Доклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина к Всероссийскому совещанию по развитию садоводства и питомниководства 21 августа 2020 года в Ставрополе.
Уважаемые товарищи!
Я рад приветствовать Вас от имени Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам.
Тема сегодняшнего совещания является одной из наиболее актуальных для укрепления национальной безопасности Российской Федерации, так как через обеспечение населения качественной витаминизированной продукцией определяет здоровье и долголетие наших граждан.
По данным статистики в 2019 году были произведены рекордные 3,5 млн. тонн плодов и ягод. Но 66% этого количества приписано личным подсобным хозяйствам, реальное положение которых мы все хорошо себе
представляем. Обратив же внимание на товарные хозяйства (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей), мы увидим лишь немногим более одного миллиона тонн продукции, поступившей в обращение на рынок. Отмечу, что больше половины этого объема (56,2%) в 2019 году дали два региона – Краснодарский край (381,1 тыс. т. товарной продукции) и Кабардино-Балкарская Республика (282,5 тыс. т. товарной продукции).
Сопоставив эти данные с нормами здорового питания, мы увидим, какой путь нам предстоит пройти и какие задачи мы должны перед собой ставить.
100 кг плодов и ягод должен человек потреблять за год. Поэтому даже с учетом ЛПХ, мы не добираем больше 11 млн. тонн продукции. Это, конечно, частично компенсируется импортом, но в целом приводит к тому, что наши граждане потребляют значительно меньше, чем должны в рамках здорового питания.
Одна из причин сложившегося баланса – то, что в наших сельскохозяйственных организациях находится всего 180 тыс. га садов. Безусловно, за счет увеличения урожайности мы сегодня вышли по производству товарного яблока на уровень 1990 года, но все-таки больше 287 тыс. га садов ушло в небытие!
Мы глубоко убеждены, что даже при урожайности в 300-350 ц/га, учитывая периодичность по годам, площадь плодово-ягодных насаждений в наших товарных хозяйства должна составлять не менее 400 тыс. га. Здесь мы учли, конечно, и цели удвоения урожайности. Это ставит перед нами абсолютно конкретную задачу по закладке новых садов.
Картина же на этом направлении сегодня следующая.
В 2019 году закладка новых садов достигла 18 тыс. га. В целом за период с 2013 года было заложено почти 100 тыс. га новых садов. Казалось бы, достигнутую динамику нужно сохранять и укреплять, но почему-то Министерство рапортует о планах ввести к 2025 году всего 65,2 тыс. га новых садов, то есть вернуться к тем 10-12 тыс. га в год, с которых мы фактически начинали. Такими темпами мы сможем выйти на требуемые площади только через 15-17 лет. А это не годится!
Мы должны говорить, как минимум, об удвоении площади ежегодно закладываемых новых садов. И действовать в этом направлении следует системно, закрепив соответствующие цели на уровне государственной программы. Причем не только по валовке и закладке, но и по производству посадочного материала.
В этой части мы видим, что текущие потребности сельхозтоваропроизводителей удовлетворены отечественным производством саженцев немногим более чем на половину – 33 млн. шт. производят наши хозяйства, и еще порядка 26 млн. саженцев мы импортируем.
В этой связи хочу напомнить, что в России не так давно было около 500 питомниководческих хозяйств, подчинявшихся непосредственно Минсельхозу. Сегодня же – всего 200 с натяжкой.
Это ставит перед нами, в том числе законодателями, задачу эффективнее решать проблему импортозамещения в питомниководстве.
Что касается вопросов повышения урожайности, то здесь важно заострить внимание на развитии генетического потенциала сортов, в связи с чем я хочу выразить особую благодарность нашей науке. В госреестр селекционных достижений уже включено более 3,3 тыс. отечественных сортов, и работа на этом направлении не прекращается.
Мы помним наших великих соотечественников Н.И.Савельева, И.В.Казакова – уникальных генетиков, благодаря которым до сих пор, на той же Брянщине, получают по 100 ц. с га малины, сорта В.И.Кичины. Только товарищ Седов 44 сорта яблока создал, и 14 сортов груши. И их последователи, наши селекционеры, которые сегодня подтверждают конкурентоспособность новых сортов, должны получать всеобщую поддержку, чтобы движение дальше было еще более активным.
Далее, в свете событий начала текущего года, считаю необходимым обратить внимание на вопросы сбережения урожая.
Наши садоводы Северо-Кавказского и Южного федеральных округов столкнулись с критическими последствиями заморозков. Погибло до 85% урожая. Основной удар пришелся на косточковые культуры, но яблоки и груши пострадали, по сути, не меньше. И это, напомню, в тех регионах, которые дают больше 80% товарной продукции садоводства!
В результате под угрозой банкротства оказались многие хозяйства, вопрос государственной поддержки которых, полагаю, не окажется спорным. Мы, как законодатели, берем на себя это направление в рамках корректировок и принятия федерального бюджета, а также через совершенствование законодательного регулирования сельскохозяйственного страхования.
У нас на сегодняшний день застрахованы всего 2% площади многолетних насаждений. Заключено 11 договоров страхования, 7 из которых касаются объектов в Краснодарском крае. И такое печальное положение дел у нас не только в садоводстве, но в целом по отрасли. А ведь это действенный механизм, который в сложившейся ситуации смог бы снять многие вопросы.
Напомню, что в 70-х годах в Советском Союзе была создана такая система страхования сельскохозяйственных рисков, которая и по сей день в мире признается лучшей. То есть опыт у нас на этом направлении есть, причем опыт наш, а не как это некоторые подают, что «агрострахование пришло к нам в 2012 году из мировой практики».
Задача в этой части для нас предельно ясна, как и задача по развитию систем защиты урожая от градобития и других неблагоприятных природных факторов.
Уважаемые товарищи, теперь подробнее о государственной поддержке садоводческой отрасли.
Мы видим стремительную динамику по бюджетному финансированию садоводства, которая, с учетом выше приведенных сведений, не находит должного отражения в производственных показателях. За период с 2015 по 2018 год соответствующие расходы федерального бюджета были фактически удвоены, а рост валовки и темпов закладки новых садов исчисляется единицами процентов. В этой связи очевидно, что нужно подойти к управлению развитием отрасли более системно, приняв на себя ответственность решительных действий на каждом ключевом направлении.
И здесь считаю важным отметить поручение Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года №Пр-527 в интересах ускоренного развития производства плодово-ягодной продукции в Российской Федерации. Отраженные в нем вопросы мы ставим уже не первый год и убеждены, что представленная Президентом постановка задачи верно расставила приоритеты, особенно в части, касающейся технической вооруженности садоводства.
Из года в год энерговооруженность в целом сельского хозяйства у нас все ниже и ниже, а четкого представления о том, какое количество у нас специальной садовой техники и в каком состоянии она находится, нет вовсе. Поэтому нам важно решить, кто все-таки у нас занимается садовой техникой. Раньше у нас все институты сотрудничали с соответствующими заводами. ВСТИСП производил ягодоуборочные комбайны, питомниководческую технику. Наши мичуринцы и краснодарцы занимались выпуском широкой линейки техники. Сегодня же мы всю садовую технику вынуждены импортировать.
Наследие изрядно порушено, но не до основания, что позволяет нам начать заниматься этим вопросом не с нуля. Пусть головным институтом будет ВИМ, или другой институт, который сможет предметно заниматься этой серьезной темой по отраслям. Надо переставать тащить все из-за рубежа, а начинать заниматься этим направлением у нас, начиная от трактора, который работает в питомнике, заканчивая техникой, обеспечивающей эффективное функционирование интенсивных садов.
Также должно быть уделено внимание вопросам развития транспортно-логистической инфраструктуры и переработки продукции садоводства, как и развитию кооперации и заготовительных организаций. Без этого мы не сможем двигаться в направлении увеличения производства плодово-ягодной продукции, а также рассчитывать на сбережение урожая в личных подсобных хозяйствах, полученного, в том числе, на направлениях сбора дикоросов.
Кроме того, вопросы развития систем хранения урожая важны для защиты наших сельскохозяйственных товаропроизводителей от произвола торговых сетей. Ярким примером тут будет ситуация, сложившаяся в этом году с Совхозом им. В.И.Ленина, когда хозяйству безосновательно отказали в возможности реализовать урожай высококачественной земляники.
В этой связи реализация поставленных Президентом задач должна быть эффективно вписана в действующую сегодня систему стратегического планирования в АПК, представленную тремя государственными программами, а сами госпрограммы приведены в соответствие стоящим перед отраслью задачам с точки зрения финансового обеспечения.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Наиболее перспективная ее редакция была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421. Последующие 14 корректировок этой госпрограммы привели к тому, что отрасль недополучила почти 400 млрд. рублей федерального финансирования. В этой связи, в рамках работы по подготовке корректировок федерального бюджета на текущий год, а также предстоящей подготовки проекта бюджета на 2021-2023 годы, мы должны компенсировать сложившийся долг.
Государственная программа комплексного развития сельских территорий. Важность этой программы определяется тем, что дороги, социальная инфраструктура, ЖКХ и жилищный фонд сельских территорий доведены до плачевного состояния. Жить, по существу, на селе невозможно. А ведь сельские территории – основа кадрового обеспечения отрасли. И если не принять решительных мер, то существующий сегодня в отрасли кадровый голод, будет лишь усиливаться. Такая негативная динамика напрямую угрожает продовольственной безопасности России, а также выполнению поручения Президента Российской Федерации по увеличению к 2025 году объемов экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия до 45 млрд. долларов США.
Эта госпрограмма была утверждена всего год назад и при общей поддержке получила проектное финансирование на уровне 2,3 трлн. рублей. Но в текущем году объем ее финансирования существенно сократили. От 80 млрд. рулей, запланированных на текущий год, выделено всего 38! На 2021 и 2022 годы сокращение еще больше! Ярким примером ошибочности такого решения является тот факт, что средства, выделенные на сельскую ипотеку, показывающую в отличие от городской стремительный рост, уже закончились.
В этой связи финансовое обеспечение государственной программы комплексного развития сельских территорий необходимо привести в соответствие паспорту, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2019 г. № 1332.
И третья госпрограмма – программа вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земель и охраны плодородия почв. На сегодняшний день она находится на стадии проекта, но должна быть утверждена в самое ближайшее время. Об этом мы говорили на всероссийских парламентских слушаниях, на заседании Государственного Совета Российской Федерации в декабре 2019 года, и в этом нас поддержал Президент Российской Федерации, подписав соответствующие поручения Правительству Российской Федерации.
Утверждение этой государственной программы создаст мощнейший фундамент для прорыва в экономике, ведь речь идет о вовлечении в сельхозоборот порядка 40 млн. га пашни. По сути, это «новая целина», которая обеспечит огромное количество новых рабочих мест, глубочайшую межведомственную кооперацию, начиная с сельхозмашиностроения, химической промышленности, металлургии, и заканчивая логистикой и торговлей.
И в заключение – о законодательном обеспечении.
За последние 2 года нам удалось принять несколько важнейших законодательных решений, реализация которых позитивно отразится в том числе на отрасли садоводства.
Так, нами были внесены принципиально важные изменения в Налоговый кодекс, снизившие ставку НДС на продукцию садоводства до 10%. Был принят базовый закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации», установивший правовые, организационные, технологические и экономические основы в области виноградарства и виноделия, определивший формы, условия и порядок осуществления государственной поддержки в данной области, установивший полномочия, в том числе контрольных, органов государственной власти и местного самоуправления, а также правовое положение лиц, осуществляющих деятельность в области виноградарства и виноделия.
Приняты существенные изменения в закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также комплексные изменения в законодательство в части развития инвестиционной деятельности и поощрения капиталовложений в реальный сектор экономики Российской Федерации.
Приняты комплексные изменения в закон «О государственном регулировании плодородия земель сельскохозяйственного назначения», определивший начало большой работы по сохранению и воспроизводству почвенного плодородия, а также системные изменения в законодательство в части развития агролесомелиорации.
Эти решения разошьют многие закостенелые проблемы в АПК, а также окажут позитивное влияние на отрасль в рамках комплексных решений в области развития экономики Российской Федерации.
Какие шаги на пути дальнейшего развития законодательства сегодня важно обозначить?
Во-первых, это, конечно, подготовленный нами в соавторстве с Заместителем Председателя Государственной Думы А.В.Гордеевым и при активном участии научного сообщества пакет принципиально важных изменений в закон «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». Данным законопроектом мы решаем целый комплекс тех проблем, которые не удалось решить, принимая базовый закон.
Так, нами предложены меры стимулирования субъектов виноградарства и виноделия, использующих при посадке виноградников посадочный материал отечественного производства (напомню, что дефицит отечественных саженцев оценивается до 60-70% от общей потребности в закладке). С учетом действующей практики мы предложили пересмотреть полномочия по внесению информации в реестр виноградных насаждений (указанные полномочия на протяжении последних лет эффективно осуществляются региональными властями). Также с учетом сложившейся практики мы предложили скорректировать сроки сдачи урожайных деклараций
Кроме того, в 468-м Федеральном законе отсутствуют такие меры господдержки как субсидии на закладку виноградников и уход за ними и льготное кредитование, что предусмотрено в настоящее время Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В связи с этим законопроектом корректируется перечень мер государственной поддержки в области развития виноградарства.
Мы также предложили внести комплексные изменения в части регулирования производства и реализации винодельческой продукции.
В целом законопроект впитал в себя те нормы, которые закрывают большое количество правовых дыр и коллизий, допущенных в базовом законе.
Вместе с тем, на пути принятия данной инициативы в первом чтении мы столкнулись с поразительным проявлением лоббизма – под шумок коронавирусной суеты в Государственную Думу был внесен альтернативный законопроект, призванный из закона о развитии одной из важнейших для страны отраслей сделать пародию, наполнив его спорными нормами в угоду крупнейших алкогольных олигархов. Из закона о развитии виноградарства предложили фактически сделать «Закон о коньяке».
Но этого мы не допустим и в период осенней сессии 2020 года сделаем все необходимое для того, чтобы не допустить внесения деструктивных и просто вредительских изменений в законодательство.
Следующая инициатива, о которой сегодня важно сказать – законопроект «О пчеловодстве в Российской Федерации». Важность опыления в повышении урожайности плодово-ягодных и других энтомофилов – это аксиома. Поэтому нами, также в соавторстве с Г.А.Зюгановым и А.В.Гордеевым предложен к принятию закон, закладывающий правовые и экономические основы эффективного развития пчеловодства и охраны пчел. Законопроект единогласно был поддержан в первом чтении и сейчас уже начата работа по его дальнейшей доработке.
Мы также ведем работу над скорейшим внесением в Государственную Думу важнейших законодательных инициатив в области регулирования безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, оборота земель, о семеноводстве, карантине растений, и других, которые эффективно вписываются в парадигму развития законодательства Российской Федерации в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей и укрепления продовольственной безопасности Российской Федерации.
Уважаемые товарищи! Я убежден, что, действуя системно, уделив должное внимание всем названным аспектам развития отрасли, подкрепив это достойным финансированием и законодательной базой, а также обеспечив прочную связь наших научных подразделений с производством, мы добьемся необходимой динамики и сможем обеспечить наших граждан качественной отечественной продукцией садоводства.
В этом, уважаемые друзья и товарищи, желаю нам всем удачи.
Спасибо!