11 февраля в Государственной Думе состоялся Правительственный час на тему: «О разработке Стратегии развития образования в Российской Федерации».
В зале пленарных заседаний выступили министр просвещения РФ С.С. Кравцов, министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков, руководитель Федерального агентства по делам молодежи Г.Г. Гуров, заместитель Председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко, руководители профильных комитетов Госдумы, эксперты.
Позицию фракции КПРФ изложил в своем выступлении Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А. Зюганов:
- Уважаемые депутаты! Товарищи! Друзья! Наши гости!
У меня сегодня хорошее настроение. Наконец мы всерьез занялись главной темой. И, похоже, движемся в нужном направлении.
Хочу поблагодарить Дмитрия Николаевича Чернышенко, который, отчитываясь в прошлый раз, системно изложил подход к развитию науки. Без фундаментальной науки не бывает великих государств. Но чтобы наука была современной, надо иметь и абсолютно современную школу.
Президент нам недавно преподнес хороший урок. Он одновременно провел Наблюдательный совет в МГУ, куда пригласил всех крупных финансовых тузов, и вручил молодым ученым высокие награды, подчеркнув, что будущее начинается сегодня. Он прекрасно понимает, что после «перестройки» мы почти три пятилетки шли в никуда и теряли историческое время. Я внимательно прочитал все материалы Совета по науке и образованию, который на днях проводил глава государства. И сегодняшние выступления свидетельствуют о том, что мы понимаем проблему и можем достойно с ней справиться.
Вот на что хотел бы обратить особое внимание. У нас выступал ректор МГУ Садовничий, который сам является крупным математиком. Рад, что он практически мой земляк. Я в МГУ докторскую защищал. Там сохранено все лучшее, что было в Советскую эпоху, и развивается все самое современное, что открывает науке и образованию путь в будущее. Неслучайно все выступающие сегодня подчеркивали: не бывает настоящих инженеров, которые одновременно не являются классными математиками и физиками.
Но посмотрите выступление президента на Совете. Я не знаю, кто ему готовил материал, но он ясно и четко поставил вопрос: каким образом мы будем решать проблему инженеров, если всего 14% учащихся выбирают профильными дисциплинами математику и физику? Как мы сможем решить эту проблему, если всего четыре региона дали победителей олимпиад? Что мы будем делать, если уже сейчас от 10 до 12% учителей физики, математики и химии старше 65 лет?
И даже Михаил Кузнецов из «Народного фронта» подтвердил, что родители возмущаются низкой зарплатой учителей. Они недовольны тем, что почти для всех учащихся приходится нанимать репетиторов. И считают, что попранное уважение к учителю должно быть сформировано заново. Я с этим абсолютно согласен.
Мы с нашей командой неоднократно демонстрировали и депутатам, и президенту, и правительству доклад Всемирного банка о том, как угробить русско-советскую классическую школу. Он был подготовлен в середине 90-х годов. Его «успешно» реализовывали у нас два министра образования, которые управляли этой сферой в общей сложности двенадцать лет. В результате произошел разгром профтехобразования, ввели ЕГЭ и «болонку». Затем все сделали для того, чтобы педвузы передать в университеты, из-за чего стали терять учителей-предметников. Все сегодняшние проблемы растут оттуда.
Да, президент показал пример. Но давайте двигаться дальше! У нас есть уникальный опыт. Здесь, в президиуме, сидит Мельников. Он преподавал в знаменитой математической школе-интернате при МГУ восемь лет. И оттуда вышли двести докторов наук и почти две тысячи кандидатов. Всего было пять таких школ. И если мы откроем хотя бы по одной такой школе в каждом регионе, то получим множество классных математиков.
В свое время мы с академиком Коптюгом собирали для учёбы в Москве талантливых ребят-математиков по всей Сибири, где он возглавлял региональное отделение Академии наук. А, потом, объезжая с выступлениями ведущие американские университеты, я большинство из этих ребят увидел там. После предательского развала СССР они оказались не нужны в своей стране и были вынуждены искать работу за Океаном. Это они сделали Билла Гейтса миллиардером. У него из 100 математиков 50 – русские, 30 – индийцы и китайцы. Я вас много раз убеждал: нужно вернуть наших молодых ученых на Родину. Они готовы вернуться. Но для этого надо создавать необходимые условия и принимать специальные решения.
Мы вместе с Алферовым, Смолиным, Мельниковым работали в Комитете Госдумы по науке и образованию. Пытались исправить эту людоедскую систему, которая угробила нашу школу. Но в 90-е ничего не получилось. В начале 2000-х, с приходом Путина, воз сдвинулся с мертвой точки. Но со скрипом.
Нами тогда была заложена уникальная школа будущего. Мы с нобелевским лауреатом академиком Алферовым приняли решение и создали в Питере вуз, где собрали лучших математиков и физиков из школьной системы, лучших аспирантов, лучшую академическую науку. И объединили с опытным производством. Я туда приглашал всех крупнейших специалистов. Приезжал министр Ливанов, побыл немного и спешно удалился. А ведь этот вуз – потрясающий опыт будущего, который должен быть реализован в масштабах всей страны.
Дмитрий Николаевич, я приглашаю, всю вашу команду, вашу рабочую группу в Совхоз имени Ленина. Мы сумели создать там школу будущего, изучив советский опыт и опыт пяти стран из числа самых высокоразвитых. Мы с академиком Кашиным вам покажем и расскажем, что такое школа будущего. Там, начиная с детского сада, изучают и робототехнику, и шахматы. Там производственное обучение начинается со второго класса. И каждый учащийся имеет трудовую книжку. Там пионерский трудовой лагерь полностью воспроизводит все лучшее, что есть в мировой практике. В школе актовый зал оборудован лучше, чем Большой театр.
В совхозе каждая вторая семья – многодетная. Там практически все имеют великолепное жилье, а средняя зарплата составляет 125 тысяч. Там детский парк – это не Диснейленд. Он создан по мотивам сказок Пушкина, и в него открыт бесплатный доступ всем желающим. Приезжайте – и вы увидите: там уже решены задачи, которые мы сегодня обсуждаем. И вам не надо ничего изобретать.
Хочу вас также пригласить в Новосибирский Академгородок. Мы вместе с Коптюгом сохранили там всю классическую науку. Там находятся 25 институтов мирового уровня. И они великолепно работают.
Мы все сделали, чтобы разработать новые программы, которые помогут возродить отечественное образование. Смолин пять раз выступал с трибуны Государственной Думы. Мы ему каждые два месяца специально поручаем выступить, чтобы он раскрыл вам глаза: что такое современное образование, и почему незаменим священный труд педагога.
Мы победим на поле боя. Но после этого нам придется не покладая рук пахать две пятилетки. Потому что мы уже столкнулись с Трампом, который строит свою империю. Американцы вкладывают 500 миллиардов долларов в искусственный интеллект. И перед миром встает проблема: как человеку сохраниться и остаться человеком на фоне того, что нас ждет впереди. Для этого требуются огромные государственно-политические усилия.
Вы можете, что угодно говорить, давать какие угодно обещания. Но график развития и реализации наших стратегических планов должен быть выстроен так, чтобы каждый неукоснительно отвечал за свой участок работы.
Взорванный завод можно восстановить за два года. Но взорванная система образования – это травма на всю жизнь для целого поколения. А для государства – на 20 лет. И ваша стратегия должна быть рассчитана минимум на 20 лет. В противном случае она не станет работать, и за нее сложно будет отвечать.
Одновременно нам надо соединить общеобразовательное и производственное обучение. Здесь замечательный пример подает Кировский завод, который мы буквально спасли. Съездите туда и посмотрите, что такое современный цех. Президент ездил и смотрел. Премьер ездил и смотрел. Поинтересуйтесь и вы, как мы отстроили это легендарное предприятие. Там среднее и высшее образование имеют практически все рабочие. Их средний возраст 35 лет. Там создано новое учебное заведение на 1200 мест, которое мы еще в советское время закладывали вместе с первым секретарем Ленинградского обкома КПСС Романовым.
Возрождение образования невозможно без принципиального изменения бюджетной политики. Откройте ваш бюджет. Фурсенко начинал финансирование образования с 3,9% от ВВП, которые выделялись по этому разделу. Но к 2026 году этот показатель сократится до 3,2%. Хотя весь мир знает: чтобы страна была успешной, надо тратить минимум 7%. А чтобы быть на самых передовых позициях и прорваться в будущее, надо тратить 10-12%.
Даже когда фашисты стояли под Москвой, Советское Государство тратило 6% от ВВП на образование. В 1943 году еще добавили атомный проект, и в 1945-м уже тратили больше 10%. А к началу 50-х в науку и образование вкладывали каждый пятый рубль. Потому мы и создали ракетно-ядерный паритет и первыми прорвались в космос.
Но с сегодняшним уровнем финансирования любые ваши программы, планы и стратегии окажутся откровенной маниловщиной. В стратегически важнейшие сферы необходимо вкладывать по-настоящему достойные средства. И для этого у вас денег больше, чем надо. Перестаньте перекачивать финансовые средства за рубеж. Введите прогрессивную шкалу налогообложения для денежных мешков. Заставьте их здесь пахать в полную силу, обустраивать учебные заведения и поддерживать многодетную семью. У нас Останина внесла восемь законов на эту тему. Но они до сих пор не приняты.
И последнее. Чтобы сохранить Державу и иметь будущее, на наших просторах должны жить 200-250 миллионов. Нас осталось 146. А чтобы была многодетная семья с тремя и более детьми, без которой не уберечься от вымирания, надо чтобы отец имел высшее образование, великолепное техническое оснащение, крепкое здоровье. И каждые четыре-пять лет проходил переподготовку. Мама была бы хорошим воспитателем в детском саду из трех-пяти детей. А бабушка с дедушкой имели бы возможность выйти на пенсию раньше, а не в те сроки, которые теперь навязывает пенсионная «реформа», нуждающаяся в срочном пересмотре. И могли бы помочь молодым воспитывать детей. Тогда у вас будет образованная, трудолюбивая, перспективная и безопасная страна. Желаю вам в этом успехов!