Поднимая тему исторической памяти, как никогда актуальную в наше непростое время, нельзя не обойти и роль средств массовой информации в её подаче. На федеральных каналах много говорят о недопустимости инсинуаций на тему нашей истории, глумления над ней в целом и историческими личностями в частности. Осуждают переписывание учебников истории, приводя в качестве негативного примера соседние государства. Размышляют о необходимости культурно-исторического воспитания молодёжи. Однако, порой в российском медиапространстве случаются инциденты, узнав о которых задумываешься – а имеют ли эти разговоры какой-нибудь результат, или же это просто сотрясание воздуха?
22 ноября, суббота, Первый канал, развлекательное шоу пародий «Большая разница».
На 12-й минуте артисты разыгрывают сценку, где «накидывают» идеи для новых пародий:
- А, может, сделаем надувного Чапаева...
- В смысле?
- Ну, который не тонет...
Да, конечно эту шутку обыграли как не самую смешную, но сам по себе факт того, что она прозвучала в эфире федерального телеканала – вызывает вопросы к его руководству.
Вообще, надо заметить, что для российского медиапространства подобная ситуация не нова, и подобные прецеденты случаются на протяжении многих лет. То Иван Ургант «порубил зелень, как красный комиссар жителей украинской деревни» (апрель 2013 г.), то Наталья Медведева пошутит про дух генерала Карбышева (май 2013 г.).
Во всех этих случаях поражают не сами по себе шутки – есть и чернее, и пошлее, и циничнее. Поражает то, что они попадают в СМИ всероссийского масштаба, и если ТНТ с Медведевой – это частная лавочка (что их, конечно же, не оправдывает), то «Соловьёв Live» и Первый – уже федеральный СМИ, «рупоры государства», и такие эксцессы здесь неуместны и недопустимы.
Стоит заметить, что подобное происходит не только в развлекательных шоу, но и в серьёзных передачах. Все ведь помнят слова ведущего «Вестей» на канале «Россия-1» Дмитрия Киселева о памятнике коллаборационисту Петру Краснову? (апрель 2020 г.).
Но что больше всего вызывает удивление и возмущение – это безнаказанность как артистов, так и руководства телеканалов. Это говорит только об одном – вседозволенности и неприкасаемости представителей высших сфер российского медиапространства.
Да, с их стороны были «извинения» (не поворачивается рука написать это без кавычек), но что мешает другим совершить подобную мерзость, не боясь ответственности? Всегда же можно «извиниться», как это сделала Медведева (чем только усугубила ситуацию, сказав, что считала Карбышева вымышленным персонажем), как это сделали артисты, которые сбежали после начала СВО, но вернулись, как это сделали «звёзды», зашедшие «не в ту дверь». Написали покаянные посты, выложили видео со словами сожаления – и продолжают жить как прежде, «светиться» на телевидении и радио, участвовать в оболванивании населения. А иные и вовсе делают вид, будто ничего не произошло, как Киселёв или, к примеру, «узкий» Гудков. Что будет с артистами «Большой разницы» – неизвестно, но, думается, ситуация с ними будет аналогичной, пока они «угодны». Ведь неугодных наказывают быстро и в удивительно подходящие моменты – например, за репосты 5-летней давности. Стоит отметить, что спустя где-то неделю видео выпуска «Большой разницы» с шуткой про надувного Чапаева удалено и с сайта Первого канала, и с видеопортала Rutube.
...Недавно я писал заметку о расколотой неизвестными вандалами мемориальной доске в Серпухове. Казалось бы, какая связь между глупыми шутками и порчей таблички? Отвечу – связь самая прямая. Мы имеем дело с вандализмом, в первом случае вандализмом культурным, а во втором – с материальным. И корни этого вандализма в обоих случаях – в отсутствующем или злонамеренно искажённом культурно-историческом воспитании. А следствием всего этого рано или поздно может стать полное разложение общества.
Что же касается ответственности медийных лиц и руководства СМИ за глумление и ёрничество над исторической памятью, которая ограничивается «извинениями», хочется сказать следующее: умение прощать – это великая добродетель. Но прощение не означает освобождение виноватых от ответственности, оно не должно быть поощрением безнаказанности. И прощая людей без чести – можно потерять и свою.