Как известно, осенью 2022 года по предложению депутатов Государственной Думы РФ объявлено о введении с 2023 года в школах, ПТУ и колледжах всеобщей обязательной начальной военной подготовки. Министерство образования РФ пояснило, что учебные заведения будут самостоятельно вводить курсы начальной военной и военно-морской подготовки для 5-9-х классов и практические полевые занятия.
Данное решение не является принципиально новым для нашей страны нововведением. История начальной военной подготовки в СССР берет начало с декрета ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству», от 22 апреля 1918 года, согласно которому для учащихся 15-17 лет были открыты учебные пункты. Граждане 18-20 лет занимались по 96-часовой программе, после чего зачислялись в списки резервных частей. С 1947 года военная подготовка была отменена.
В 1967 году, с принятием новой редакции «Закона СССР о всеобщей воинской обязанности», начальная военная подготовка была возобновлена для учащихся старших классов средних школ, учащихся средних профессионально-технических и средних специальных учебных заведений под названием «Начальная военная подготовка». Также к сфере НВП относилась часть деятельности учреждений ДОСААФ.
В период «перестройки» приказом по Министерству образования РСФСР №62 от 17 октября 1990 года начальная военная подготовка в школах РСФСР была фактически отменена, было определено, что впредь до отмены статьи 17 Закона СССР о всеобщей воинской обязанности допризывную подготовку следует осуществлять на учебно-полевых сборах в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях.
Между тем, в ряде регионов и школ в той или иной степени начальная военная подготовка продолжалась осуществляться, пусть и в сокращенном формате. Так, поколение автора данной статьи, школьники 1990 года рождения застали военные сборы 2004-2006 годов, на которых все желающие могли обучиться навыкам стрельбы, сборки АК, использования средств индивидуальной защиты, ориентирования на местности, прошли строевую и тактическую подготовку и т.д. Полноценная начальная военная подготовка до сих пор осуществляется и в рамках работы кадетских классов общеобразовательных школ.
Решение о возобновлении полноценной начальной военной подготовки имеет свои предпосылки. 21 сентября 2022 года президентом России В.В. Путиным в стране объявлена частичная мобилизация, в рамках которой на регионы возложена обязанность по проведению комплекса мероприятий по отбору граждан, подлежащих мобилизации, по их обеспечению необходимыми спецсредствами и обмундированием, по их подготовке к несению службы.
Подобные мобилизационные мероприятия в России не проводились со времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Как и в годы ВОВ, в 2022 году страна столкнулась с организационными проблемами.
В годы ВОВ несмотря на высокую интенсивность боевых действий по всему фронту, война приобрела затяжной характер, в силу чего у страны была возможность перевести экономику на военные рельсы, организовать непрерывную работу по подготовке призванных граждан по военно-учетным специальностям и переподготовке ранее служивших специалистов.
Например, с середины октября 1941 года к военной подготовке начали привлекать граждан допризывного возраста, родившихся в 1923-1924 гг. и необученных военнообязанных запаса в возрасте до 45 лет. Для этого 4 октября 1941 года создали 875 учебных пунктов, охватив всеобщим обучением 51 734 человек.
Кадровый голод офицерского состава привел к тому, что срок обучения офицера был сокращен до двух-шести месяцев в зависимости от специальности. Сеть военно-учебных заведений СССР дала 1 миллион офицеров в начальный период войны, что составило ровно половину офицерского состава, подготовленного за всю войну. Между тем, от дня начала войны до создания учебных пунктов прошло более 3х месяцев.
Как показала история, развитие и усложнение техники привело к тому, что современные войны и боевые действия носят все более скоротечный характер. На подготовку каждого солдата уходит весьма много времени и средств.
Как показал опыт 2022 года, частичная мобилизация затронула граждан, уже прошедших службу как срочную, так и профессиональную, освоивших ранее востребованные военно-учетные специальности. При этом, на переподготовку мобилизованных кадров и слаживание подразделений тратится в среднем 1-2 месяца, и это при том, что мобилизованы были наиболее компетентные граждане. Возникает логичный вопрос, сколько потребуется времени и средств на подготовку военного специалиста в случае мобилизации не служивших ранее граждан, если такая необходимость возникнет? И будет ли у страны время на осуществление необходимых мероприятий.
При этом, законодательно закреплено право граждан на добровольное военное образование. Для реализации данного права со времен СССР действуют как военные ВУЗы и ССУЗы, так и военные учебные центры, военные кафедры и факультеты, ДОСААФы, которые полномочны осуществлять подготовку граждан по военно-учетным специальностям. Между тем, на сегодняшний день набор на обучение осуществляется на конкурсной основе и только граждан, имеющих категорию годности А (годен) или Б (годен с незначительными ограничениями). В тоже время, в случае войны мобилизации подлежат и граждане, имеющие категорию В (ограниченно годен) и Г (не годен). С учетом демографической ситуации в стране за последние 30 лет, призыв ограниченно годных и негодных к службе граждан на должности, не связанные с непосредственным участием в боевых действиях, уже не кажется маловероятным, каким вероятно представлялось авторам устаревшей нормативной базы.
Как известно, переход Российской Федерации к принципиально иной политической системе в 90-х, сопровождавшийся негативными тенденциями во всех сферах общества, возрастанием нестабильности внутренней обстановки, обнищанием огромных масс населения, морально-нравственной деградацией, кризисом в демографическом развитии общества. Таким образом, мы уже можем заметить результаты влияния указанных негативных тенденций на военный потенциал Российской Федерации.
Также стоит обратить внимание на военные реформы в сфере образования, в результате которых в школах была почти упразднена начальная военная подготовка, а в ряде ВУЗов сокращены военные кафедры и факультеты.
При этом, частичная мобилизация 2022 года показала ошибочность логики реформ по сокращению учебных заведений, занимающихся военным образованием и воспитанием граждан. Ранее общество имело уверенность в том, что крупномасштабных войн не будет, а значит и тратить время и средства на подготовку не требуется. Между тем, опыт показал действительность логики предков «хочешь мира - готовься к войне».
С учетом изложенного, укрепление оборонного потенциала РФ усматривается в тесной связи с системой образования. Правомерно утверждение, что «Великую Отечественную войну выиграл советский учитель». Многие элементарные знания, на освоение которых тратится такой безвозвратный ресурс как время, можно освоить еще в рамках школьной программы.
В годы СССР начальной стадией программы НВП было введение, на котором учащиеся узнавали:
- определение вооруженных сил и его задачи;
- состав вооруженных сил, его структуру и разделение на рода войск;
- систему воинских званий в вооруженных силах и знаки различия;
- порядок прохождения воинской службы.
В начальную военную подготовку входило освоение следующих дисциплин:
1) строевая подготовка - учили образовывать строй, маршировать строем и вне строя, выполнять строевые приемы;
2) огневая подготовка - учащихся знакомили с устройством АК и ручных гранат и их ТТХ, обучали порядку сборки-разборки АК , знакомили с теорией стрельбы и умению правильного прицеливания. Учащиеся также осуществляли практическую стрельбу в тире;
3) тактическая подготовка - учащиеся знакомились с теорией ведения боя, тактическими приемами и действиями военнослужащих в бою;
4) защита от Оружия Массового Поражения (ЗОМП) - знакомились с индивидуальными средствами защиты и правилами их применения. Изучали средства химической разведки. Знакомились с поражающими факторами оружия массового поражения. Изучали основы гражданской обороны;
5) медицинская подготовка - изучали способы оказания медицинской помощи получившим ранения и травмы;
6) изучение уставов - ознакомление с Общевоинскими уставами ВС СССР;
7) топографическая подготовка учащиеся учились ориентированию на местности, изучали условные обозначения на топографических картах, движение по азимутам;
8) инженерная подготовка - учащиеся изучали способы оборудования и маскировки позиций, устройства укрытий, окопов и траншей, основных типов мин и заграждений.
В годы СССР к окончанию программы НВП, некоторых юношей 10-го класса вывозили на недельные военные сборы в воинскую часть, дислоцированную в данном регионе, где они под руководством кадровых военных знакомились с бытом военнослужащих срочной службы, с организацией караульной и внутренней служб, с образцами вооружения, копали одиночные окопы для стрельбы, занимались строевой подготовкой, элементами огневой, тактической, физической и военно-медицинской подготовок, изучали средства индивидуальной, радиационной, химической и биологической защиты, осуществляли учебные стрельбы.
Как показал опыт специальной военной операции, снизить безвозвратные потери возможно благодаря своевременной подготовке кадров по темам оказания неотложной помощи себе или сослуживцу в случае ранения или травм. Подобный курс подготовки может быть полезен не только для военнослужащих, и может быть включен в обязательный для всех учащихся курс Основ безопасности жизнедеятельности и начальной военной подготовки как в школах, так и в ВУЗах и ССУзах.
Навыки ориентирования на местности, работы с картами, оптикой и средствами связи, грамотно излагать свои мысли, напрямую влияют на успех выполнения как боевых так и бытовых задач, а также помогут в ряде случаев либо избежать жертв, либо оперативно и своевременно организовать эвакуацию раненного.
Строевая подготовка и тактические игры способствуют развитию способностей индивидуума работать в команде и выявляют скрытых лидеров и организаторские таланты.
Изучение устройства оружия и спортивная стрельба уже прямо влияет на непосредственный оборонный потенциал учащихся и общества в целом, а также выявляют потенциально талантливых спортсменов, военных стрелков и иных специалистов в области вооружения.
Многие навыки, такие как умение ухаживать за своей одежной и обувью (формой), умение шить и латать ее, правильно обращаться к товарищу или старшему по званию или должности, умение разжечь огонь и приготовить себе пищу, в том числе в полевых условиях в построенном собственноручно укрытии (будь то шалаш в лесу, походная палатка или окоп), должны быть априори приобретены как само собой разумеющееся в период обучения по курсу обязательной всеобщей программы подготовки.
Обучение подобным элементарным навыкам уже совершеннолетнего человека в период службы/работы является расточительным распределением времени и средств.
Предполагается, что со следующего года в рамках НВП старшеклассники будут изучать строевую подготовку, средства индивидуальной защиты и оказание первой медицинской помощи, оружие и правила обращения с ним, основы стрельбы, использование и устройство ручных гранат. Также, научатся действовать в современном общевойсковом бою, изучат состав и вооружение мотострелкового отделения на БМП (боевая машина пехоты), инженерное оборудование позиции солдата и узнают, что такое одиночный окоп.
В СССР кроме обязательной программы НВП, преподаваемой в школах, ПТУ и техникумах, для юношей, изъявивших желание получить дополнительную подготовку перед призывом на военную службу, а также для девушек существовала возможность обучения по военно-прикладным дисциплинам в учреждениях ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).
Так, в системе ДОСААФ имелись военно-технические школы и аэроклубы. Для изъявивших желание в них предоставлялось бесплатное обучение по следующим военно-прикладным дисциплинам:
- обучение вождению мотоцикла и мотоциклетный спорт;
- курсы по вождению грузовых автомобилей;
- курсы по вождению гусеничной техники (гусеничные тягачи);
- курсы радиотелеграфиста;
- спортивная радиопеленгация;
- радиотехническое дело;
- технический моделизм;
- обучение прыжкам с парашютом и парашютный спорт;
- обучение управлению спортивными самолетами и самолетный спорт.
ДОСААФ во многом занимался подготовкой юношей, изъявивших желание поступить на обучение в высшие военные училища, и военно-патриотическим воспитанием молодежи
Для полноценной реализации планов по повышению обороноспособности страны и общества, двери военных кафедр и факультетов, кадетских классов, пунктов ДОСААФ и иных учебных центров должны быть открыты для всех граждан, желающих и способных освоить военно-учетную специальность, не зависимо будет ли после этого учащийся направлен на срочную службу.
Таким образом, уже начиная с кадетских классов и уроков по ОБЖ и НВП учащихся следует в обязательном порядке обучать элементарным навыкам заботы о себе, взаимодействия с окружающим коллективом и окружающей средой, навыкам оказания первой медицинской помощи, навыкам работы с картами, оптикой и средствами связи, навыкам обращения с оружием и стрельбе по мишеням.
Еще в 30-е годы военные преподавательский состав обратил внимание на то, что многие специальности носят двойное назначение (военное и гражданское), например: водитель автомобиля, водитель гусеничной техники, операторы РЛС , ЭВМ, кинологи, связисты. Таким образом, можно и нужно параллельно в обязательном порядке обучать специалистов по смежным военно-учетным специальностям, а мотивированных добровольцев направлять на дополнительное обучение по более сложным военным специальностям, требующим более серьезной подготовки.
В профессиональных высших и средних учебных заведениях кроме продолжения обучения по обязательной программе ОБЖ и НВП, направлять на военные кафедры и факультеты для получения военно-учетной специальности, смежной с основной гражданской или по выбору учащегося, с проведением регулярных сборов и полевых занятий.
Так, будущий тракторист без особых трудностей может параллельно освоить специальности механика-водителя танка. Будущий инженер-электронщик наиболее вероятно освоит на должном уровне специальности, связанные применением и обслуживанием сложной военной электроники, например средств ПВО, РЭБ, РЛС .
С учетом большого интереса широкого круга учащихся к получению навыков работы на ПК и вождения авто, уместно будет желающих отправлять на освоение дополнительных специальностей водителей военного грузовика, колесной бронетехники, операторов средств связи, ЭВМ, РЛС , РЭБ. В силу большого интереса молодежи к видеоиграм, возможно отбирать таланты для обучения будущих операторов беспилотных летательных, разведывательных и иных аппаратов.
Таким образом, реализовав такую схему военного образования, при относительно незначительных дополнительных затратах страна получит заметный результат уже через 5 лет, когда из школ выйдут ребята, умеющие позаботиться о себе за пределами городского комфорта, а из профильных учебных заведений выйдут не только дипломированные менеджеры, но и операторы средств ПВО, противотанковых средств, инженеры ремонтники военной техники, операторы БПЛА, связисты, танкисты, моряки и пилоты, стрелки и артиллеристы. Имеющие военно-учетную специальность выпускники смогут призываться приоритетно на должности в соответствии со своей специальностью и сразу приступать к выполнению своих профессиональных обязанностей. Таким образом, даже частично срочная армия приобретет формат полностью профессиональной, а военный потенциал всего общества с учетом навыков всех прошедших обучение граждан будет гарантированно на достаточно высоком уровне, что бы отразить любую внешнюю агрессию.