В этом году обычные волнения перед новым учебным годом, судя по словам многих родителей и абитуриентов, выросли многократно.
В первую очередь из-за рекордного роста цен. Некоторые предметы из школьного набора, включая одежду и обувь, выросли в цене на 30–100%%. Например, по словам жительницы юга Подмосковья Н.Черниковой, если цены на школьную форму в прошлом году выросли на 10–15%%, то в этом году – уже на 30–40%%.
На официальные данные, что в среднем на сборы ребёнка в школу семья тратит 13919 рублей, родители отвечают, что эта сумма далека от реальности. В частности, учитываются не все расходы родителей на подготовку детей к школе, а также не оценивается региональная специфика.
В деревнях цены выше, чем в городе. В отдалённых регионах, в частности на Камчатке, на сбор ребёнка в школу приходится тратить просто астрономические суммы.
Кроме того, забывают о том, что многие дети посещают различные кружки и секции. Некоторые товары, в том числе бумага для рисования, подорожали за последние месяцы кратно.
По мнению канд.экон.наук А.Посталенко, подорожание товаров для учёбы на фоне снижения уровня жизни населения может привести к дальнейшему снижению качества образования и ухудшению условий обучения. «в целях экономии детям будут рекомендовать онлайн–материалы, это неминуемо отразится на качестве усвоения материала. Скорее всего, многим родителям придётся отказываться и от секций и кружков, которые требуют больших дополнительных расходов в виде покупки костюмов и спортивной формы или расходных материалов, как, например, в случае с рисованием. К ноябрю начнётся рост цен на сезонные продовольственные товары, а значит, возможностей платить за дополнительные, в том числе образовательные услуги у населения станет ещё меньше».
Стоимость высшего образования растёт постоянно. За последние десять лет она увеличилась в 2–3 раза. В этом году московские медицинские вузы опять повысили стоимость обучения в ординатуре, магистратуре и аспирантуре. Плата по некоторым направлениям выросла почти на треть.
В Первом МГМУ им. И. М. Сеченова большинство ординаторских программ подорожали с 825 тыс. до 855 тыс. руб., а ординатуры по сердечно–сосудистой хирургии – с 825 тыс. до 1,315 млн руб. В МГМСУ им. А. И. Евдокимова большинство программ ординатуры подорожало с 732,5 тыс. до 828 тыс. руб. за два года обучения.
При этом узкопрофильным специалистом, которых остро не хватает во многих регионах страны, можно стать только после ординатуры.
И вроде бы озаботившись дефицитом квалифицированных кадров, правительство увеличивает число бюджетных мест в ординатуре. В этом году – на 13,6%, до 19,7 тыс. При этом, большинство мест заполняются посредством целевого набора, на 22 направлениях он составляет 100%. Предполагается, что целевики вернутся в свои регионы, сократив дефицит кадров.
Но приёмная кампания в медицинских вузах этого года обернулась, по оценкам экспертов, полным провалом.
Получить целевое направление в ряде регионов было практически невозможно, его выдавали только по знакомству. По словам председателя комитета Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг «Российским гражданам – достойное образование» В.Панина, «такая ситуация невыгодна не только поступающим, но и государству.
Квалифицированных врачей остро не хватает... Однако образовательные чиновники вместо решения проблем совершают какие-то хаотичные несогласованные действия, которые не только ничего не меняют, но и ещё больше усугубляют ситуацию. Маловероятно, что из троечников, набранных в этом году по ЕГЭ, получатся хорошие врачи».
Дело в том, что многие абитуриенты даже не пытались поступать в медицинские вузы крупных городов, предполагая огромные конкурсы. В результате большое количество целевых мест осталось незаполненным и перешло в общий конкурс. Это привело к тому, что во многих медвузах проходные баллы рухнули и, чтобы заполнить бюджетные места, университеты набирали даже троечников.
В других вузах также не обошлось без проблем. По мнению выпускников и их родителей, по непредсказуемости и непрозрачности нынешняя вступительная кампания превзошла даже прошлогоднюю.
Много проблем вызвала электронная подача документов. Было немало случаев, когда приёмные комиссии не видели аттестат, поданный в электронном виде, портал периодически зависал. Почти все вузы требовали при подаче документов заполнить множество бумаг, которые надо было скачать, распечатать, подписать, отсканировать, отправить.
В этом году конкурсные списки были очень раздуты, абитуриенты имели право подать заявление одновременно в пять вузов на 10 специальностей, то есть один человек мог фигурировать сразу в 50 списках. Это вызвало полную неразбериху и привело к тому, что все стали подавать оригиналы аттестатов в последний день. Причем подавать их можно было разными способами: принести лично, отправить через портал «Госуслуги» или по почте. А если учесть, что некоторые вузы закончили прием документов в 18 часов, а некоторые продолжали принимать их до позднего вечера, и то, что документы, поступившие через «Госуслуги» и по почте, обрабатывались позже, то понятно, что буквально до последних минут работы приемных комиссий конкурсные списки менялись, и абитуриенты не могли оценить свои шансы на поступление в желаемый вуз.
Нынешняя приемная кампания в вузы наглядно продемонстрировала оторванность образовательной политики, реализуемой правительством от насущных потребностей страны. Более того, политика не просто является оторванной от реальных нужд, а разрушительной, ведущей страну к деградации.
В этом году заявления на сдачу ЕГЭ подавали свыше 697 тыс. выпускников. Из них экзамен по математике профильного уровня выбрали 337 тыс., базового уровня – 352 тыс. учеников. Физику, химию и географию сдавали меньше учеников, чем в прошлые годы. Понятно, что в результате наибольший недобор на бюджетные места был зафиксирован по, так необходимым для развития страны, инженерным специальностям. И вроде бы правительство осознало, что стране не хватает инженеров, что без них ни о каком импортозамещении, экономическом развитии речи быть не может, и даже выросло число бюджетных мест.
Но качественное высшее образование может базироваться только на качественном и доступном школьном образовании. А все эксперименты последних десятилетий над школой сказались на ней самым дурным образом.
Все эксперты отмечают возросшие нагрузки на учителей. Это и вал всякой писанины и внеучебной работы, и рост числа школьников в классах, и зачастую вынужденная необходимость брать дополнительную нагрузку из–за низких окладов.
Проблемой является введенный министерскими чиновниками рейтинг школ. Чем он выше, тем больше у школы преференций. Вроде бы и с благими намерениями введен, а в итоге привел к снижению качества образования. В гонке за различными показателями, в т.ч. за средний балл учащихся, ЕГЭ, оценки могут и натягиваться. Натаскивание школьников к ОГЭ, ЕГЭ тоже не способствует росту качества образования.
Острейшей проблемой является сокращение школ. По данным Счетной палаты, с 2001 года по 2018 год сельских школ стало почти вдвое меньше, их число сократилось с 46 тыс. до 24 тыс., городских стало меньше на четверть, с 23 тыс. до 18 тыс, т.е. всего порядка 42 тыс. В 2020 году их стало еще меньше – 40,3 тыс. школ.
С 2020 года стали открывать школы в рамках нацпроекта «Образование». К началу 2022 года, по данным министерства просвещения, открыты 181 школа на 115 тыс. мест. Всего до конца 2024 года обещают построить 1300 новых современных школ. Как раз немного приблизимся к 2018 году.
Учителей тоже не хватает. По последним данным, нехватка по регионам составляет 3–5%%.
При этом численность школьников в России с 2016 по 2021 год, по данным Института прикладных экономических исследований и Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, выросла на 14%. Самый заметный рост оказался в Московской области (+27%). При этом количество учителей тоже возросло, но не так. Например, в Московской области – на 17%.
1 июля председатель Мишустин утвердил Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года.
В рамках этой Концепции предполагается формирование единого образовательного пространства. Правда, не совсем понятно, как этого добиться при колоссальных региональных различиях. Как справедливо подчеркнул депутат фракции КПРФ в ГД О.Смолин «единое образовательное пространство предполагает прежде всего единство условий образования для детей и педагогов в разных регионах РФ… Бюджеты регионов испытывают дикое недофинансирование образования и при этом колоссальное неравенство в образовательных условиях… дифференциация заработной платы учителей в регионах доходила до 7 раз».
Поэтому «решить проблемы педагогического образования без дополнительных ресурсов и без повышения статуса учителя невозможно»
А вот с финансированием пока никаких положительных подвижек не намечается.
9 августа, состоялось заседание правительственной комиссии по проектам бюджетов на 2023–2025 годы. Минфин намерен проводить старую политику, которая привела страну к развалу экономики, а народ к нищете.
Только за последние два месяца, по данным экспертов компании «Ромир», доля расходов россиян на питание поднялась выше 30%. Это объясняется общим снижением доходов населения.
В качестве мер экономии россияне сокращают расходы на развлечения (47% россиян), отказываются от дорогостоящих покупок (46%), перераспределяют бюджет в пользу еды и необходимых товаров (43%). Выросло число россиян, готовых экономить на лечении и образовании.
Очевидно, что пока в правительстве, особенно это касается финансового блока, сидят все те же лица, ни о каких изменениях говорить не приходится.
Об этом говорит и руководитель направления Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Д.Белоусов. «Российские власти будут пытаться проводить «политику как обычно» в новой нестабильной обстановке, сохраняя традиционный примат «стабильности» над «развитием»».
Такая политика не сулит ничего хорошего не только системе образования, но и другим сферам. Более того, по словам эксперта, «вызовет рост социальной напряженности, расширение серого сектора и территориальное расслоение страны, а также создаст дополнительные угрозы национальной безопасности».
В современных условиях только реализация программы «Двадцать неотложных мер для преображения России», закона «Образование для всех», впитавший уникальный опыт русско–советской школы, европейский опыт и наработки наших китайских друзей позволят готовить не просто талантливого человека, но человека мужественного, мобильного, способного отстаивать подлинный суверенитет и развитие своей Родины.