Руководитель Экспертного совета Королёвского отделения «Дети войны», заслуженный юрист Московской области Михаил Гацко выступил перед студентами Международного юридического института и специалистами, интересующимися современными проблемами местного самоуправления с анализом проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Представляем видеоматериалы и основные тезисы данного анализа.
Законопроект предполагает дальнейшее огосударствление местного самоуправления
Законопроект № 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", подготовленный парой законотворцев (А.Клишасом и П.Крашененниковым) развивает поправки к главе 8 Конституции Российской Федерации, прежде всего новации о единой системе публичной власти. По сути, этим законопроектом завершается встраивание местного самоуправления в централизованную вертикаль власти.
Законопроектом декларируется, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они могут формироваться органами государственной власти. Так, законопроектом предоставляется право руководителям субъектов Российской Федерации вносить представления по кандидатурам глав муниципальных образований для их последующего избрания представительными органами муниципального образования. В таком случае глава муниципалитета должен возглавлять местную администрацию.
При этом существенно укрепляется статус главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию - он одновременно замещает государственную должность субъекта Российской Федерации и муниципальную должность. То есть такого рода глава муниципалитета уже не только высшее должностное лицо муниципалитета, а прежде всего государственное должностное лицо, делегированное региональной государственной властью в муниципалитет для реализации концепции единства системы публичной власти на её нижнем уровне - местном.
Усилится ответственность глав муниципальных образований но не перед населением, а перед руководителями регионов
Соответственно новой модели управления усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций, но не перед населением, а перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Так, появится принципиально новое основание для удаления главы муниципального образования в отставку - систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления. При этом законопроектом не установлены критерии эффективности такого рода показателей, очевидно, они будут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами глав субъектов, что дает возможность достаточно широкого трактования сущности и содержания этих показателей.
Законопроектом предусмотрен демонтаж двухуровневой системы местного самоуправления
Внесенным законопроектом существенно меняются территориальные основы местного самоуправления. Так, предусмотрен окончательный демонтаж двухуровневой системы местного самоуправления. Поселенческий уровень местного самоуправления подлежит ликвидации, вместе с ним будут упразднены и муниципальные районы.
Предполагается, что муниципалитеты будут разделены на два основных вида: городские и муниципальные округа. При этом в городах федерального значения сохранятся внутригородские муниципальные образования. По сути территория субъекта Российской Федерации будет разграничивается между муниципальными и городскими округами, а в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения - между внутригородскими территориями (внутригородскими муниципальными образованиями) города федерального значения.
Критериями разделения муниципалитетов на городские и муниципальные округа останутся действующие в настоящее время требования к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа, а также к плотности населения на территории городского округа. На территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
По мнению инициаторов законопроекта, одноуровневая организация местного самоуправления позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которой будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению.
По экспертным оценкам, в результате реализации законопроекта будет значительно сокращено количество муниципальных образований (на 18 тысяч единиц!), произойдет их укрупнение, что позволит усилить управляемость со стороны регионов, укрепить финансовую основу деятельности муниципалитетов и снизить их дотационность.
Раньше до местной власти можно было "дотянуться рукой", в перспективе гарантируется лишь транспортная доступность
Вместе с тем, очевидна и другая тенденция - с упразднением двухуровневой модели местного самоуправления и прежде всего поселенческого уровня, местное самоуправление удаляется от населения. Из власти, до которой население ещё может "дотянуться рукой", местное самоуправление трансформируется в нижний уровень публичной власти, до которой по новым правилам должна сохраняться лишь транспортная доступность. Такого рода доступность означает возможность для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав муниципалитетов в течение рабочего дня (8 часов) доехать до административных центров муниципалитетов и вернуться обратно. Впрочем, эти требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
Таким образом, предложенный законопроект ещё далек от совершенства и предлагая оптимизацию местного самоуправления, предполагает, по сути, её дальнейшее огосударствление, в то время как на низовом уровне публичной власти сохраняется запрос на осуществление публичных полномочий, муниципальными структурами, наиболее близкими к гражданам.