Крестьянин — это кормилец, а деревня и село — это не «чёрная дыра», а уникальное явление, к которому нужно относиться с уважением. Здесь хранятся родники доброты, соборности, патриотизма и трудолюбия. Здесь помнят, что к земле следует относиться как к матушке, к лесу — как к батюшке, а к водице — как к сестрице.
Наука работает в тиши кабинетов, промышленное производство, переработка и сельхозмашиностроение работают под крышей, а крестьяне, невзирая на погодные условия, трудятся под открытым небом. Развитие первичного звена должно быть приоритетом: если оно будет развиваться, то появится достаточный объём продукции и для переработчиков, и для всех, кто работает вокруг сельского хозяйства. Каждый, кто трудится на селе, создаёт семь рабочих мест в городе, и это важно понимать.
Комитет Госдумы, который я возглавляю, твёрдо придерживается обозначенных позиций, консолидируясь в этом с министерством сельского хозяйства. Мы определили дополнительно более полутора десятков ключевых направлений. Это логично, учитывая, что агропромышленный комплекс — это многогранная система, охватывающая различные аспекты. Я убеждён, что эти направления выбраны правильно, поскольку динамика последних лет подтверждается достойными результатами. Мы вышли на стабильные 145 миллионов тонн зернобобовых культур. В этом году уже собрано 125 миллионов тонн и, несмотря на сложные погодные условия, мы завершим уборку масличных культур и овощей. Сейчас наши овощеводы активно трудятся, убирая поздние сорта капусты, морковь, столовую свёклу и другие культуры.
Несмотря на многократные обсуждения одних и тех же вопросов, мы часто сталкиваемся с сопротивлением, нежеланием решать проблемы, которые уже чётко обозначены как президентом, так и правительством, а также представителями науки и, конечно, нами.
Хочу особо выделить ещё один приоритет — средства производства. Самое большое богатство России — это её земля. Однако давайте посмотрим на текущую ситуацию: мы фактически утратили около 260 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Необходимо принимать меры для возвращения этих земель в сельскохозяйственный оборот.
А теперь давайте посмотрим, в каком состоянии находится наша земля-матушка сегодня. Много пашни и сельхозугодий подверглись закислению, заболачиванию и другим процессам деградации. Мы истощаем свои почвы, и ситуация с опустыниванием становится всё более угрожающей. Ежегодно мы выносим из земли 10 и более миллионов тонн минеральных удобрений, а вносим только около 4,5 миллиона. Кроме того, объём органических удобрений сегодня в пять с половиной раз меньше, чем было в 1990 году. Работа по раскислению почв и решению других связанных с этим вопросов также сильно отстаёт.
Президент в 2020 году издал указ №20, где чётко названы национальные интересы, связанные с продовольственной доктриной, включая повышение плодородия и сохранение сельскохозяйственных земель.
Через два года председатель правительства в своём постановлении повторил эти приоритеты, требуя обеспечить необходимые меры на правовом уровне для сохранения плодородия и сохранения земель сельскохозяйственного назначения.
До этого момента, хочу напомнить, было важное собрание под руководством Д.А. Медведева, на котором обсуждалась программа второй Целины — по эффективному возвращению сельскохозяйственных земель в оборот. Я участвовал в этом собрании и должен отметить, что многие заместители председателя правительства тогда выступили против принятия этой программы. Однако после моего доклада Медведев обратился к ним с упрёками, напоминая о значении сельхозугодий и их ценности, и подчеркнул: «Полностью поддерживаю доклад академика Кашина. Давайте принимать программу».
Мы утвердили программу, и казалось, что всё идёт в правильном направлении. Однако если взглянуть на ситуацию в 2023 году, то мы видим сокращение: 2% земель сельхозназначения были выведены из севооборота.
Если ситуация будет развиваться таким же образом, то через 20 лет мы можем оказаться в положении, когда у нас не останется ни плодородных земель, ни сельхозугодий. Что мы оставим потомкам? Именно поэтому нам пришлось приложить немало усилий, для того чтобы вернуть земли сельскохозяйственного назначения в нашу сферу ответственности. Мы долго боролись за это, так как ранее земли находились в ведении комитета по строительству. С большими трудностями мы добились возвращения этих вопросов в нашу повестку.
На протяжении шести с половиной лет мы активно занимаемся этим направлением и приняли десятки законов, которые ориентированы на сохранение плодородия, регулирование использования пестицидов и агрохимикатов, а также на поддержку мелиорации и других важных вопросов.
Мы внесли законопроект «Два ключа», над которым работали вместе с Гордеевым, Плотниковым, Кашиным и другими депутатами. Однако вновь сталкиваемся с непониманием некоторых коллег. Звучат заявления: «А чем же мы, губернаторы, будем тогда заниматься, если мы не будем решать эти вопросы?» Такие высказывания вызывают недоумение. Недавний пример — арест очередного мэра в Сочи за передачу двух участков с нарушениями. И это не единственный случай. Уже многие понесли наказание за подобные действия.
Отношение к национальному богатству должно быть совершенно иным. Мы примем этот закон, несмотря на сопротивление. Конечно, если речь идёт о действительно необходимых решениях по переводу земель, никто не возражает. Но допускать бездумное разбазаривание земель сельхозназначения налево и направо больше нельзя. Мы должны остановить этот процесс.
Третий приоритет — это кадры, производительная сила. Если развиваются производительные силы, то и средства производства будут использованы эффективно. Если донастройка идёт с точки зрения гуманного и справедливого отношения, связанного и со способом производства, и с производственными отношениями, то есть если доход делится справедливо, с учётом рыночных и государственных регулирующих настроек, то всё будет правильно. Но если для работников создаются кабальные условия, если их считают частью «чёрной дыры», где достаточно телогрейки и сапог, без здравоохранения, образования и дорог, то ничего не выйдет.
Сегодня эта философия меняется. Президент говорит об этом, а мы уже десятки лет обсуждаем эту тему. Появилась программа «Комплексное развитие сельских территорий». Давайте стремиться к её реализации. Нужно, чтобы хотя бы одно село в районе ежегодно проходило реконструкцию. Иначе будет беда, о чём экономические институты уже давно бьют тревогу. Необходимо системно подходить к этому вопросу: создавать рабочие места, обеспечивать достойные условия жизни, а не просто построить клуб или спортзал. В программе развития сельских территорий всё это чётко изложено.
Мы добивались не только повышения заработных плат и создания рабочих мест, но и улучшения условий жизни на селе. Сегодня нас слышат, но не до конца. Средства, которые мы выбиваем, идут на крупные посёлки, а до деревень не доходят. Это неверный подход. Мы призываем министерства и ведомства пересмотреть свои действия и обратить внимание на тех, кто живёт и трудится на селе: фермеров, крестьян, колхозников, кооператоров. Именно в этом перспектива и спасение. Губернаторы, конечно, занимаются районными центрами и промышленностью, но нужно помнить, что 60% воинов, которые защищают страну, вышли из крестьян.
Ещё один наш важный приоритет — это техническая вооружённость аграрного сектора. Недавно мы проводили выездное заседание, на котором присутствовали В.В. Володин, руководители фракций в Госдуме и министры. В России на 100 гектаров приходится 155 лошадиных сил, и этот показатель не меняется уже долгие годы. Для сравнения: в Белоруссии этот показатель составляет 700 лошадиных сил. Мы месяцами убираем урожай, что является серьёзной проблемой.
Если урожай зернобобовых культур не убрать в течение двух недель, то ежедневно теряется 1% его биологической ценности. Когда уборка затягивается, особенно если начинаются дожди, можно не получить ничего: потери будут катастрофическими. Это не единичный случай, такие ситуации повторяются из года в год. Именно поэтому мы должны усилить работу в этом направлении и исправить ситуацию.
Одним из положительных явлений стал агролизинг. Сельхозмашиностроители разработали отечественные комбайны, за что им нужно сказать спасибо. Однако техника должна быть качественной. Приведу пример: машины, которые вывозят органику на поле, после трёх рейсов теряют кузова, потому что используют слишком тонкий металл — всего 0,8 миллиметра. Или трактора: из-за низкого качества коробки передач её приходится менять уже через год эксплуатации. А тем временем цены на технику взлетели в два раза, а на удобрения — в три раза начиная с 2020 года. При этом стоимость зерна как была на уровне 12 рублей за килограмм в 2020 году, так и остаётся на этом уровне.
Все эти проблемы — издержки и приоритеты, о которых мы говорим уже не первый год. Ещё А.Х. Заверюха боролся с минэко в правительстве, а до него В.К. Месяц с другими товарищами обсуждали это в ЦК КПСС. Но я ещё раз хочу подчеркнуть, что это общая задача, и она должна быть решена. Это серьёзный приоритет, и мы обязаны уделить ему должное внимание.
Что касается сохранения сельскохозяйственных земель, которые закреплены за минобрнауки (это бывшая Россельхозакадемия), то ситуация, сложившаяся с этим бесценным достоянием, вызывает серьёзную озабоченность. Постоянные организационные перестановки и реконструкции привели к тому, что некогда пятимиллионное земельное богатство было растрачено. Очень важно сохранить хотя бы то, что осталось, и вернуть то, что уже утеряно. По-прежнему продолжаются попытки захватить земли, принадлежащие научным институтам. Например, в Ростове мы едва смогли сохранить филиал овощного института, который был на грани уничтожения. Также еле-еле удалось отстоять институт кормов.
Второй момент касается развития новых технологий. В частности, я предлагаю нашим аграрным центрам в Чернозёмной зоне и на юге страны отработать модель получения 1,5—2 урожаев в год. У нас есть все необходимые условия для этого: опыт, наработанные технологии, созданные алгоритмы и формулы, практика. Уже несколько лет подряд я говорю об этом, и нам необходимо определиться, какие именно центры будут работать над этой моделью.
Достижение двух урожаев — это задача завтрашнего дня, и её решение зависит от устранения лимитирующих факторов, таких как недостаток влаги. У нас достаточно солнечной радиации и тепла, но проблема в дефиците влаги для получения двух урожаев в определённых регионах. Вот здесь необходимо разобраться, и это как раз задача мелиорации. Практика уже давно ждёт от нас шагов вперёд, и губернаторы, как например в Саратове и Ростове, уже давно готовы к этому.
Мы уделяем должное внимание перерабатывающей промышленности и выражаем ей благодарность за проделанную работу. Достижения в этой области заметны. Например, производство сыров увеличилось почти в два раза. По растительному маслу также наблюдается значительный рост. Улучшаются показатели и по производству колбасных изделий. Однако важно отметить, что в вопросах переработки требуется дальнейшая донастройка.
Особенно это касается таких направлений, как производство сухих смесей, молочной продукции и заквасок. На сегодняшний день доля отечественной продукции здесь составляет всего 30%, а в некоторых случаях и меньше: большую часть мы вынуждены закупать за рубежом. Ещё более сложная ситуация складывается с производством пищевых фосфатов, где наши позиции особенно слабые, доля импорта составляет около 95%.
Эти вопросы требуют комплексного подхода. Здесь важна роль не только науки, но и всех участников процесса — от разработчиков до производителей. Нам нужно сосредоточиться на том, чтобы донастраивать эти направления и активно заниматься их развитием. Импортозамещение — это не просто генетика и селекция. Это машины, технологии, научные разработки, которые должны функционировать в тесной связке с производственными процессами, чтобы обеспечить полноценное развитие отрасли.
В завершение хочу обратить особое внимание на вопросы бюджета. Несмотря на тяжёлые условия военного времени, мы продолжаем активно защищать бюджет, и вместе с министерством сельского хозяйства делаем всё возможное, чтобы объём средств оставался на необходимом уровне.
В целом, по основным балансам у нас всё стабильно, однако есть вопросы, которые требуют доработки. Так, нужны дополнительные средства на льготное кредитование.
Радует, что по программе «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ) нам удалось увеличить финансирование с 70 до 108 миллиардов рублей — это значительный рост. Однако по исходной программе у нас заложено 206 миллиардов, и здесь мы также будем добиваться большего. Кроме того, по программе вовлечения земель в севооборот у нас выделено около 40 миллиардов. Но этих средств недостаточно, и мы не можем в полной мере поддерживать тех, кто вводит земли в севооборот, не выполняя свои обязательства в полном объёме.
Нам необходимо активнее заниматься вопросами мелиорации. В этой сфере действительно беда. Если посмотреть на зарубежный опыт, то Америка, Европа, Китай и Индия уже ушли далеко вперёд, орошая более 40—50 миллионов гектаров. А у нас, несмотря на наши огромные возможности, в реальности лишь 2,5 миллиона гектаров орошаемых земель остаются в обороте. От тех 13 миллионов гектаров, которые когда-то были мелиорированы, осталось совсем немного.
С такой медленной динамикой мы не можем довольствоваться текущими программами. Ими не решить масштабных задач. В связи с этим министерству, правительству и нам, депутатам, есть над чем серьёзно задуматься и скорректировать подходы к мелиорации, чтобы двигаться вперёд и решать задачи по восстановлению и развитию аграрных территорий.
Мы оказываем поддержку и в тех областях, где пока не достигаем необходимых показателей для обеспечения продовольственной безопасности. Это касается фруктов, овощей, а также производства молока. В этом контексте особенно важен приоритет в молочной отрасли. По данным направлениям у нас имеются резервы и положительная динамика.
Мы закладываем значительные площади садов, ягодников и винограда, и я убеждён, что в благоприятные годы мы сможем выйти на уровень производства более 5 миллионов тонн. Наша цель — достичь 10 миллионов тонн фруктов, и мы продолжаем работать в этом направлении.
Что касается законодательной базы, разработанной председателем правительства для всего комплекса продовольственной доктрины, она достаточно успешно реализуется в сотрудничестве с министерством сельского хозяйства.
В предыдущем пятилетии мы приняли 89 законов. Ожидаю, что к завершению нынешнего созыва Госдумы будут приняты около 95—96 законов. Важно, что все они сутевые и направлены на выстраивание модели, отвечающей интересам всего нашего народа.