Об очередном оплевывании русской классики пишет «Советская Россия»

2009-11-24 14:47
«Советская Россия» - Александр Бобров

Сегодня Чехов по-прежнему остается самым популярным драматургом в мире. Однако это не спасает классика от издевательств. Дальше всех в этом плане зашли театры…

В так называемой демократической России каждый юбилей, особенно если на него выделены большие бюджетные средства, становится не просто кормушкой (простим это небогатым творцам), но и полем самовыражения, а то и оплевывания классики. Надо сразу, с первого рубля финансирования создавать достойный комитет и элементарно отслеживать и оценивать то, что нам всучивают под юбилейные фанфары. Не стоит прятать голову в песок и делать вид, что все обожают Пушкина, превозносят все им созданное (польский вопрос, отношение к клеветникам России, разрыв с масонством и прочее), или Блока (еврейский вопрос, ненависть к либералам и прочее) Все враги, злопыхатели и ничтожные завистники пытаются тут же примазаться и принизить значение любого русского гения. Увы, это же мы наблюдаем сегодня при начале празднования 150-летия Антона Чехова. Хорошо, что МГУ занялся подготовкой научного издания "А.П.Чехов - воспитанник Московского университета". Может, там никаких "разоблачающих" страниц не будет. Но театр! Он уже начал дарить такие сюрпризы, что волосы дыбом встают. Не только на голове, но и на ногах. Ведь Чехов подсмеивался над строчкой Брюсова: "О, закрой свои бледные ноги", покашливал: "Да обыкновенные у них ноги - волосатые". Но некоторым режиссерам - ниспровергателям прошлого хочется чего-то необыкновенного.

На этих страницах я писал о том, как тщательно и небескорыстно оберегаются потомками авторские права тех, кто писал, скажем, песни по прямому госзаказу и раскручивал их по державным каналам. Это рвачество - несправедливо, но есть худшие примеры: мы не можем защитить юридически и нравственно наследие русских гениев, в том числе юбиляра Чехова. Вот что говорит директор музея-заповедника А.П.Чехова, член Российского и Московского областного оргкомитетов по подготовке и проведению юбилея Константин Васильевич Бобков: "Пьесы Чехова идут в самых известных театрах разных стран. Он на сегодняшний день самый популярный драматург в мире. Если пять-десять лет назад это был Шекспир, то сейчас - Чехов". Клянусь богом, что я не видел ни одной постановки Шекспира, где бы текст великого англичанина переписывал какой-то зав. литчастью. У нас - запросто.

Сейчас в Москве проходит Международный театральный фестиваль "Сезон Станиславского", он продлится до декабря. От многих постановок основатель Художественного театра Константин Станиславский пришел бы в ужас. Вот эстонская трактовка "Чайки", где Аркадину играет... мужик, знакомый нам по фильму "Тиль Уленшпигель". Или его сын? Канал "Культура" с вожделением дает репортажи без всякого анализа, а эстонский режиссер заявляет: "Классика хороша тем, что я могу ее прочитать как угодно". Эстонский критик в восторге: "Чайка" Кристиана Смедса в театре Von Krah поставлена на таком уровне искренности, которую редко увидишь в театре. Никакой удушающей "пыли кулис" ни в выставленном напоказ вульгарном блеске Арка диной в исполнении Лембита Ульфсака, ни у Александра Эльма в роли замкнутого Тригорина, ни у Хельги Сало в роли глупого Петруши. Я бы осмелился назвать эту постановку "Чайки" собранием этюдов. Недостаток данной структуры заключается в некоторой размытости постановки, но большое достоинство - в восхитительной игре актеров".

Но разве Чехов писал "собрание этюдов"?

То же собрание собственных этюдов решил представить нам Марк Захаров в "Ленкоме". Поставив "Вишневый сад", он начисто разрушил поэзию последней чеховской пьесы. Его, такого циничного и всезнающего, сжигавшего партбилет, похоже, рассмешила наивность простодушных и милых героев, и он радикальным образом решил "переосмыслить" образы Дуняши, Симеонова-Пищика, Фирса. Режиссер (или автор либретто) спутал и дописал многие тексты, реплики, характеристики, вывел на первый план резонерствующего Фирса в исполнении Леонида Броневого и наградил Петю Трофимова "синдромом Дауна" - чудовищными гримасами и пластикой неполноценного человека. Многие недоумевали: проделай театр что-то подобное с пьесой более "молодых" драматургов, ну, например, на "г" - Галина или Гришковца, они бы подали иск в суд и выиграли процесс. А кто защитит Чехова? Да, формально Антон Павлович у нас не охраняется Законом о защите авторских прав. Но наследники классика с мировым именем сегодня, по сути, - все жители России и мира. Ликвидировали и обсмеяли все худсоветы, но ведь не только чиновники в них заседали! Может, кто-то должен отбирать спектакли, поправлять творцов-русофобов хотя бы в рамках празднования юбилея прежде, чем деньги наваливать?

Сам Чехов никогда не отрывался от реальности, от русской жизни, понимал все движительные силы политики и литературы. Вот его запись 1897 года: "С 10 января по 3 февраля - перепись. Я счетчик 16-го участка и наставляю прочих (15) счетчиков нашей Бавыкинской волости. Работают прекрасно все, кроме попа Староспасского прихода и земского начальника Галяшкина (заведующего переписным участком), который живет почти все время в Серпухове, ужинает там в собрании и телеграфирует мне, что он болен. Про других земских начальников нашего уезда говорят, что они тоже ничего не делают". Как точно он сказал и про чиновников, и про попов. Но тут же, на этой странице, он делает запись о литературе: "Такие писатели, как Н.С.Лесков и С.В.Максимов, не могут иметь у нашей критики успеха, так как наши критики почти все - евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни, ее духа, ее форм, ее юмора, совершенно непонятного для них, и видящие в русском человеке ни больше ни меньше, как скучного инородца. У петербургской публики, в большинстве руководимой этими критиками, никогда не имел успеха Островский; и Гоголь уже не смешит ее".

Эта запись изымалась из всех советских изданий Чехова. Помню, приехал в Дом творчества "Малеевка", взял в библиотеке том записных книжек Чехова, а там под этой датой кто-то вклеил первозданный текст. Теперь он не вымарывается, но легче ли от этого русской драматургии? Мы проповедовали тогда интернационализм и берегли национальное чувство евреев, учитывали, что "наши критики почти все - евреи, не знающие, чуждые русской коренной жизни". Но при жизни Чехова режиссеры все-таки были по преимуществу русскими или любящими Россию. Гений ведь не знал, что его будут ставить и уродовать такие русофобы, как Марк Захаров и вроде бы литовец Туминас.

Говоря в телеинтервью о своем приношении к юбилею, художественный руководитель театра им. Евг. Вахтангова Римас Туминас на всю страну признался в своей любви к Чехову. Он даже объяснил, что, поступая в ГИТИС, обосновал свое стремление к театру именно этой любовью к русскому драматургу. Но, посмотрев спектакль, выпущенный постановщиком на академической сцене прославленного русского театра, впору вспомнить и перефразировать знаменитое: "минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь"... Литовский барин развернулся.

Дядя Ваня в исполнении вездесущего артиста Сергея Маковецкого представляется каким-то местечковым интеллигентом в духе Чарли Чаплина, забитым и раздавленным, но зато наделенным "лунной походкой Майкла Джексона". Зачем? Туминас, наверное, знает, что Чехов не выносил пошлости, что он буквально физически страдал, сталкиваясь с ней. Но отчего же, спрашивают все критики, доктор Астров так пошл, грязно-циничен, так отвратителен в спектакле? Особенно там, где речь ведут вроде бы о любви. Любовная сцена двух тонких, мучающихся героев решается Туминасом просто. Елену Андреевну грубо хватают, бросают на установленный верстак, и белые оголенные женские ноги зависают в воздухе. Какие нравственные муки? - первобытность, да и только. А что дальше? Появляется Войницкий с роскошным букетом цветов - знаком его безответной любви. Режиссерский рисунок банален и циничен: Астров снимает Елену Андреевну с распятия любви, несет на руках, и голые ножки, наподобие ходиков, отсчитывают размеренный бег пошлой жизни. Астров проходит всю пространную сцену, а затем сажает Елену на колени бедного Вани. Да, смело...

Кто защитит Чехова от этих "самовыражений"? Ведь теперь нет никаких социально-художественных институтов и критериев. "Люди смотрят", - слышу в ответ. Да, в театры, которых у нас так мало, просто пойдут из-за имени Вахтангова, а не заезжего худрука. Юбилей Чехова еще и не начали толком отмечать, а уже спекуляций, профанаций и модификаций - тьма. Кто остановит кощунство? Сам Чехов был тверд, когда дело шло о правде и принципах. Почему же мы утратили принципиальность и почтительность к заветам гения?



Все статьи раздела "КПРФ: Защитим русскую культуру!"

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
Все претензии направлять авторам.
Читайте также
Г.А. Зюганов: «Пусть новый 2025-й станет годом свершения наших надежд!»
Новогоднее поздравление Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова.

Химки СВОих не бросают!
Химкинские коммунисты приняли активное участие в сборе, упаковке и отправке 132-го гуманитарного конвоя КПРФ.

СВОих не бросаем!
Депутаты-коммунисты Татьяна Никитас и Геннадий Соловьев провели встречу с бойцами Российской Армии, находящихся на излечении в Подольском госпитале Министерства обороны России.




 
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
 
                
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Точка зрения

Владимир КАШИН
заместитель Председателя ЦК КПРФ, Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам
В.И. Кашин: Сталин - лидер, изменивший ход мировой истории

Павел ГРУДИНИН
Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»
Заявление Бюро Московского областного отделения КПРФ в поддержку совхоза им. Ленина

Николай ВАСИЛЬЕВ
первый секретарь МК КПРФ, член Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам
Отчет о работе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, члена Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Н.И. Васильева за 2024 год

Константин ЧЕРЕМИСОВ
второй секретарь МК КПРФ, заместитель Председателя Мособлдумы
Вернем историческую правду!

Александр НАУМОВ
секретарь МК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Мособлдуме, заместитель Председателя Мособлдумы
Руководитель фракции КПРФ Александр Наумов поздравил медработников Ступино

Сергей СТРЕЛЬЦОВ
Главный редактор газеты «Подмосковная правда», член Бюро МК КПРФ
Сергей Стрельцов: сельские территории незаслуженно обделены вниманием


 





 

 

 

контакты

Редакция газеты "Подмосковная Правда":
8-499-261-59-98

*******

E-mail: mkkprf@mail.ru

*******

Адрес:
115487, г. Москва,
ул. Нагатинская,
д. 26, корп. 2

Телефоны МК КПРФ:
8-499-263-05-08,
8-499-263-11-57

*******

Все данные

ГК КПРФ
в Московской области:
 
  • Официальный сайт КПРФ
  • Московский городской комитет КПРФ
  • Газета Советская Россия
  • Газета Правда
  • Газета Подмосковная Правда