Бывшая столица
Да, Хабаровск бывшая столица Дальнего Востока.
Губернаторство Фургала сыграло злую шутку с этим городом. И несмотря на это, столичный дух Хабаровска никуда не делся. Где бы ты не был, но дальневосточники воспринимают город, названный в честь Ерофея Павловича не иначе, как стольный град.
Ерофей Павлович Хабаров
набережная В.И. Ленина на р. Амур в г. Хабаровск
Островная столица и мой любимый остров
Южно-Сахалинск прекрасен и зимой и летом. Здесь нет столичного духа и даже не чувствуется ничего курортного, несмотря на горнолыжный курорт, расположенный в центре города.
Здесь все есть и все компактно и спланировано очень по умному, как в период губернаторства Карафуто, так и в последующие годы.
Впервые столицу Сахалина я посетил 18 лет назад и даже тогда, побывав загодя во Владивостоке, Южно-Сахалинск не шел не в какое сравнение со столицей Приморья.
Но речь пойдет не о Южном, о котором я неоднократно писал, а легко и труднодоступных окрестностях островной столицы.
Поселок Быков, названный в честь капитана русской армии, возглавлявшего в 1905 году партизанский отряд для борьбы с японскими интервентами.
Еще 15 лет назад из Южно-Сахалинска туда ходил несколько раз в день пригородный поезд, представленный бэушным японским дизель-поездом, был вокзал, пассажирская платформа…
Уж не знаю, как и почему, но во время перешивки железной дороги с японского стандарта в 1067 мм на общероссийскую колею - 1520 мм, в Быков железную дорогу не провели. Рельсы старые куда- то делись, пишу «в округ да около» потому, что со слов местных жителей, вроде как даже и осудили тех, кто упер рельсы и сдал их в металлолом…, но железку не восстановили, вместо вокзала сделали стоянку для таксишек, платформа вообще бесследно исчезла.
быв. японская маторовагонная секция, поступившая на Сахалин в 80-х годах ХХ века пригородного поезда «Южно-Сахалинск-Быков», теперь экспонат музея Сахалинской ж.д.
Все дело в угольной шахте Быкова, где произошел взрыв, это и послужило основанием для ликвидации стальной магистрали.
А часто ли на шахтах бывают взрывы? Конечно часто. Скопление метана, ненадлежащая вентиляция, отсутствие газоаналитического оборудования и контроля, элементарное нарушение техники безопасности под землей, все приводит взрыву.
Правда запасов угля, там говорят местные, хватит на несколько поколений, а доводы о неэффективности добычи угля подземным способом, как и о нецелесообразности добычи его на сахалинских разрезах уж больно мутные…
По всякому можно относиться к японским оккупантам, но идиотами их называть нельзя, японцы использовали недра острова не как варвары и «пираты - копатели», они знали цену природным ресурсам и считали, что зашли на Сахалин навсегда.
село Быков Долинского района
Тому пример и один из туристических объектов острова - рукотворные «Быковский пороги» на реке Красноярке, построенные японцами для мини ГЭС. Японцев нет, ГЭС разрушили, пороги и часть тела плотины на месте, как и заводские трубы бывших японских предприятий, которые живы по сей день.
город Долинск
Так чем же заняты быковчане? Работой в Южно-Сахалинске и в райцентре Долинске, вахтой на нефтедобыче на севере острова, таксованием, мелкой торговлей; работой в учреждениях соцкульбыта…, ну и, естественно, браконьерством, а как без этого… до первой встречи с рыбоохраной и полицией…
Юг острова
Невельск-Горнозаводск-Шебунино
Город Невельск протянулся на несколько километров вдоль Татарского пролива и по сути представлен одной улицей. В городе, как и в южнее расположенном Горнозавдске есть железная дорога, но пассажирского сообщения со столицей острова нет. Если в Невельске еще есть жизнь, сосредоточенная, и так или иначе связанная с портом, то шахтерские Горнозаводск-Шебунино, как и Быков потеряли статус пгт, превратившись в села…
один из многочисленных памятников в Невельске нашему Национальному герою адмиралу Г.И. Невльскому
по пути к Горнозаводску (Крильону). Выброшенный на мель 28 ноября 2015 г. танкер «Виктория»
От Шебунино до самой южной точки острова - мыса Крильон около 70 км. Дорога идет минуя старый японский мост, по песчаным пляжам, пересекая небольшие речки и ручьи… скала «Коврижка», очень напоминающая коврижку…
Далее кордон, где, как я понял можно остановиться, сняв домик. На территории кордона есть небольшая часовенка, внизу же живет медведь «Лёха», медвежонок за 18 лет выросший из медвежонка в огромного медведя, за которым смотрят его хозяева, берущие по 200₽ за просмотр мишки с человека и развесившие по близлежащему побережью аншлаги о том, что вся территория кордона - частная собственность…
Дорога идет через перевал, на котором даже подготовленная «восьмидесятка» и «сафарик» может застрять… два водопада на побережье и опять песчаный пляж до Крильона.
Вот он мыс Крильон. Самая южная точка Сахалина, самое ближайшая точка острова с Японией, до которой всего- то около 40 км…
по пути к Крильону выброшенный на мель 3 сентября 1947 года пароход «Луга», приобретенный СССР по ленд-лизу, следовавший на ремонт во Владивосток
Маяк, построенный 130 лет назад французами, пролив Великого французского исследователя Лаперуза, которому 22 августа исполнилось 283 года, стык двух морей, с русским названием - Охотского и Японского, Тихий океан… погранзастава, маяк, метеорологическая станция…
место стыка двух морей, слева Японского, справа Охотского
построенный французами маяк на мысе Крильон
самая крайняя (южная) точка Сахалина, впереди пролив Лаперуза и Страна Восходящего Солнца
Именно так, на мой взгляд, должна начинаться Родина, исконно русская земля, которую ровно 79 лет назад вернули в родную гавань в ходе Южно-Сахалинской наступательной операции на юге Сахалина, и на севере Курильских островов, где 19 августа 1945 взвился наш Государственный флаг - Знамя Победы! Который гордо и по сей день развивается на самой крайней точке Земли Русской - мысе Крильоне…