Шесть долгих лет продолжались реставрационные работы величественного памятника советской эпохи - скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Созданная для Всемирной парижской выставки 1937 года, она украшала на ней советский павильон, а после возвращении на родину была размещена у Всесоюзной сельско-хозяйственной выставки в московском районе Останкино. Обновленная реставраторами скульптура 28 ноября вернулась на обновленные же пьедестал, но на старом месте обитания.
4 декабря состоялось торжественное, с салютом, открытие памятника, на котором с пафосной речью выступил мэр Москвы Юрий Лужков. Он, в частности, напомнил, что на парижской выставке советский павильон и скульптура В. Мухиной на нем стояли напротив павильона фашистской Германии. Тем самым миру были явлены две тенденции: труда, созидания и развития, с одной стороны, и распространения фашизма и человеконенавистничества - с другой. А сегодня, по мнению Ю. Лужкова, монумент символизирует стремление России к прогрессу, миру и развитию.
С первой частью этого утверждения, конечно, можно согласиться, а вот вторая требует определенных разъяснений. Дело в том, что в советскую эпоху скульптура символизировала единение двух классов, рабочих и крестьян, которые стали правящим классом и строили социалистическое общество, новую жизнь, которую, кстати, защитили в жестокой войне с фашистской Германией. Ныне же, в обновленной России, «прогресс и развитие» приносят доходы, причем баснословные, доморощенным олигархам и их забугорным «соинвесторам», а народу достаются жалкие крохи. Под «миром», складывается такое впечатление, власть имущие подразумевают полную покорность и согласие рабочих и крестьян с тем, что с них дерут три шкуры под разговоры о «величии России». Вот с учетом этих добавлений можно и порадоваться возвращению памятника, и согласиться со словами министра культуры РФ Александра Фадеева, что оно «подарок не только москвичам, но и всей мировой культуре».
Вместе с тем нельзя не отметить, что нынешний год стал в России годом преподнесения другого рода «подарков» как россиянам, так и мировой общественности: варварских актов вандализма в отношении памятников В.И. Ленину. Наиболее нашумевшее преступление было совершено 1 апреля в Санкт-Петербурге. Там у Финляндского вокзала был подорван всемирно известный монумент «Ленин на броневике». Тогда же в апреле в горах Пятигорска был облит черной краской памятник 20-х годов прошлого века - наскальный портрет Ильича. Ранее в Рязани взрывом мощностью в 300 граммов тротила была уничтожена двухметровая скульптура вождя. В Казани власти санкционировали снос памятника Ленину, который мешал строительству бассейна.
Тема вандализма в отношении скульптурных изображений вождя российского и международного пролетариата привлекала внимание многих журналистов, отметился и собственный корреспондент «Независимой газеты» в Татарстане Ян Гордеев. С одной стороны, он как бы осуждает это явление, поскольку «безразличие к судьбе памятников, пусть даже и идеологически «неправильных», потакание варварству - еще один шаг к воспитанию поколения, не помнящего своего родства». А с другой - представляет этот вандализм явлением закономерным, следствием «какого-то другого, несравненно большего общественного процесса». Какого же?
«Россия сегодня, - заявляет автор, - стремительно (!) переосмысливает свое отношение к лидеру большевиков. Его наследию и его роли в истории нашей стран. Авангардом этого процесса, как это часто бывает, становится молодежь - наиболее активная и впечатлительная часть общества. Это представители поколения, что родились уже после советской власти или застали коммунистический режим на самом его излете. Их сознание не было затронуто советской идеологией, которая с самого детского сада пичкала детей Ленинианой». Надо сказать, что Я. Гордеев не утверждает, что молодежь пришла к выводу о том, что советский период истории России был, как утверждают некоторые политологи, провальным, в чем, дескать, была вина Ленина. Тем не менее тон его статьи в некоторых ее местах заставляет думать, что он разделяет эту точку зрения или, по крайней мере, подразумевает ее в действиях вандалов. Памятники Ильичу и ленинские мемориалы «обречены», пишет он, стать объектами «переосмысления».
То есть, иными словами, этот вандализм имеет чуть ли не идеологическую подоплеку. Вряд ли это на самом деле так. Ну какая может быть подоплека у вандалов, которые, например, нанесли Московской железной дороге с начала нынешнего года ущерб на 40 млн рублей, на которые можно было бы приобрести несколько электропоездов? Диагноз тут простой: движущей силой варварства является бескультурье большой части нынешней российской молодежи. Именно это бескультурье, помноженное на развернутую в последние годы в России антибольшевистскую и антикоммунистическую пропагандистскую вакханалию, и провоцирует часть молодежи на антиленинские «подвиги». Я. Гордеев в своей статье цитирует слова депутата-«единоросса» Максима Мищенко о том, у «Молодой гвардии «Единой России» отношение к памятникам Ленину негативное», и неких идеологов в «самом движении», которые «обещают»: «Еще несколько лет, и целых «Лениных» в стране не останется».
После таких заявлений трудно отделаться от ощущения, что вандализм в отношении памятников Ленину совершается с негласного «одобрения начальства». К тому же и виновников преступлений почему-то никак не могут найти.
Свою лепту в антикоммунистическую кампанию вносят и некоторые российские интеллектуалы. Ну вот, например, писатель Михаил Веллер. В своей воскресной радиопередаче на канале «Россия» он взвалил на В.И. Ленина всю ответственность за последствия Гражданской войны, поскольку, дескать, Ильич еще в 1914 году, после начала Первой мировой войны, призывал превратить ее в войну гражданскую. Да, призывал к войне всех втянутых в мировую бойню народов против правительств и правящих кругов своих стран, развязавших ее ради собственных корыстных интересов. После победы Великой Октябрьской социалистической революции В.И. Ленин, преодолев сопротивление товарищей по партии, вывел народ России из этой бойни. И некоторое время в Советской России был мир, но затем сторонники монархии и буржуазии при поддержке интервентов из стран Антанты попытались силой навязать народу свои порядки. Несмотря на все усилия и зверства белогвардейцев, не получилось. И, в первую очередь, потому, что им противостоял народ во главе с партией большевиков и гениальным В.И. Лениным.
Сегодня буржуазными реформами страна отброшена на многие десятилетия назад. Этот факт становится день ото дня все более очевидным для россиян. Правда жизни, борьбы и деяний В.И. Ленина с каждым днем приобретает в глазах людей все больший авторитет, и это обстоятельство бесит буржуазных реформаторов, подпитывает их ненависть к вождю и учителю угнетаемых наемных работников.