22 апреля. Эта дата известна, как говорили раньше, всему прогрессивному человечеству-День Рождения Владимира Ильича, в который особенно удачливым и возможно достойным юным гражданам страны Советов, представлялась возможность вступить в пионеры, стать комсомольцем или принять воинскую присягу…много событий было приурочено к этой памятной дате.
Сейчас, особенно в пандемию, мало кому удалось стать первым школьником в этот день, тем не менее, на страницах «Подмосковной правды», мы из года в год посвящаем целые полосы, приуроченные этому знаменательному событию и это правильно, особенно в наши дни, когда в этом стремительном круговороте мы забываем: хорошее, доброе, вечное…
Но сегодня речь пойдет не столько о вожде мирового пролетариата, а речном транспорте, именно, в конце апреля, как правило в день рождения Ильича, на водных путях Московского бассейна открывается навигация, пассажирская и грузовая.
Увы, пароходы, а вернее теплоходы отправляются в рейс совсем не так как поезда, глаза радуются когда по стальным магистралям Московской железной дороги, пусть даже как «Ласточки и «Сапсаны» зарубежного производства, ежедневно, ежечасно в рейс уходят мощные отечественные электровозы и тепловозы, маневровые ЧМЭшки чехословацкого производства…
На флоте, дело обстоит совсем по другому, дряхлеющие сухогрузы, ржавые баржи и де6сяток -другой круизных теплоходов….где те «Ракеты» -гордость советского речного флота, «Метеоры», которые за валюту покупали капстраны?
теплоход типа «Ракета» на канале имени Москвы, вблизи д. Новосельцево Мытищинского городского округа
Речное судостроение в московском регионе угроблено, вместо знаменитого МССЗ - судостроительно - судоремонтного завода, выпускавшего знаменитые теплоходы типа «Москва» в Нагатино стоят многоэтажки…, правда остался московский топоним - улица Судостроительная, протянувшаяся от метро Коломенская, в аккурат к бывшей заводской проходной… Хлебниковский завод стал Московским яхтенным портом, и это достижение! благо, в целом. сохранен коллектив и кораблестроительные технологии, хлебниковские судостроители поддерживают свое мастерство, тренируясь «на кошках», латая яхты нуворишей и слипуя суда «Моструфолта»…
теплоход типа «Москва» на р. Волга, на участке Кимры -Дубна (май 2021года)
Но опять же, сохранение судоремонта, пусть даже в таком, усеченном виде, заслуга конкретных людей - Косыгина Андрея Борисовича и Викторенкова Владимира Владимировича, двух капитанов, не побоюсь громких слов - учеников Великого Якова Степановича Гунина - первого директора Хлебниковского завода, именно при нем, в тот самый период «застоя» в Долгопрудном вырос микрорайона «Водники», введено 453 тысячи квадратных метров жилья, магазины, детский сад, ясли, школа, поликлиника, аптека, дома культуры «Водник» с кинозалом на 220 мест, стадион… к1987 году объем производства завода вырос в 54 раза, в том числе судоремонт - в 32, машиностроение - в 73, а производительность труда возросла в 9 раз, к заводу на техническое и хозяйственное обслуживание было приписано 31 судно различного назначения, 17 несамоходных барж…
теплоход Волго-Дон на канале имени Москвы .вблизи посёлка Темпы Талдомского городского округа
Деградация речфолта продолжалась... не только пассажирские круизные теплоходы, поставляемые к нам из ГДР, Австрии и Венгрии, но и утилитарные, знакомые каждому мальчишке с детства «Волго-Доны» и прочие сухогрузы проекта 21-88 типа «Калининград» все реже стали встречаться на Канале имени Москвы, на водных путях Московского региона. Ржавые баржы с песком, реже с гравием - основные транспортные средства региона, с черепашьей скоростью двигаются в сторону столицы, вот пожалуй весь и грузооборот столичного речного транспорта, ой, забыл еще сказать, что изредка на север, в Череповец, для переплавки на Северстали из златоглавой следует одна - две баржи с металлоломом, иной раз, даже с вполне сносными изделиями из металла, наверняка принятого в полулегальных пунктах, затерявшихся в пыльных промзонах...
сухогруз проекта 21-88 «Сарапул» на Клязьминском водохранилище, вблизи г. Долгопрудный
Сбор металлолома, в принципе, дело благородное, не останавливаясь на эколого - эстетических аспектах, вспомним сколько вооружения, танков, пушек.... бронепоездов было построено за счёт утилизированного металла, какой существенный вклад в нашу Победу на фронте и в тылу сыграли выброшенные железки, переработанные в благородный металл, сковавший нашу Победу ..., правда нынешние железки сомневаюсь, что после переплавки пойдут на благо народу…
Но вернемся к делам речным. Изношенные ржавые посудины доживают свой век, на смену им приходит минимальное количество плавсредств, престиж профессии речника, несмотря на наличие у нас в Москве и в регионах специализированных ВУЗов и техникумов падает ..., помню в благополучные восьмидесятые, один паренёк из соседнего класса мечтал быть речником, ходил в Школу юного моряка, закончил речной техникум, добился службы на Тихоокеанском флоте, после армии пошёл по специальности мотористом, сходил две навигации до Астрахани и больше не выдержал, обоснованно посчитав, что в автосервисе, в гаражах, работа во всех смыслах слова привлекательнее... У него украли мечту, а это ужасно, причём большую мечту и большую любовь в реке, пароходам и людям...
Конечно, в Москве и области пассажирский флот - это скорее игрушка, сравнивать его с речными пароходствами Сибири и Дальнего Востока, связывающего, особенно в период северного завоза удаленные населенные пункты, нет никакого смысла, тем не менее, в очередной раз просматривая уникальную ленту «Волга-Волга» можно увидеть, что вот уже почти 84 года, как речной флот занял достойное место в московском транспорте.
Судостроение, процесс весьма медленный, инновационные теплоходы проекта РV-300 типа «Мустай Карим», похожие на нильских собратьев, курсирующих от Каира до Лукора и Асуана, вряд ли смогут заменить австро - венгерских собратьев в ближайшее время, покупать аналоги за границей, весьма накладно, в том числе отслужившие свой срок, единственный выход, в срочном порядке восстанавливать отечественное судостроение и запускать перспективные водно- транспортирный маршруты.
теплоход «Мустай Карим» в Северо-западном округе Москвы
Ведь ещё в семидесятые годы были планы обводнить Яузу и пустить прогулочные суда от Котельнической набережной до м. Ботанический сад, посмотрите на топографические карты, выпускаемых легендарной 239 военно- топографической фабрикой, издававшиеся в начале девяностых, ведь на той же Дубне, главном притоке Волги в Московской области была предусмотрена навигация до с. Стариково Талдомского района.... конечно я и сейчас там тоже проезжаю, правда на моторке, не боясь потерять винт, поскольку лоцию этой реки знаю с детства..., а что произошло с Окой и другими реками юга, юго - востока Подмосковья, ведь каких-то пятнадцать лет назад до Калуги было регулярное речное сообщение, а не локальная навигация вблизи этого областного центра
«Варварское недропользование, вырубка лесов в водоохранных зонах, самовольное застройка берегов и их самозахват, огораживание береговых полос водоемов, влекущее деградацию экосистемы», - вот пожалуй основные причины обмеления и уничтожения наших рек, с горечью отмечает академик РАН Владимир Кашин. Ещё будучи зампредом Комитета по экологии Госдумы V Созыва Кашин добился включения в Кодекс об алми6истривных правонарушениях статей 8.42 и 8.12-1 с весьма внушительными санкциями за нарушения водоохраннного законодательства, но видно такая планида у наших любителей быстро набивающих карманы дензнаками, что даже многотысячный штраф не может обуздать их желание извлекать максимальную прибыль, а рубить головы за уничтожение рек, как при Петре Валиком депутат Кашин вряд ли сможет предложить, думаю не поддержат его большинство коллег по парламенту...
Москва - порт пяти морей, это мы еще помним со школьной скамьи, у нас есть все - научный и преподавательский потенциал, целая академия водного транспорта- МГАВТ, два речных порта, огромнейшая армия сторонников развития пароходства в регионе, может быть хватит изобретать водный велосипед, его почти 150 лет назад изобрел Константин Циолковский, посмотреть отечественные наработки тридцати - сороколетней давности, подготовленные специалистами с настоящим университетским образованием, работавших в профильных научных институтах и реализовать их мысли и чаяния на деле…
Многие скажут, зачем тратить время копаясь в старых бумагах, надо делать что-то новое инновационное..., увы, с егэшниками новое и инновационное не сделаешь, а опыт предшествующих поколений весьма поучителен и полезен, вспомним, тот же БАМ, речь о его постройке велась еще в позапрошлом веке, до Великой войны его начали строить и замороженную стройку реанимировали, спустя почти тридцать лет после окончания войны…много ушатов грязи было вылито о том, зачем и почему строили эту магистраль, но время и дорога расставило все на места, вот и воды нашей великой реки смоют и унесут всю взвесь и грязь куда-подальше от нашего славного города…