2009-12-04 19:29
Пресс-служба депутата Госдумы А.В. Багарякова.
4 декабря 2009 года на пленарном заседании Государственной Думы в ходе рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона № 243917-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" депутат Багаряков указал на необходимость доработки законопроекта.
Депутат пояснил, что законопроектом ответственность за наращивание долга субъектов Российской Федерации фактически перекладывается с федерального центра на регионы, что в условиях экономического кризиса может привести к бесконтрольному наращиванию долгового бремени в субъектах страны. Федеральное правительство также планирует стремительно наращивать государственный долг до уровня, угрожающего финансовой состоятельности страны, несмотря на наличие валютных резервов в размере 450 млрд. долларов.
Багаряков отметил, что предусмотренная в законопроекте практика обязательного использования рейтингов иностранных агентств для совершения внешних заимствований субъектами Российской Федерации подрывает финансовый и экономический суверенитет страны.
Тем не менее, фракция КПРФ решила поддержать проект федерального закона для принятия в первом чтении ввиду отсутствия лучшего законопроекта, с условием его дальнейшей доработки ко второму чтению. Приводим полный текст выступления депутата А.В. Багарякова.
- Уважаемые авторы предлагают внести очередные изменения в многострадальный федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” в целях, как они утверждают, их совершенствования.
Сегодняшняя редакция закона о рынке ценных бумаг многократно видоизменялась, определённые правила для участников установлены, но тем не менее все ещё очень много белых пятен.
Факты рейдерства
Буквально месяц назад случился уж вообще дикий случай:
В уважаемом информационном агентстве Интерфакс вышла информация о предстоящей сделке между ОАО Камаз и Крупным международным автоконцерном, информация повторюсь со ссылкой на Главу ФАС г-на Артемьева, тут же, 30 октября акции КамАЗа в течение считанных минут подскочили на 30% .
Через два часа пришло опровержение от ФАС этой информации и акции рухнули вниз. Кто-то в тот день сумел заработать свыше ста миллионов рублей. Наше обращение по поводу подобного безобразия осталось без ответа и таких примеров уже не один и не два. Речь идёт о том, что законы, которые мы все здесь с Вами пишем почему то странным образом не исполняются.
Многочисленные случае рейдерства, когда у людей похищаются крупные пакеты акций, подделываются подписи, также остаются без возмездия в случаях, если акции перешли в руки друзей приближенных к власти людей.
Теперь, что касается сегодняшних законов. Кажется, скоро уже скоро и 2010 год, и что-то в стране должно уже измениться. Но когда смотришь на представленный Минфином и принятый большинством в Госдуме федеральный бюджет, где график роста нашей внешней задолженности увеличивается в три раза, понимаешь, что от 90-х годов в плане экономической политики мы ушли недалеко.
Государство вновь лезет в долговую яму
К 2012 году расходы федерального бюджета на обслуживание госдолга вырастут втрое, а внешний долг превысит 100 млрд. долларов. Немного углублюсь в нашу современную историю и напомню, что великий Советский Союз прекратил существование, когда суммарный долг СССР превысил 100 млрд. долларов. Так и хочется спросить наше Правительство: куда вы ведете страну? И для чего тогда России нужны валютные резервы, которые достигают почти 450 млрд. долларов?
На наш взгляд настоящим законопроектом фактически перекладывается ответственность на наращивание долга субъектов Российской Федерации с федерального центра на регионы. Эмитенту ценных бумаг в лице субъекта более не требуется получать разрешение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг для размещения или организации обращения внешних облигационных займов.
Представляете, федеральный центр предлагает субъектам занимать деньги, даже не спрашивая федеральный центр, это можно понять так, как берите сколько сможете, а потом подумаем, как всем вместе будем отдавать. Опять можно вспомнить, что произошло, когда республикам Советского Союза стали давать столько суверенитета, сколько они пожелают.
Ситуация с этим законом такая же, как и с транспортным налогом. Объясните нормальному человеку с улицы, в чем разница: повысить транспортный налог в 2 раза, разрешая регионам увеличивать его в 5 раз, или просто позволить регионам повышать налог в 10 раз, оставив базу неизменной. Он посмотрит на нас и в очередной раз покрутит пальцем у виска. Зато центральная власть теперь получит повод свалить вину за повышение налогов на плохих губернаторов!
Финансовая устойчивость регионов
Теперь же речь о куда более важном вопросе: финансовой устойчивости регионов. Все последние годы продолжается централизация налоговой системы. Еще в 2003 году регионы получали 20% поступлений от налога на добычу полезных ископаемых. Год за годом их долю сокращали, а в следующем году Федеральный центр заберет у регионов последние крохи в виде 5% НДПИ, ранее зачисляемых в их бюджеты. В итоге в бюджете регионов образуется дыра в сотни миллиардов рублей. А Минфин, вместо того чтобы справедливо распределить налоговые поступления, толкает субъекты страны на долговой рынок, вынуждая их покрывать растущий дефицит внутренними и внешними заимствованиями и увеличением налогов с наших граждан.
На наш взгляд, подобное положение вещей совершенно недопустимо. Вскоре мы окажемся в ситуации, когда на уровне субъектов Российской Федерации власти будут совершенно бесконтрольно наращивать государственный долг. Федеральный центр словно не желает контролировать уровень заимствований, совершаемых субъектами Российской Федерации..
В большинстве развитых стран как вопросы бюджета, так и лимиты госдолга находятся в ведении парламента. У нас же федеральный центр и регионы получат неоправданную свободу в вопросах государственного долга, что создает невиданное поле для коррупции. Долги же будут отдавать все налогоплательщики!
На наш взгляд было бы вполне логично, если Минфин желая увеличить внешний долг в определённый период времени выходит в парламент, аргументировано объясняет на какие цели, сколько мы занимаем, а самое главное с чего мы будем возвращать, такая же ситуация должна быть и в региональных парламентах.
Крупные хищения средств
С передачей ответственности за внешние заимствования регионам возникнет множество случаев крупных хищений средств. Яркий пример – ситуация в Московской области. Министерство финансов области наплодило различных финансовых суррогатов, из бюджета утекли миллиарды рублей, а отвечать кто будет? Вот вам яркий пример принятия решений подобным образом.
А теперь, просмотрев отчёт ЦБ, вспомним, что ежегодно валютные резервы страны недосчитываются многих миллиардов долларов из-за потерь от фиктивных переводов по ценным бумагам. Так и хочется спросить Министра финансов России и Председателя Центрального банка: почему же все это происходит?
По статистике Госдума отклоняет 95% законопроектов, представленных регионами. Как утверждает парламентское большинство, такое происходит из-за некомпетентности представленных проектов. Но почему тогда мы доверяем регионам распоряжаться сотнями миллиардов рублей, решать самостоятельно вопрос наращивания долга в своём регионе? Значит все же в регионах есть здравые идеи и их исполнители или же это просто посыл, который не будет исполнен.
Внешние заимствования
Далее, совсем уж странная инициатива, которую неоднократно критиковали и все же включили в закон, речь в очередной раз о рейтингах, которые авторы предлагают использовать для совершения внешних заимствований.
Субъект Российской Федерации должен получить рейтинги двух международных агентств. Стоит ли говорить, что подобное условие подрывает экономический и финансовый суверенитет нашей страны, поскольку хорошо известно, что ведущие рейтинговые агентства находятся под контролем международного банковского капитала, а так же различных политических сил, более того мы совсем недавно позволили нашим банкам брать кредиты в ЦБ на основании оценки Российских рейтинговых агентств. На мой взгляд надо приучать наших будущих кредиторов, что наша страна имеет свои суверенные рейтинговые агентства.
Нужно учитывать, что за последние 2 года импортные рейтинговые агентства себя полностью дискредитировали. Давайте вспомним, как заведомым банкротам, в числе которых оказались американские ипотечные и страховые компании, и даже целые государства, например Исландия, были присвоены высшие рейтинги надежности. Российским же компаниям, а также компаниям развивающихся стран, деятельностью которых был недоволен Вашингтон, рейтинги систематически занижались. Рейтинг этих агентств – уже давно не объективный финансовый показатель, а инструмент политического давления.
Так зачем мы вынуждаем регионы ориентироваться на эти рейтинги? Неужели кризис ничему нас не научил? Давно пора развивать институт отечественных рейтинговых агентств, поскольку он является важным элементом суверенитета страны.
Положение о том, что эмитенты государственных ценных бумаг могут выкупать их до окончания срока их обращения, предусматривает возможность увеличения бюджетных расходов. Источник покрытия этих расходов в законопроекте, однако, не указывается.
Наконец, почему авторы передают Правительству право определять стандарты раскрытия информации об эмиссии ценных бумаг. Неужели в нашем уважаемом Комитете не хватает достойных специалистов, чтобы прописать эти стандарты в самом законе? Более чем странное решение. В условиях, когда все страны повышают требования к раскрытию информации, мы принимаем решение, которое, напротив, может снизить прозрачность. Возникает вопрос: кому это надо?
Считаем, что представленный закон хотя и не совсем совершенный и в полной мере не учитывает указанные выше проблемы, все же мы после долгих дебатов решили его поддержать за неимением лучшего для принятия в первом чтении. Надеемся, ко второму чтению текст законопроекта будет основательно доработан, а наши замечания учтены.
Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"