Выступление Председателя комитета по экономической и инновационной политике Московской областной Думы, члена бюро МК КПРФ М.Ю. Авдеева на круглом столе по теме «Законодательное обеспечение государственного регулирования ценообразования на товары и услуги»
Если начать выступление с теории, то «Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов».
А «Цель ценообразования: Обеспечить мотивированную, своевременную и достаточную ценовую реакцию, таким образом, чтобы получить максимальный объем продаж с минимальной потерей маржинальности».
На мой взгляд, задача государства в регулировании процесса ценообразования, а в конечном итоге в обеспечении оптимального (с точки зрения не конкретного производителя, а общества) уровня цен состоит в том, чтобы минимизировать влияние факторов скромно названных авторами приведенного выше определения «другими». То есть достигнуть того состояния, когда цены становятся мотивированными не субъективными, а объективными факторами.
Та реальная ситуация, которую мы наблюдаем, показывает, что решение вышеуказанной задачи, в нашем государстве пока что недостигнуто.
Речь идет и о ценах на энергоносители, которые в конечном счете закладываются в цены на товары массового спроса, и о диспаритете цен, который, как неоднократно говорилось, является сдерживающим фактором развития сельскохозяйственного производства, и о злоупотреблении монопольным положением целого ряда участников рынка, тех же владельцев молокозаводов или торговых сетей, которые по формальным признакам вроде бы монополистами и не являются.
Поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71) …..установление правых основ единого рынка, а также основы ценовой политики относятся к исключительному ведению Российской Федерации, решение указанных проблем не возможно без создания необходимой законодательной базы на федеральной уровне.
Между тем до настоящего времени такая законодательная (подчеркиваю) база отсутствует.
Напомню историю вопроса.
3 декабря 1991 года Президентом Ельциным был принят Указ N 297 «О мерах по либерализации цен», послуживший отправной точкой для перехода к новым рыночным отношениям. И, безусловно, этот конечный результат – построение рыночной экономики в конечном счете был достигнут, однако непосредственно в 1992 году несогласованная с монетарной политикой либерализация привела к гиперинфляции, достигшей к концу 1992 года 2600 %.
В тоже время несмотря на выбранный курс на либерализацию в упомянутом указе предусматривалась возможность установления предельных цен и тарифов как на конкретные виды продукции производственно-технического назначения, так и на основные потребительские товары и услуги.
В частности государственному регулированию подлежали не только цены на электрическую и тепловую энергию, а также цены на моторное и котельное топливо, керосин, перевозки грузов железнодорожным, автомобильным, морским, речным, авиационным, трубопроводным транспортом, основные услуги связи.
Среди перечня групп потребительских товаров, цены на которые подлежали регулированию, выделялись некоторые наиболее широкоупотреблямые виды хлеба (из муки пшеничной первого и второго сорта и ржаной), молоко, лекарственные средства.
Такое «отступление от рыночных принципов» позволило пусть в минимальной степени, но защитить самые уязвимые группы населения.
Следует отметить, что, несмотря на последовавшие существенные изменения в организации государственной власти, вопросы регулирования ценообразования в значительной степени остаются до настоящего времени в ведении исполнительной ветви власти. Нормы же законов «О естественных монополиях», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации» и целого ряда других законов, призванных установить основы ценообразования в той или иной сфере, в основном носят декларативный или бланкетный характер.
В частности полномочия по определению перечней продукции и товаров, цены которые подлежат государственному регулированию и установлению порядка государственного регулирования цен возложены на Правительство Российской Федерации.
Существующие на сегодняшний день перечни, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 не всегда соответствуют общественным потребностям.
Например, если предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, являются предметом государственного регулирования, то иные товары первой необходимости, например хлеб и молоко в этот перечень не попали.
Не во всем можно согласиться и с принципами формирования цены на отдельные виды товаров и услуг, в частности, степени «обоснованности» тех или иных затрат, учитываемых при ее формировании.
В процессе обсуждения антикризисной программы, а также статьи Дмитрия Анатольевича Медведева «Россия вперед» большинство субъектов федерации в той или иной форме высказали предложение о насущной необходимости ограничения роста тарифов на товары и услуги естественных монополий (электроэнергия, газ, грузовые и пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте) например в размерах, не превышающих уровня инфляции, прогнозируемого при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год.
Авторы этих предложений, и мы с этим согласны, считают, что данный рост должен быть ограничен законодательно (путем внесения соответствующих изменений в федеральные законы «О естественных монополиях», «Об электроэнергетике», «О газоснабжении в Российской Федерации» и т.д.).
Помимо решения проблемы поддержки отечественных производителей в период кризиса считаем, что не согласившись, и не реализовав это предложение, нельзя создать эффективные условия для структурной перестройки экономики, выделенной в частности в качестве важнейшей задачи в прозвучавшем на прошлой недели послании Президента.
С точки зрения развития конкретно селькохозяйственного производства, а также с точки зрения решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности страны, а, в конечном счете, обеспечения права граждан на достойную жизнь необходимо обеспечить скорейшую доработку проекта федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
При этом мы считаем необходимым предусмотреть в проекте нормы прямого действия, устанавливающие экономически обоснованные нормативы (или порядок утверждения) соотношения стоимости сельскохозяйственного сырья и стоимости вырабатываемой из нее конечной продукции, а также предельные размеры торговых надбавок к ценам на сельскохозяйственное сырье и вырабатываемую из него конечную продукцию.
В случае, если удастся договориться по данному вопросу, будет решена и проблема дискриминации товаропроизводителей со стороны торгующих организаций, в виде «платы за вхождение в сеть», установления неоправданно протяженных сроков возврата платежей за поставленную продукцию, возврата недостаточно быстро (по мнению торгующей организации), реализуемого товара и так далее, и обеспечены интересы основной массы населения.
Мы рассчитывали, что проект будет принят в самое ближайшее время, однако, по-видимому, дискуссия затягивается. Надеюсь, что это позволит принять действительно качественный документ.