Российские эксперты сходятся во мнении, что за первые сто дней президентства Обама дал России надежду на новый стратегический диалог и положил начало «оттепели» в непростых отношениях Москвы и Вашингтона. Так, по мнению президента Института стратегических оценок А. Коновалова, высказанные на данный момент Обамой инициативы по поводу отношений с Москвой даже «превзошли ожидания российской стороны». Обама сразу же предложил сокращение ядерных арсеналов, уже сформированы переговорные команды по новому договору СНВ», - сказал Коновалов в интервью РИА Новости.
По мнению другого эксперта по международным отношениям, президента фонда «Новая Евразия» А. Кортунова, у России и США «есть реальные шансы» заключить этот договор до конца этого года, а также активно сотрудничать в сфере нераспространения ядерного оружия, борьбы с терроризмом и поисков путей выхода из мирового финансового кризиса.
«Сейчас в Вашингтоне сидит команда, лучше которой в обозримом будущем для России нет, поэтому надо постараться максимально использовать те возможности, которые сейчас появляются. Сложно будет преодолеть разногласия по региональным вопросам - в отношении Украины и Грузии, но и здесь острота может быть несколько снижена за счет того, что США не будут форсировать втягивание этих стран в блок НАТО, и у нас, по крайней мере, появляется вариант компромиссного решения этих вопросов», - сказал Кортунов.
Эксперт считает, что одним из камней преткновения в российско-американских отношениях по-прежнему остаются планы США по развертыванию системы ПРО в Европе, однако заявления Обамы по этой проблеме оставляют надежду на компромисс. «Я думаю, что заставить США отказаться от ПРО не удастся. Но не исключаю, что эти вопросы будут растянуты во времени и демократы не будут торопиться с практическими шагами по развертыванию этих систем. И если общая обстановка наших отношений изменится, если удастся договориться по некоторым вопросам относительно Ирана и в области сокращения СНВ, то рано или поздно вопрос ПРО тоже появится в менее конфронтационном формате, чем при республиканцах», - отметил он.
Другой эксперт по международным отношениям, советник ректора МГИМО А. Мальгин считает, что проблема ПРО в сложившихся обстоятельствах может отойти на дальний план. «Проявлением новой политики можно считать смягчение американской позиции по ПРО. Конечно, этому способствовало и развитие ситуации в Европе - смена правительства в Чехии и общий экономический кризис, на фоне которого американской администрации будет удобно отказаться от планов прежней команды, объяснив это нехваткой ресурсов», - отметил Мальгин. По его мнению, проблемным вопросом российско-американских отношений остается расширение НАТО на восток, а главным достижением «за первые сто дней Обамы» является старт «ядерного диалога» Москвы и Вашингтона.
«Если ядерный диалог будет продолжаться, то в ходе его развития России и США удастся решить и другие вопросы двусторонних отношений. Проблему я вижу в том, что американская сторона пока не включилась в обсуждение российской инициативы по новой системе безопасности в Евроатлантике» (и не включится, нельзя же быть такими наивными). Пока четкой позиции по российским предложениям Америка не высказала.
Такие же иллюзорные надежды высказал и заместитель директора Института США и Канады В. Кременюк. По его словам, Обама «убежден, что мир требует другого подхода и что США готовы обсуждать проблемы с другими странами и считаться с их интересами, в том числе относительно путей выхода из финансового кризиса. Все это звучит достаточно многообещающе», - считает ученый муж.
Примечание. Видимо, «российские эксперты» забыли отечественную поговорку – «мягко стелит, да жестко спать». Известно, что, несмотря на все миролюбивые рассуждения Обамы и его разоруженческие инициативы, работы по базе ПРО в Польше продолжаются и не будут приостановлены. Расходы Пентагона лишь растут. Вашингтон вкладывает деньги в новые суперсовременные вооружения, а посему ему на руку расстаться с частью старых систем. Только вот с чем останется Россия, если поддастся на разоруженческие иллюзии? Да думать-то у нас некому. Мы продолжаем жить лозунгами. Видимо, не случайно в публикации не приведено ни одного мнения военных специалистов. Думается, тогда не получилось бы такого единодушного мажора!
А американский политолог, научный сотрудник New America Foundation Параг Ханна в своей книге «Второй мир» отнес Россию к странам второй категории. Это определение он, сделал, в частности, по уровню влияния. В «первый мир» он зачислил США, Китай и Евросоюз. По его словам, это самые мощные экономики и одновременно влиятельные силы в мировой политике. Их можно даже назвать сверхдержавами.
Россия, Япония и Индия, по Ханну, оказались рангом ниже. Вошли во «второй мир», хотя и выделяются в нем. В интервью «НГ» политолог пояснил, почему он не относит Россию к сверхдержавам: «Она не имеет глобального размаха. Ее модель развития не имеет глобального значения. Ныне, скажем, в Африке или Латинской Америке, не говорят о стремлении походить на Россию. Ваша экономика не служит базой для глобальных амбиций. Быть сверхдержавой – значит, влиять на события во всем мире, а не локально или выборочно, то тут, то там» (надо признаться, подмечено четко).