В предверии 1 сентября в редакции газеты «Правда», состоялся круглый стол на тему «Российская система образования: проблемы и задачи», организованный по инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе.
Мероприятие прошло под руководством депутата Государственной Думы, заместителя председателя комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Марии Дробот, Первого секретаря ЦК ЛКСМ РФ, депутата Государственной Думы, заместителя председателя комитета Государственной Думы по Молодежной политике Владимира Исакова и депутата Московской областной Думы, заместителя Председателя эМосковской областной Думы, руководителя фракции КПРФ Александра Наумова.
В своём докладе Светлана Петрова обратила внимание на наиболее важные и наболевшие вопросы родителей, с которыми они обращаются к ней как депутату и как к многодетной маме.
Выступление началось с послания. которое было адресовано благодарными родителями и выпускниками Ордынской Татьяне Адимирикановне:
Дорогая наша РОССИЙСКАЯ ШКОЛА! Дорогой наш РОССИЙСКИЙ ДИРЕКТОР с 30-летним юбилеем нашей "Альмаматер"! Все мы и дети, и взрослые, и дети детей, выпускников, познавших настоящую школьную ценность образования, воспитания, жизненную мудрость педагогов, тепло душ и воплощение каждой мечты, кланяемся в пояс лично Вам! Ваши дети - достойное поколение нашей страны и Ваша гордость. Ваше мужество и гражданская позиция, опыт и бездонные знания, в сложнейшие времена доказали Истину и ноша оказалась по силам. Мы, ваши друзья, родители и дети славим пройденный путь и благодарим ВСЕХ тружеников, учителей, работников Российской школы за счастье пройти вместе великолепный путь созидания. Мы здесь, мы с Вами, мы с Вашими мечтами и делами. Вперед, к новым Победам и Юбилеям! От всех родителей и учеников крепко обнимаем и нижайше благодарим за созданное детище и труд!
Эти слова, обращенные к директору Российской школы в городе Королеве Ордынской Татьяне Адмирикановне в 30- летний юбилей, первой в России школе инклюзивного образования, где впервые была создана безбарьерная среда обучения.
Хочется обратиться и спросить можем ли мы сегодня услышать такое обращение в адрес директоров наших школ, в последние 30-лет постсоветского периода. Дело в том, что, к сожалению, современная российская школа не стала домом творческого человеческого роста это сегодня новые учебные заведения, в которых просто формируется человек с определенными знаниями большими или меньшими, а сама личность человека в общем то просто пущена на самотек
Возникает вопрос: кто должен руководить школой? Наша позиция твердая, что это должна быть личность, грамотный, опытный педагог и не обязательно что он должен быть зрелого возраста, важно, чтоб это был патриот, человек обладающий любовью к своей профессии к детям и конечно к Родине, стремящийся формировать и помогать детям быть истинными гражданами нашей страны.
Где учатся сегодня наши дети! Вот та сегодняшняя тенденция, укрупнения учебных заведений появление у них пристроек, создание комплексов, вроде бы неплохое дело и дает новые современные возможности НО там, где школа из 500 – 600 человек превращается в 1000 в 1200 — это вокзал! В таких условиях к ребенку учителям достучаться очень сложно. И ребенку в этом огромном море людей и помещений тоже очень трудно сориентироваться и найти свой путь. Всегда учебные заведения России, да и советского периода это были все-таки небольшими где -то 300- 400 человек.
Следующий вопрос - это содержание образования! Давайте посмотрим, чему учат сегодня наших детей! Где вопросы культуры, истории, творчества?
Обращаемся снова к Российской школе!
40 предметов, где половина — это то, что давало возможность ребенку открывать его творческое начало соединяться в творческом поиске, а потом уже рядом как говорил директор образовательные дисциплины нанизывались и тогда они творили на своих предметах. Кстати, самое интересное, что ребята порой приходили в эту школу имеющие разные знания, заканчивающие начальную школу очень с такими усредненными оценками, а вот могли завершить ее медалистами. Все наоборот!
Одна из наболевших проблем, хамство между учеником и учителем!!! 30 лет назад это было ЧП,а сегодня каждый день мы видим новости о постоянных конфликтах между учениками и учителями, даже драки! Раньше учитель считался Наставником, к нему относились с уважением не только ученики, но и соседи, знакомые. Учитель звучало гордо, строго, образованно, нечто высшее и перспективное, а сейчас Учитель для многих учеников — это стресс, переживания, волнение и часто страх!!! Отношение к учителям у детей совсем поменялось. И это огромная проблема в современной системе образования, поскольку от этого зависит то, как школьник усваивает материал, то, как он принимает информацию.
Думаю, здесь много причин.
Во-первых, это воспитание детей и их отношение к учёбе. А отношение к учёбе зависит от системы образования. Сегодня система образования построена таким образом, что в начальной школе больше 50% домашней работы делают родители. Отсюда у родителей складывается мнение об учителе, который задал такой материал домой. Теряется контакт, связь! А учитель вроде как всё делает согласно программе, утверждённой "свыше".
Почему мы начинаем с 1 класса участвовать в учебе ребенка, да потому что для нас родителей, советского воспитания, начальные классы — это начинание развития и формирования детской личности, это прививание ответственности, порядка, режима и естественно уважение к учителю, ведь это основа из основ всего дальнейшего обучения!
"Почему же 50% домашней работы делается с родителями?". Потому что во- первых это объём домашнего задания, порой мне казалось это все задания целой главы какой то темы, кстати на родительских собраниях родители часто задавали этот вопрос учителям. Второе- это презентации, и сколько уже было шуток на эту тему... но по своему личному опыту могу сказать, что в 3 классе я готовила серьезную презентацию с сыном, на подобие что я делала в институте. Мы искали картинки, подбирали и печатали текст на компьютере, выстраивали рассказ чтоб ребёнок мог это доступно и кратко преподнести.
Еще одна проблема с которой, например столкнулась я - во многих школах нет группы продлённого дня, а если и есть, то это точно не для выполнения домашнего задания, а только лишь для присмотра за детьми, которых родители не могут забрать в середине рабочего дня. В мое время, я приходила с продленки с выученными уроками и ехала в спортивную школу. Я занималась в двух школах 5/2 и у меня не было страха что я не сделала домашнюю работу или что то не успею. У нас, группу продленного дня вела классный руководитель, и все что мы не поняли на уроке она говорила: «на продленке все повторим!»
Естественно, в нашем (родителей) понятии продленка — это выполнение домашнего задания, но уже в более свободной от основных уроков форме. Но по факту мы забираем вечером детей и бегом бежим делать домашнее задание чтоб еще успеть заняться другими делами.
А вторые смены в школах, это один из самых острых вопросов!! Сколько приходиться родителям писать писем, обращений, жалоб, сколько инстанций они проходят, сколько вариантов предлагают администрации школ и комитетам образования чтоб не вводили вторые смены, но ответ на все вопросы один- много учащихся! школы не резиновые! кабинетов не хватает! денег на ремонт и расширение зданий нет! Все!!! На этом считают что обсуждение проблемы закончено. А то что удобно это родителям или детям никого зачастую не интересует.
Еще один из наболевших для родителей вопрос — это тотальная политизация школ! Заявленное Минпросвещением заявление я бы даже сказала предупреждение о том, что школьники, школа и в целом образовательная среда – вне политики и никто не имеет право втягивать молодежь в различные политические действия и провокации!, не находит своего подтверждения в реальной жизни!
Что мы видим? Соцсети широко рекламируют посещение школ различными политическими деятелями, учителей и учеников заставляют учавствовать в конкурсах, которые проводят политические партии, благотворительность которую оказывают разные политические деятели освещают громко в прессе, не забывая упомянуть о партии и политических взглядах этого человека. Если школы вне политики, то почему каждые выборы большая часть избирательных участков находятся в школах, технику используют школьную, а на участках сидят чаще всего учителя в добровольно-принудительном порядке. То, что творится в последние годы показывает, что школьное образование и педагоги стали просто политическим инструментом в руках правящей власти и администрации муниципалитетов. К выборам школы готовятся серьезней чем к 1 сентября, и даже больше, процесс и зачастую результат выборов на плечах, а то и на карьере наших учителей и директоров школ.
Ну и, конечно, один из самых важных вопросов, всех родителей - экзамены. Сегодня же образование предоставляет нам систему ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.
ОГЭ/ЕГЭ - выпускные экзамены в 9/11 классах. Сдаются письменно, некоторые устно. На первый взгляд отличий и нет. Только вот стоит углубиться в эту тему как всё станет ясно: балловая система, отсутствие устного ответа (такой есть только на экзаменах по русскому языку) и многое другое. А самое главное – ЕГЭ совершенно не совпадает со школьной программой, т.е. либо ребенок разбирается с ЕГЭ сам, либо мы обращаемся за помощью к учителям-репетиторам за дополнительную плату. А если не один предмет, то давайте посчитаем 1 -2 урока в неделю и несколько предметов, в конце месяца это приличная сумма, и не всем это доступно. Изначально ЕГЭ создавалось для того, чтобы любой ученик, независимо от бюджета семьи, мог поступить в даже самые лучшие ВУЗы страны. По итогу мы получаем обратное: экзамен включает в себя огромное количество тонкостей и ненужную информацию с определённого предмета. Тот, кто недоучил ту же химию (большинство своего времени потратил на изучение, например, истории, обществознания и т.п.), а хочет связать свою жизнь с медициной, не поступит на медицинской факультет хорошего ВУЗа, ведь ему не хватило этих самых баллов. Он всё равно пойдёт учиться платно, если ему позволит бюджет, а если не позволит, то вовсе не по тому направлению, что планировал изначально.
ВПР - тоже нововведение в российском образовании. Каждый год ученики 4-8 классов должны сдавать Всероссийские Проверочные Работы по нескольким предметам. Нет, это не является заменой переводных (итоговых) контрольных работ, это просто, как говорят люди, работающие в системе образования, проверка учителей на то, как они дают материал детям. Только страдают почему-то оттого школьники, также усердно готовясь к ВПР, а после ВПР тут же проходит подготовка к итоговым контрольным работам...
В целом вся система современного образования перестала нести в себе радость и святость, у нас на первом месте почему-то СТАЛО – рейтинг школы в городе, рейтинг школ в области, статистика, привлечение финансов, ремонты, оборудование классов, взаимодействие и работа с родителями, поиск спонсоров и т.д. Мы стали забывать, что воспитание и патриотизм прививается не только дома, но и в социуме, в обществе и это напрямую зависит кто с нашими детьми рядом и с кого они берут пример. Вдумайтесь только, наши дети 11 лет своей жизни ходят в школу, 11 лет!!! Потом 5-6 лет институт! Это основной период формирования личности, заложение всех фундаментов, так давайте все-таки что-то менять и прислушиваться не только к политикам правящей партии, но и к партии КПРФ, которые напрямую защищают и отстаивают интересы родителей и детей!Ведь наши дети — это наше с вами будущее!!!