданничестве, истовой православной вере. Патриоты сражались «за веру, царя и Отечество», «за Родину, за Сталина». В любые времена патриотизм русских людей выражался в любви к родной природе. Он всегда был интернационален. На защиту Родины от завоевателей, стихийных бедствий, при решении народнохозяйственных задач вставали многочисленные самостоятельные народы.

Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Оторвать современность от традиций, завоеваний прошлых веков невозможно. Как раньше Россия являлась столпом справедливости, высокой нравственности, надеждой многих народов на защиту и сохранение, так сейчас наша страна – едва ли не последний оплот, несущий ответственность за стабильность нынешних международных отношений.

Дошкольное образование, школа должны опираться на разум и нравственность, помогать в ценностных ориентирах, прививать молодому человеку чувство ответственности за народ, государство, сохранение моральных устоев.

Основные пути формирования чувства патриотизма

Мировоззрение современной молодежи отличается изрядным прагматизмом. Главной целью существования многих становится накопление материальных благ, высокий статус в обществе. Причем, учитывается мнение той части общества, для которой главным критерием успешности является материальное благополучие, умение шагать к вершинам, невзирая на интересы других людей.

В связи с этим перед родителями, учителями встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход должен базироваться не на изобретении инновационных методов. Как уже говорилось выше, всего лишь нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.

Воспитание морали, нравственности

Нравственного человека характеризует его отношение к людям, труду, результатам труда других людей, уважение к представителям иных народов, своей культуре, культурам других наций. Общество предъявляет определенные требования к личности. Особенностью нравственного воспитания является то, что соблюдение моральных норм – дело добровольное. Наказание за несоответствие принятым нормам – это «всего лишь» общественное порицание.

Наша задача- содействовать вырастить такого человека, для которого правила поведения станут его собственными убеждениями, внутренней потребностью. Как говорится, не за страх, а за совесть.

Общечеловеческая ценность – жизнь. Дети еще в школе должны быть убеждены, что всякое посягательство на нее недопустимо. Необходимо выработать у ребят чуткое отношение к собственной жизни, к основному праву других людей. Это фундамент будущей ответственности за детей, престарелых родителей.Право на свободу дети не должны понимать как вседозволенность. Еще в раннем возрасте нужно научить их разграничивать отсутствие дисциплинированности, вседозволенности и свободу.

В младшем возрасте воспитанникам приходится осваивать навыки послушания. Но воспитательный процесс нужно строить так, чтобы дети на практике ощущали весь негатив неправильного поведения, эгоизма. Акцент при этом делается не на самом ребенке, а на том плохом, что в нем есть, и хорошем, что предстоит развить.

Важность знания культуры, истории

Для формирования у детей осознанного отношения к Родине, ее прошлому и будущему, необходима прочная база, коей являются знания истории, культуры края, где родился, о песнях и праздниках, ратных подвигах прадедов.

В этом направлении нами более25 лет совместно с участниками ВОВ проводятся УРОКИ МУЖЕСТВА, программы которых основаны на связи и преемственности поколений Живые участники боевых действий рассказывают детям о подвиге Советского народа, Советского солдата

Ежегодно проводится конкурс-фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, жизнь», стартовавший в городе Воинской Славы Наро-Фоминске

Образовательные школы должны взаимодействовать с музеями, учреждениями культуры. Для воспитания истинных патриотов важны не только даты начала и конца правлений исторических деятелей. Дошколятам, школьникам важно эмоционально пережить исторический момент во время посещения краеведческого музея, подержать в руках предметы, связанные с народными промыслами, бытом во время подготовки к конкурсу, выставке. Неизгладимое впечатление произведут не репродукции картин из школьного учебника, а подлинные масштабы и краски работ И. Айвазовского и И. Шишкина.Молодежь сама придет к важности и необходимости участия в жизни общества, для этого необходимо – привить любовь, дать знания и понимание культуры, традиций, истории.

Подготовка будущих защитников Отечества

Военно-патриотический аспект воспитания дает двойной эффект. Те морально-психологические качества, которые закладываются в молодом человеке, пригодятся как в военное время, так и в мирное. Смелость, выносливость, твердость характера необходимы не только защитнику Отечества, но и инженеру, врачу, строителю. Терпение, силу развивают походы, всевозможные состязания, военизированные мероприятия. Интерес к службе в армии формируется в процессе изучения работы мотоцикла или трактора, знакомства с профессией кинолога, санинструктора. Встречи с ветеранами ВОВ, просмотр киноматериалов, участие в памятных мероприятиях, связанных со знаменательными датами – все это подводит молодых людей к осознанию своей роли в служении Отечеству, к убежденности в необходимости его защиты

Заслушав каждого, обсудив все волнующие вопросы, касающиеся роли педагогов и родителей. Государственников и общественных организаций в образовательном процессе, участники «Круглого стола» решили определить приоритетным направлением образования, воспитания гражданина и патритоа Отечества, учредить почетный нагрудной знак «Патриот России», которым может быть награжден каждый россиянин от школьника до пенсионера, внесший достойный вклад в дело возрождения Отечества, объявить конкурс среди молодежи на лучший макет нагрудного знака «Патриот России». Разработать и внедрить в каждый коллектив, в каждое образовательное учреждение «Кодекс чести» патриота России».

Традиционным стал межрегиональный фестиваль солдатской песни и пляски «Непобедимые», который стартовал в городе Воинской Славы Наро-Фоминске. Победители принимают участие на торжественных мероприятиях патриотической направленности. Ежегодно приглашаются для участия в годовщину танкового сражения на третьем ратном поле России-Прохоровском., на Мамаевом кургане в Сталинграде.

Надо отметить огромную работу по подготовке детей и дальнейшую работу сними:
1. К приему в октябрята. Во Фрязино (председатель Куликова К.А.) много лет идет плодотворная работа в этом направлении
2. К приему в пионеры. С момента восстановления Всероссийской пионерской организации имени В.И.Ленина, мы первые со своими ( тогда небольшими отрядами) прошли по Красной площади столицы с песней «Взвейтесь кострами» под звуки пионерского горна и барабанов. Мы-первые пионервожатые после развала Советского Союза. Сейчас ежегодно принимаются тысячи. Так же детей ведут наши женщины тоже. По окончании торжественного посвящения в пионеры для юных пионеров организовываем экскурсии в Центральный военно-исторический музей на Поклонной горе. По пути домой возлагаем цветы к памятникам героям-комсомольцам, (за памятниками ухаживают пионерские отряды) и героям- участникам ВОВ. У пионерских костров поем песни той далекой, самой жестокой в истории человечества Великой войны. Тимуровцы посещают участников войны, которых с каждым годом становится меньше
3. Ежегодно совместно с ветеранами дети посещают музей четырежды героя ВОВ, легендарного полководца Г.К.Жукова в г. Жуков Калужской области
4. Мы организаторы поездки в музей Зои Космодемьянской в Петрищево, где тоже в торжественной обстановке принимаем детей в пионеры, пионеров в комсомол. Юные ленинцы у памятника Зое дают торжественную клятву: Всегда готовы служить Великой Родине, трудовому народу»
5. Ежегодно организовываем поездки и походы детей по местам боевой славы. К памятнику и в музей героя России Веры Волошиной в д. Крюково. Встречаемся с детьми лицея имени Веры Волошиной, которые ухаживают за памятником и бережно относятся к березе, на которой повесили юную героиню. В памяти детей навсегда остаются героические страницы истории народа-победителя.
6. Традиционно проводятся Благотворительные акции «Лети, журавлик», в которых активно работают заместители председателя МРО Попова Галина Шендеевна и Кулакова Ирина Викторовна, а также Терешенкова Лидия Ивановна.
7. Проводится конкурс политического плаката «Будущее России глазами молодых»
8. Мероприятия (конкурсы на военную тематику)
9. Выставки детского и юношеского творчества «Восславим женщину, чье имя МАТЬ», «Слово о матери»
10. Была успешно проведена выставка работ земляков: художника Константина Васильева и поэта Ленида Якунина. Инициатором является председатель Дубненского отделения Третьякова Тамара Георгиевна
11. Председателем Ивантеевкого отделения Терешенковой Лидией Ивановной постоянно ведется работа с детьми из малоимущих семей, с талантливыми детьми, прививая любовь к Родине, к национальным традициям народов разной национальности, к красоте.
12. Участие во всех протестных акциях за возрождение Социализма, за достойное будущее детей и внуков постоянно находятся на переднем крае местные отделения: Раменское, Климовское, Наро-Фоминское, Егорьевское, Ивантеевское, Лобненское, Ленинское, Малаховское, Звездный городок, Пушкинское, Железнодорожный, Фрязинское.

Патриотизм объединяет в себе духовность, гражданственность, присущие только социально активной личности. Настоящего гражданина воспитывают не одним обучением, подрастающее поколение необходимо социализировать на примерах тех программ, которые были разработаны и являлись основой патриотизма Советского времени. От результатов всех этих процессов зависит в дальнейшем не только конкретный человек, но и благополучие всего общества. Сегодня- дети, завтра-народ. Мы тоже в одном звене творцов воспитательной системы, становления патриота, Гражданина нашей страны.

Мы искренне благодарны сотрудникам музеев, исторических памятников, которые бережно хранят каждую страницу героической истории нашего народа.

Современные проблемы патриотического воспитания
Современные проблемы патриотического воспитания
Современные проблемы патриотического воспитания
Современные проблемы патриотического воспитания
Современные проблемы патриотического воспитания
Современные проблемы патриотического воспитания
Современные проблемы патриотического воспитания
Современные проблемы патриотического воспитания
Современные проблемы патриотического воспитания
Современные проблемы патриотического воспитания
Современные проблемы патриотического воспитания

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Концерт ко дню рождения Комсомола
В архангельской школе имени А. Косыгина Красногорское отделение ЛКСМ провело концерт, посвященный дню рождения Комсомола.

Лотошинские коммунисты выполняют важнейшую задачу сегодняшнего дня
Коммунисты Лотошино, во главе с секретарями С.А. Хабиповой и П.Н. Власенко, продолжают помогать участникам СВО и жителям воюющих территорий, всем тем, кому нужна наша помощь.





 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: «Два актуальных законопроекта в сфере ветеринарии приняты Госдумой в первом чтении»

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Н.И. Васильев выступил на X (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Зампред Мособлдумы Константин Черемисов: Сельскому населению постоянную заботу

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Депутаты-коммунисты региональных парламентов Александр Наумов и Леонид Зюганов наметили совместные мероприятия в работе

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда