Содоклад заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на «Правительственном часе» с участием Министра сельского хозяйства Российской Федерации Д.Н. Патрушева по вопросу «О ходе исполнения государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2020 году и ее дальнейшая реализация в 2021 году, а также проведение осенних полевых работ в России в текущем году».
30 сентября 2020 года
Государственная Дума
Уважаемый Вячеслав Викторович!
Уважаемый Дмитрий Николаевич!
Уважаемые товарищи!
У нас сегодня, безусловно, праздник, ведь Государственная Дума смотрит на результаты работы всего крестьянства, и не только за текущий сельскохозяйственный год, но и в динамике. Нас это радует и воодушевляет!
В этой связи, я хочу выразить слова благодарности Председателю Государственной Думы, руководителям фракций, и, в особенности, заместителю Председателя Государственной Думы А.В.Гордееву, который и сегодня, и ранее, будучи в должности вице-премьера, помогал и помогает нам решать фундаментальные задачи развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.
Мы видим, что динамика производства сельскохозяйственной продукции на многих направлениях стала демонстрировать хороший тренд.
Мы видим драйверы роста – производство зерновых и масличных культур, сахарной свеклы, мяса птицы. Мясо свинины показывает хорошую динамику. Но производственных показателей, находящихся в красной зоне, остается все еще недопустимо много.
Если говорить о растениеводстве, то это, в первую очередь, плодово-ягодные культуры, картофель и корма. В животноводстве – производство молока и мяса говядины. Именно эти направления сегодня требуют от нас особого внимания, как и производство водных биологических ресурсов.
На этом направлении мы также видим, хоть и позитивную, но еще недостаточно устойчивую динамику. Объемы добычи колеблются на уровне 5 млн. тонн. При этом импорта становится больше, собственно за счет которого в 2019 году среднедушевое потребление рыбной продукции в России удалось вплотную приблизить к норме здорового питания. В этой связи восстановление и модернизация рыбопромыслового флота, дальнейшее развитие аквакультуры, модернизация береговой инфраструктуры, перерабатывающих мощностей и логистики, должны статьи приоритетными задачами для всех нас.
Далее – о текущей ситуации и ходе полевых работ.
Несмотря на непростые агроклиматические условия у нас есть все основания в текущем году спрогнозировать выдающийся результат валового производства зерна – 127 млн. тонн. Министр об этом в своем выступлении подробно сказал. Но я предлагаю задаться вопросом, была ли у нас возможность получить бóльший урожай?
Безусловно, была! И для того чтобы это увидеть, достаточно взглянуть на потери урожая.
Зависимость потерь урожая «на поле» от сроков уборки отлично отражает график. Потери будут минимальными, если обеспечить уборку в первые 10-12 дней с момента созревания. Сегодня же наши хозяйства не могут обеспечить такую скорость уборки, чем обуславливаются потери на уровне 15%, а это порядка 15 млн. тонн продукции! Мы все это можем наглядно увидеть в динамике, когда на первых порах уборочной кампании урожайность фиксируется на уровне 80 ц/га и больше, а под конец падает до 20 ц/га и меньше.
В корне этой беды лежит слабая энерговооруженность.
Мы недавно были в южных районах Подмосковья и Рязани. Так там 1 комбайн на 1000 гектар посевов! В среднем по стране – 2 комбайна на 1000 га. О какой оперативной уборке тут может идти речь? По этому важнейшему показателю мы отстали и от Казахстана, и от Беларуси, не говоря уже о Канаде, США Германии и др.
Поэтому, уважаемые товарищи, когда мы настаиваем на увеличении финансирования государственной программы развития сельского хозяйства, решающей все эти вопросы, мы исходим из абсолютно объективных, неоспоримых фактов.
Следующий фактор – удобрения и мелиорация.
Минеральные удобрения, органика вносятся в почву в объемах в 3-6 раз меньше научно обоснованных объемов, раскисление и гипсование почв не проводится вовсе.
До какого плачевного состояния доведены наши мелиоративные системы? Со своими 7% мелиорируемой пашни мы сегодня плетемся в хвосте, в 5 и более раз уже отстали от тех стран, с которыми конкурируем на мировом рынке продовольствия.
Посмотрите, к чему это привело, в какое состояние пришли наши почвы.
Уже больше 60% почв имеют слабый гумус, либо гумус ниже минимального, больше 51 млн. га кислых почв на пашне, засоление, переувлажнение. Все большую тревогу вызывает серьезное ухудшение водно-физических свойств почв, глыбистость и пылеватость. Это все то, что предельно снижает плодородие и не позволяет получить те 150 млн. тонн продукции, на которые мы могли бы рассчитывать.
Это еще один аргумент в пользу того, чтобы в ближайшие 3-4 года скомпенсировать те 288 млрд. рублей задолженности перед отраслью, которые сложились в результате систематического урезания бюджета госпрограммы развития сельского хозяйства.
К следующему этапу ее реализации, на отрезке 2025-2030 годов, мы должны подойти со стратегическим бюджетом в 500 млрд. рублей ежегодно. Только так мы сможем исправить названные мной выше закоренелые проблемы.
Что касается главной в рамках сегодняшнего обсуждения программы.
Здесь важно отметить, что развитием сельских территорий Правительство «занимается» фактически 18 лет – с тех самых пор, когда в декабре 2002 года была утверждена первая федеральная программа «Социальное развитие села до 2013 года» с финансированием из средств федерального бюджета в объеме 67,2 млрд. рублей. Потом, в июле 2013 года, была утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий», реализация которой была завершена в прошлом году, и на которую было потрачено 139,2 млрд. бюджетных рублей.
Каков оказался результат этих лет работы мы все хорошо знаем – вся разруха зафиксирована официальной статистикой.
Сельские территории продолжали вымирать – сельское население за 10 лет сократилось на 2 млн. человек. Коэффициент рождаемости стремится вниз, а коэффициент смертности сохраняется на недопустимо высоком уровне. Целенаправленно ликвидировались важнейшие объекты социальной инфраструктуры – уничтожены больше 13 тыс. ФАПов, почти 4,5 тысячи больниц, больше 21 тыс. школ и 27 тыс. детских садов! Коммунальным хозяйством и благоустройством наших сел и деревень не занимался никто, в результате чего 95 тыс. сельских населенных пунктов до сих пор не газифицированы, в 43 тыс. сел нет телефонной связи, в 32 тыс. нет почты. Нищета и безработица зашкаливают!
А все потому, что в подходах к развитию села меняли только название программ, оставляя бессистемные мероприятия со скудным финансированим.
И вот в прошлом году мы в качестве результата нашей с вами напряженной совместной работы по отстаиванию интересов сельских жителей получили государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий», которая оказалась на порядок взвешеннее и с объемами финансирования, в целом соответствующими поставленным целям – 2,3 тралю рублей, из которых на федеральный бюджет приходился 1 трлн. рублей.
Но не долго пришлось радоваться, и в принятом Законе «О федеральном бюджете на 2020-2022 годы» на планируемую трехлетку финансирование было урезано в 5 раз, в результате чего от 2,3 трлн. рублей до 2025 года осталось 1,5.
К принятому бюджету в марте 2020 года подтянули и текст госпрограммы, урезав помимо денег еще и ключевые целевые индикаторы и мероприятия.
Напомню, что принимая по итогам правительственного часа с Министром сельского хозяйства в 2019 году соответствующе постановление Государственной Думы (№7086-ГД) мы с вами проголосовали за то, чтобы дать Правительству поручение вернуть в бюджет изначально запланированные на развитие сельских территорий средства. Это наше решение нашло свое отражение и в поручениях Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации в декабре 2019 года, а также было продублировано в постановлениях Госдумы (№7161-ГД и 7901-ГД) по итогам принятия бюджета и в рамках его весенних корректировок в 2020 году.
И вот сегодня Правительство вносит в Государственную Думу проект бюджета на 2021-2023 годы, в котором снова игнорирует принятые на уровне Президента и Государственной думы решения.
Предложенные Правительством параметры бюджета, иначе как преступлением против сельских жителей назвать нельзя! В этой связи, уважаемые товарищи, от имени Комитета хочу заявить, что за такой бюджет мы голосовать не будем! Мы должны обязательно исполнить постановления Государственной Думы и госсовета по финансовому обеспечению комплексного развития сельских территорий!