12 сентября в газете «Подмосковная правда» и на сайте www.mkkprf.ru было опубликовано Открытое письмо родственников выдающихся полководцев и государственных деятелей СССР «Сохраним святыни Советской цивилизации», обращенное к Президенту России Владимиру Путину.
В письме выражен решительный протест против утверждений, ставящих под сомнение целесообразность нахождения на Красной площади Почетного некрополя у Кремлевской стены, высказанных бывшим премьер-министром из 1990-х С.В. Степашиным в интервью ТАСС и его уверенности в том, что он должен быть перенесен в другое место, поскольку теперь Красная площадь – это место гуляний, развлечений, ярмарок и ГУМ-Катка (в зимнее время года).
Полностью поддерживая гражданскую позицию авторов обращения, глубоко аргументированную как с правовой, так и нравственной точек зрения, хотелось бы поделиться с читателями размышлениями об идеологических первопричинах очередного «наезда» российской буржуазии на Почетный некрополь. Попробуем разобраться, как сложилась такое положение, и кто на самом деле является источником этого конфликта, столкновения систем ценностей?
Прошло 33 года с тех дней, когда началась трагедия разрушения Советского Союза. Произошла ликвидация завоеваний социализма, реставрация в нашей стране капитализма в его худшем олигархо-бюрократическом воплощении.
На государственном уровне, на телевидении, в буржуазных СМИ стали переоцениваться и отвергаться нравственные ценности, считавшиеся незыблемыми при социализме. В их число вошли представления о том, за какие заслуги, вклад в дело роста политического, военного, экономического могущества и безопасности советского государства, благосостояние всего народа, за какой итог жизни память человека может быть увековечена у Кремлевской стены?
Одним из проявлений такой переоценки можно назвать систематические кампании за ликвидацию Мавзолея Ленина и Почетного некрополя, достигшие апогея в последние годы правления экс-президента РФ Бориса Ельцина (1996-1999 гг.). Новую русскую буржуазию и её представителей во власти раздражает такая честь и память о людях, кто посветил жизнь не личному обогащению – миллиардам, дворцам, яхтам, рейтингу в списке «Форбс», – а служению высоким идеалам социализма, социальной справедливости в стране и во всем мире.
Началась борьба коммунистов, всех истинных патриотов Отечества за сохранение святынь Советской цивилизации, в том числе на парламентском, законодательном уровне. 10 ноября 1996 года депутатом Госдумы 2-го созыва Валентином Варенниковым был внесен проект федерального закона «О статусе Красной площади города Москвы» (далее – законопроект), согласно которому главной площади страны присваивался статус особо ценного объекта исторического и культурного наследия народов России федерального значения.
Но главное, предусматривалась норма, препятствующая произвольному использованию этого исторического и культурного пространства в условиях рыночной стихии, воцарившейся в стране после переворотов 1991-1993 гг. Статья 5 законопроекта гласила: «Реконструкция объектов на Красной площади города Москвы, а также строительство на указанной площади новых объектов, нарушающих ее исторический облик и не отвечающих требованиям, которые предъявляются к памятникам мирового значения, запрещаются».
Законопроект прошел все стадии рассмотрения и был принят Госдумой в третьем чтении 4 июня 1997 года, но отклонен Советом Федерации. Для преодоления разногласий была создана согласительная комиссия и 11 декабря 1998 г. законопроект (в редакции комиссии) был повторно принят Госдумой, однако он был снова отклонен Советом Федерации, который в те годы возглавлял Е.С. Строев. После этого многострадальный проект надолго «завис» и 21.02.2001 г. (уже при новом президенте) был снят с рассмотрения Госдумы.
Другими словами, к началу нулевых годов никакого нормативно-правового акта, ограждающего особый статус Красной площади от произвола «невидимой руки рынка», а точнее – дельцов, которые, как сказано в Открытом письме, рассматривают площадь как пустое место, где можно делать деньги, не оказалось.
С учетом такого правового вакуума, бизнесмены и чиновники действовали по принципу: все, что не запрещено законом – разрешено. И с 2006 года на Красной площади стал сооружаться ГУМ-Каток (в этом году он будет установлен в 19-й раз). Площадь ледового поля – более 6 тыс. кв.м., и оно занимает пространство до линии, проходящей через центр Исторического музея и храма Василия Блаженного. Вокруг катка – ограждения, билетные кассы, раздевалки, пункт проката коньков, терема, кафе, торговые палатки сувениров, продуктов питания, качели, карусели, в общем, плати деньги – и получай все удовольствия.
Дело поставили с размахом, не считаясь с расходами. Кататься можно с ноября по март даже при плюсовой температуре: 6,5 км трубок с хладагентом поддерживают заморозку и позволяют льду не растаять до +10 градусов.
К рекламе этого события со временем стали подключать звезд фигурного катания, чемпионов мира, а Первый канал телевидения даже создал там разборную переносную студию, из которой ведут утренние передачи.
Из открытых источников известно, что хозяином ГУМ-Катка является миллионер Михаил Куснирович. Было бы интересно узнать, сколько он платит за аренду участка «золотой» федеральной земли на Красной площади, принадлежащей государству? Но если ГУМ-Каток открывался 18 раз, то, видимо, условия этой аренды – самые льготные. Отсюда следует, что лица, принимавшие решение, действовали по принципу А. Чубайса при оценке процесса приватизации в РФ. В известном телеинтервью он признал, что цели этого процесса были не экономические, а сугубо политические. Властям тогда было неважно, за сколько – задорого, задешево, задаром – приватизировались завод, фабрика, совхоз, газовые и нефтяные месторождения, а важно то, сказал Чубайс, что каждым таким актом приватизации вбивался очередной гвоздь в крышку гроба советского коммунизма.
И здесь, на наш взгляд, напрашивается аналогия: разрешая М. Куснировичу арендовать, «приватизировать» половину Красной площади под каток и делать там деньги, власти имущие преследуют политические цели – систематически проводить десакрализацию священного места нашей истории, превращаемого в сферу бизнес-интересов конкретных лиц, разумеется, руководствуясь благими намерениями – заботой об отдыхе и развлечениях москвичей и гостей столицы.
Дальше – больше. Если на площади возможен каток, то почему же нельзя соорудить что-то ещё такое ради своего бизнеса? В буржуазном государстве капиталистам, одержимым наживой, вообще говоря, нет дела до каких-то моральных принципов, ограничений, если можно сорвать куш, сделать большие деньги. Дай им волю – они бы устроили на Красной площади казино, ресторан, бордель с полуголыми девицами на шесте, любые зрелища: от цирка, зверинца - до арены борьбы без правил, где под свист и рёв трибун дозволено бить ногами лежащего соперника и т.д. А почему нельзя, если это принесёт огромный доход, а государству – налоги от продажи билетов весёлой московской публике?
И вот результат: самым скандальным оказался бизнес-проект, когда в рамках мероприятий к 120-летию ГУМа на Красной площади 26 ноября 2013 года был установлен выставочный павильон французского модного дома Louis Vuitton (Луи ВиттОн) в виде гигантского чемодана. Появление на Красной площади этого сооружения размером 9 метров в высоту и 30 метров в длину вызвало возмущение московской общественности. «Чемодан» оказался настолько огромным, что подавлял собою и Мавзолей В.И. Ленина, и собор Василия Блаженного, свысока посматривая на стены Кремля (их высота – от 5 до 19 м.).
Во главе проекта был всё тот же Куснирович, который утверждал, что все нужные согласования были получены: «Мы обращались в федеральные органы власти для согласования, долго их проходили, представляли все чертежи, объясняли, для чего это все»,- цитировал его «Интерфакс».
Депутаты фракции КПРФ тогда заявили, что площадь – сакральное место российского государства. Есть такие символы, которые нельзя опошлять и порочить, потому что от этого зависит будущее государства.
Депутаты Госдумы и члены Общественной палаты стали выяснять, кто разрешил? Власти Москвы, Минкультуры, Федеральная служба охраны отмежевались от «чемодана», заявив, что это не в их компетенции. Поиски привели к Управлению делами Президента, которым с 2000 года руководил Владимир Кожин. В Росреестре заявили, что Красная площадь относится к землям неразграниченной государственной собственности и конструкция площадью более 450 кв. м. была установлена с нарушением земельного законодательства. Вскоре «чемодан» был демонтирован. Известно также, что в мае 2014 г. В.И. Кожин был переведен на должность помощника Президента, а с 2018 года является сенатором от города Москвы.
После грандиозного скандала с «чемоданом» руководство страны было вынуждено ввести жесткие ограничения на перечень мероприятий, проходящих на главной площади столицы. Согласно распоряжению Президента России Владимира Путина от 11 декабря 2013 г. в список разрешенных мероприятий вошли парад Победы (9 мая), День славянской письменности и культуры (25 мая), День России (12 июня), присяга военных вузов (проходит на Красной площади каждое лето), исторический парад (7 ноября), фестиваль военных оркестров «Спасская башня» (август - сентябрь с 2006 года) и каток. Остальные – должны согласовываться с Администрацией Президента отдельно, в т.ч. День города, выпускной бал, прием в пионеры и т.д.
Вторая попытка регламентировать на законодательном уровне особый статус Красной площади была предпринята в мае 2015 года, когда группа в составе 14-ти депутатов во главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым внесла на рассмотрение Госдумы проект федерального закона «Об особом статусе Красной площади столицы Российской Федерации, города Москвы». Авторы законопроекта обосновали необходимость его принятие тем, что юридический статус подзаконного акта (в том числе и распоряжения Президента), недостаточен для регламентации правил сохранения исторического облика и проведения мероприятий на главной площади столицы России
В законопроекте сохранялся перечень официальных государственных, а также общественно-политических и других массовых мероприятий, посвященных общенародным торжествам и памятным дням России и города Москвы, перечисленных в распоряжении Президента РФ от 11.12.2013, за исключением катка. И это было бы справедливо, поскольку устранялся фактор, вызывающий разногласия в обществе и не отвечающий высокому статусу Красной площади как достояния всего народа России, а не только москвичей и заезжих туристов.
Статьей 5 законопроекта устанавливалось: «Реконструкция объектов на Красной площади города Москвы, в том числе и временное изменение облика исторических зданий и сооружений, а равно строительство на указанной площади новых объектов, изменяющие ее исторический облик и не отвечающие требованиям, предъявляемым к сохранению памятников всемирного наследия, запрещаются». Тем самым вносился запрет и на установку декоративной драпировки вокруг Мавзолея Ленина, против которой уже 20 лет выступают не только КПРФ, но многие известные общественные деятели, настоящие патриоты.
Поскольку в сознании властей по-прежнему главенствует антисоветизм, хотя по Конституции РФ государственной идеологией он являться не может – это определило судьбу законопроекта. Правящая партия сделала всё, чтобы его «утопить» В отрицательных заключениях профильного комитета и Правового управления Госдумы утверждалось, что нормы проекта дублируют уже существующий нормативно-правовой акт (то самое распоряжение Президента РФ от 11.12.2013 г.) и являются излишними. Первое чтение переносилось 12 раз, и, в конце концов, проект был отклонен в декабре 2015 года.
Таким образом, уже 18 лет, в День памяти В.И. Ленина, 21 января при возложении цветов к Мавзолею и могиле И.В. Сталина у Кремлевской стены, колонна КПРФ и её союзников со знаменами проходят мимо этого сооружения…
Власти России стремятся быть на уровне мировых стандартов. Но можно ли представить каток на площади Святого Петра в Риме напротив резиденции Папы Римского? На Трафальгарской площади в Лондоне? На Площади Согласия или перед Пантеоном в Париже? И, тем более, – на площади Тяньаньмэнь в Пекине? Но нас и здесь «аршином общим не измерить»? В 2023 году в Москве было открыто 160 катков с искусственным льдом и около 1000 катков с натуральным: ВДНХ, парк Горького, этого мало? Зачем городить еще и на Красной площади?
Завершая, приходится констатировать, что, к сожалению, владельцам катка и тем лицам во власти, кто поддерживает их бизнес, чужды святыни Советской цивилизации. Им трудно представить, что в мире есть что-то поважнее прибыли, выгоды, наживы. Это мешает им в достижения материальных интересов, когда в необузданной алчности капиталист может пойти на нравственно недопустимые действия, как, например, готовность поставлять газ в ФРГ во время войны…
У них есть деньги и власть, но у них нет главного: моральной правоты тех патриотов, кому дороги честь и достоинство великих сынов нашего Отечества, покоящихся у Кремлевской стены, для кого понятие нравственный императив – это не пустой звук. Мы приветствуем всё, что возвышает душу, самосознание народа (Дни славянской письменности и культуры, концерты великих певцов и оркестров, патриотические акции воссоединения с Донбассом и Новороссией), и против всего, что опошляет его, лишает гордости за исторический путь России.
Борьба за высокий статус Красной площади, Мавзолея Ленина и Почетного некрополя у Кремлевской стены продолжается, и коммунисты уверены, что рано или поздно справедливость и духовные ценности Отечества восторжествуют.