Председатель Комитета Государственной думы по аграрным вопросам, академик РАН Владимир Кашин обсудил с «Вестником АПК» приоритеты реализации нового национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» и рассказал о роли депутатского корпуса в решении актуальных проблем сельскохозяйственной отрасли.
Владимир Иванович, с будущего года в России начнется реализация нового нацпроекта в сфере АПК, задачи которого президент РФ обозначил в своем Послании Федеральному Собранию. Можно ли в связи с этим говорить об изменении приоритетов в отрасли, и какими они должны быть, на ваш взгляд?
Главный приоритет — это поле и ферма, то есть первичное звено производства. Наука работает в тиши кабинетов, промышленное производство, переработка и сельхозмашиностроение работают под крышей, а крестьяне невзирая на погодные условия трудятся под открытым небом. Развитие первичного звена должно быть приоритетом: если оно будет развиваться, то появится достаточный объем продукции и для переработчиков, и для всех, кто работает вокруг сельского хозяйства. Каждый, кто трудится на селе, создает семь рабочих мест в городе, и это важно понимать.
Наш комитет твердо придерживается обозначенных позиций, консолидируясь в этом с министерством сельского хозяйства. Безусловно, мы определили более полутора десятков дополнительных ключевых направлений, среди которых — сохранение земель сельхозназначения и их эффективное использование, повышение плодородия почвы и развитие мелиорации, подготовка высококвалифицированных кадров и другие. Это логично, учитывая, что агропромышленный комплекс — многогранная система, охватывающая различные аспекты. Я убежден, что эти направления выбраны правильно, поскольку динамика последних лет подтверждается достойными результатами. Мы вышли на стабильные 145 млн тонн зернобобовых культур. В этом году уже собрано 125 млн тонн, и несмотря на сложные погодные условия мы завершим уборку масличных культур и овощей. Сейчас наши овощеводы активно трудятся, убирая поздние сорта капусты, морковь, столовую свеклу и другие культуры.
В числе важнейших направлений развития отрасли вы назвали эффективное использование земель сельхозназначения. Это серьезная проблема, о которой профессионалы говорят уже много лет. Мы как-то приближаемся к ее решению?
Самое большое богатство России — это ее земля. Однако, давайте посмотрим на текущую ситуацию: мы фактически утратили около 260 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Необходимо предпринимать меры для возвращения этих земель в сельскохозяйственный оборот.
А теперь давайте посмотрим, в каком состоянии находится наша земля-матушка сегодня. Много пашни и сельхозугодий подверглись закислению, заболачиванию и другим процессам деградации. Мы истощаем свои почвы, и ситуация с опустыниванием становится все более угрожающей. Мы ежегодно забираем у земли 10 и более миллионов тонн минеральных удобрений, а вносим только около 4,5 млн, это легко считается. Кроме того, объем органических удобрений — в пять с половиной раз меньше чем было в 1990 году. Работа по раскислению почв и решению других связанных с этим вопросов также сильно отстает.
Президент в 2020 году издал указ № 20, где четко прописаны национальные интересы, связанные с продовольственной доктриной, включая повышение плодородия и сохранение сельскохозяйственных земель.
Через два года председатель правительства в своем постановлении повторил эти приоритеты, требуя обеспечить необходимые меры на правовом уровне для сохранения плодородия и сохранения земель сельскохозяйственного назначения. Мы утвердили программу, и, казалось, что все идет в правильном направлении.
Однако, если взглянуть на ситуацию в 2023 году, видим сокращение — 2% земель сельхозназначения было выведено из севооборота. Если ситуация будет развиваться таким же образом, то через 20 лет мы можем оказаться в положении, когда у нас не останется ни плодородных земель, ни сельхозугодий. Что мы оставим потомкам? Именно поэтому нам пришлось приложить немало усилий, для того чтобы вернуть земли сельскохозяйственного назначения в нашу сферу ответственности. Мы долго боролись за это, так как ранее земли находились в ведении комитета по строительству. С большими трудностями и поддержкой председателя Государственной думы мы добились возвращения этих вопросов в нашу повестку.
На протяжении шести с половиной лет мы активно занимаемся этим направлением и приняли десятки законов, которые направлены на сохранение плодородия, регулирование использования пестицидов и агрохимикатов, а также поддержку мелиорации и других важных вопросов.
Мы внесли законопроект «Два ключа», однако вновь сталкиваемся с непониманием некоторых коллег. Звучат заявления: «А чем же мы, губернаторы, будем тогда заниматься, если не будем решать эти вопросы?» Такие высказывания вызывают недоумение.
Отношение к национальному богатству должно быть совершенно иным. Я обращаюсь ко всем — и к Счетной палате, и к Общественной палате, и ко всему депутатскому корпусу. Мы примем этот закон несмотря на сопротивление. Конечно, если речь идет о действительно необходимых решениях по переводу земель, никто не возражает. Но допускать бездумное разбазаривание земель сельхозназначения налево и направо больше нельзя. Мы должны остановить этот процесс.
Тема кадров также сохранит актуальность в новом нацпроекте. Какие инструменты уже есть в отрасли для устранения дефицита специалистов, и почему так важно как можно быстрее решать эту проблему?
Если развиваются производительные силы, то и средства производства будут использованы эффективно. Если донастройка идет с точки зрения гуманного и справедливого отношения, связанного и со способом производства, и с производственными отношениями, то есть если доход делится справедливо, с учетом рыночных и государственно регулирующих настроек, то все будет правильно. Но если для работников создаются кабальные условия, если их считают частью «черной дыры», где достаточно телогрейки и сапог, без здравоохранения, образования и дорог, то ничего не выйдет.
Сегодня эта философия меняется. Президент говорит об этом, а мы уже десятки лет обсуждаем эту тему. Появилась программа «Комплексное развитие сельских территорий», давайте стремиться к ее реализации. Нужно, чтобы хотя бы одно село в районе ежегодно проходило реконструкцию. Иначе будет беда, о чем экономические институты уже давно бьют тревогу.
Необходимо системно подходить к этому вопросу: создавать рабочие места, обеспечивать достойные условия жизни, а не просто построить клуб или спортзал. В программе развития сельских территорий все это четко прописано.
Мы добивались не только повышения заработных плат и создания рабочих мест, но и улучшения условий жизни на селе. Сегодня нас слышат, но не до конца. Средства, которые мы выбиваем, идут на крупные поселки, а до сельских деревень не доходят. Это неверный подход.
Мы призываем министерства и ведомства пересмотреть свои действия и обратить внимание на тех, кто живет и трудится в селе: фермеров, крестьян, колхозников, кооператоров. Именно в этом перспектива и спасение.