Заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин в соавторстве с заместителем Председателя Государственной Думы, академиком РАН А.В. Гордеевым 16 сентября 2020 года внес в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О зерне» и в статью 14 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».
Зерно является сырьем для 250 видов продовольствия, а его производство - одним из основных направлений в агропромышленном комплексе Российской Федерации. В этой связи динамика развития зернового сектора определяет не только уровень обеспечения продовольственной безопасности, но в целом социально-экономического развития государства.
При том, что по итогам 2019 года самообеспеченность зерновыми культурами составила 99,7%, Россия вошла в тройку стран-лидеров по экспорту зерна, заняла лидирующие позиции по экспорту пшеницы. Вместе с тем, качественные показатели произведенной продукции оставляют желать лучшего. Так, в структуре урожая пшеницы до сих пор недопустимо велико количество непродовольственного зерна 5 класса (18%), а также слабой пшеницы 4 класса (45%). Пшеница третьего класса – это немногим больше одной трети урожая (37%), а количество пшеницы второго и первого класса ничтожно мало.
Исправлению сложившейся ситуации во многом препятствует отсутствие в правовом поле действенных механизмов обеспечения качества производимой продукции, фактическое упразднение в рамках административной реформы государственного надзора в этой области.
В этой связи законопроектом предлагается вернуть в правовое поле государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, а также внедрить Систему прослеживаемости зерна.
Принятие предложенных законодательных решений позволит, во-первых, провести детальный анализ и баланс товарных зерновых ресурсов.
Причем учитывать не только количественные, но и качественные показатели, что станет стимулом к соблюдению увязанных с продуктивностью гектара научно обоснованных приемов производства зерна. Это в свою очередь позитивно повлияет на ценовой механизм и уровень рентабельности отрасли, а главное, на уровень благосостояния работников сельского хозяйства. Это значит, что у сельскохозяйственных товаропроизводителей появится больше возможностей вести расширенное воспроизводство, укреплять инфраструктуру, оптимизировать сроки проведения посевной и уборочной кампаний.
Во-вторых – обеспечить прослеживаемость зерна на протяжении всего цикла его обращения, от производителей до конечных потребителей производимого из зерна продовольствия. Введение этого механизма укрепит государственную систему контроля качества зерна, расширит возможности противодействовать незаконному его обороту, а включение в Систему полной информации о субъектах хозяйственной деятельности создаст легитимный инструмент верификации участников зернового рынка и их взаимного признания в рамках Евразийского экономического союза.
И третье. Принятие законопроекта создаст необходимые условия для системного укрепления конкурентоспособности российского зерна и продуктов его переработки на внешних рынках. А это является ключевым фактором наращивания экспорта российской сельскохозяйственной продукции, а также продуктов ее переработки с высокой добавленной стоимостью. Тем самым мы делаем серьезный шаг к поставленной Президентом Российской Федерации цели увеличения к 2024 году объемов экспорта продукции АПК до 45 млрд. долларов США.