2009-12-17 15:52
Kprf.ru
17 декабря газета «Советская Россия» опубликовала репортаж Галины Платовой о том, как в Госдуме принимали законопроект о регулировании торговой деятельности.
В среду Госдума руками «Единой России» одобрила Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Коммунисты высказались категорически против закона, подчиненного интересам крупных торговых сетей и самым безжалостным торговым спекулянтам.
Несколько лет страна ждала закона о торговле. Ждала с надеждой на упорядочение этой разветвленной и, пожалуй, самой оживленной сферы предпринимательской деятельности. В отсутствие закона контролировать торговлю практически невозможно. Здесь каждый ларечник, менеджер, владелец торговой сети – хозяин положения. Как хочет «накручивает» цены, обжуливает покупателя, подсовывая порой некачественный товар, как хочет обходится с поставщиками и производителями. В неприглядном поведении торговцев убедился минувшим летом В.Путин. 24 июня он нагрянул в московский супермаркет «Перекресток» и был крайне удивлен, увидев наценки на товары. Более чем в 2 раза, они превышали отпускные цены на обычные продукты. «Наценка в 120% – это перебор», сказал Путин и уехал в Дом правительства. Цены после этого не снизились нигде, даже в посещенном супермаркете, но народ почему-то вообразил, что цены пойдут вниз. Но путинский вояж всего лишь подтолкнул затянувшуюся в Госдуме работу над правительственным законопроектом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В первом чтении он был принят 11 сентября. Коммунистов заверили, что ко второму чтению появятся статьи по ограничению торговых надбавок и гармонизации взаимоотношений между продавцами и производителями, поставщиками товаров. Однако трехмесячные дискуссии ни к чему не привели. Текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, вызвал глубокое разочарование у коммунистов. Ни одной принципиальной поправки из предложенных депутатами КПРФ не было учтено.
«Народ ввела в заблуждение поездка Путина в супермаркет, – прокомментировал проект Сергей Решульский (КПРФ). – Все думали, что выйдет закон, который упорядочит торговую деятельность, будет регулировать цены, определять надбавки. Ничего такого в законе нет. Вот несколько выдержек. Статья 1. «Цели и сфера применения настоящего закона», пункт 2: «…закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности». Где здесь покупатель, потребитель, производитель? Где простой гражданин? Неясно.
Следующий пункт: «Положения… закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением: внешнеторговой деятельности; торговли на товарных биржах; деятельности по продаже товаров на розничных рынках; купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов». Как раз в этих секторах процветает спекуляция, а закон оставляет их абсолютно бесконтрольными. Эти два пункта определяют концепцию законопроекта».
По словам Владимира Кашина (КПРФ), «нувориши взяли верх над производителями. Они еще не насосались крестьянской кровушки… Закон не помешает торгашам обирать село. Сегодня от цены батона хлеба достается только 8% землепашцу, вырастившему хлеб. Остальные 92% – торговцам, посредникам. Мы, коммунисты, сто раз доказывали, что во всем мире в розничной цене труд крестьянина оценивается не ниже 50%. Данный закон закрепляет преимущественное положение перекупщиков и торгашей».
Закон, как обнаружили депутаты, совершенно не соответствует своему названию – «Основы госрегулирования…». Он ничего не регулирует, не регламентирует. В нем отсутствуют нормы о защите прав покупателей на приобретение качественных товаров и услуг по умеренным ценам. Есть Закон «О защите прав потребителей», но ценообразование – не его тема. На вопросы, какими будут цены, торговые надбавки на товары в магазинах и на рынках страны, особенно на социальные товары, продукты питания, коммунальные услуги – обязан был ответить закон о торговле. Но из него исчезли такие положения, как торговля промышленными товарами, коммунальными услугами, куда-то «ушла» норма о 25%-процентной торговой надбавке, существовавшая в проекте перед первым чтением. Куда девались самые важные пункты, нынешний вариант закона умалчивает…
Депутатам непонятно такое умолчание. Зам. министра промышленности и торговли С.Наумов разъяснил: «В нашей торговле преобладает импорт, надбавки в таких условиях нецелесообразно регулировать. Достаточно, что мы создали более благоприятный климат для отношений между отечественными сельхозпроизводителями и торговлей». Оказывается, диктат торговца по отношению к производителям и покупателям, для зам. министра «благоприятный климат». «Да ведь сам Путин возмущался высокими ценами в маркете, говорил, что надбавки пора установить на уровне не выше 70%, хоть бы этот максимум вписали в закон», волновался Николай Рябов (КПРФ).
Но Наумов был непреклонен. Мало ли чем возмущался Путин! «Торговая наценка, которую магазин накидывает сверх стоимости товара от производителя, — это единственный источник не только для осуществления своей деятельности и не только для получения прибыли, но и источник для выплаты заработной платы, налогов, для создания новых рабочих мест…».
Все же торговля, как показал кризис, не так уж много создала рабочих мест. В заботе о своем «единственном источнике деятельности», который правильнее назвать спекулятивным наваром, торговля лишает источника жизни производителей и покупателей, вынуждая одних соглашаться на самую низкую оплату их труда, а других – покупать товар за неоправданно высокую цену.
Не нашлось в законе места регулированию цен на социально значимые товары. Отсутствует даже их перечень. Правительство обещает какими-то постановлениями урегулировать надбавки на социальные товары. Но это не более, чем фигура речи, считают коммунисты.
«Для потребителя главное — развитие конкуренции. Чем больше будет конкурирующих торговых организаций, тем ниже будут цены», теоретизировал Наумов. Он говорил на языке реформаторов ельцинской поры. Когда настанет время широкой конкуренции, Наумов не обозначил, но из его слов стало понятно, что от Минпромторга, вотчины чубайсовского соратника Христенко, исходит жесткое, противоречащее даже рыночным правилам, лоббирование крупных торговых спекулянтов. Нормы данного закона никогда не позволят появиться у действующих крупных торговых сетей серьезных конкурентов. Даже существующие на сегодня мелкие торговые фирмы и компании, частные лавки и прилавки будут проглочены акулами большого торгового бизнеса.
Закон позволяет одной торговой сети охватывать до 25% рынка продовольственных товаров в пределах одного города. «Это же очень много!», «Это монополизация торговли одной-двумя сетями», «Хоть бы 5–10% сделали для малых городов», предлагали депутаты. Но правительство не уступило. Предпринимались попытки развернуть закон в сторону других участников торгово-покупательского процесса. Но это только затянуло работу над проектом. Взял верх торгово-спекулятивный капитал, плотно сросшийся со структурами власти. Одни чиновники накрапали закон в пользу торговых спекулянтов, другие, из партии думского большинства, в чьих рядах состоят заинтересованные лица, продавили этот закон.
«Чтобы понять, что такое современная торговля, достаточно поглядеть декларацию о доходах одного из бывших кандидатов в депутаты Московской городской думы от известной партии, – намекал на одного из «единороссов» депутат С.Иванов, – там вы увидите, как этот кандидат «налопатил» миллиарды рублей за прошлый год. Чтобы понять, что такое современная торговля, поглядите, как наши сельхозтоваропроизводители раздают бесплатно молоко, поскольку закупочная цена, которую им дают торговцы, в два раза ниже себестоимости. Говорят, что цены растут у нас космическими темпами, — так у нас эти торговые миллиардеры как раз и собирались в космос слетать. Что-то не срослось, тогда они под лед спустились. Вот это современная торговля!»
«Единороссы» ответили поправкой в статью 8, определив ее, как ограничитель по наценкам. В ней сказано: «…если в течение последних тридцати календарных дней на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них… на срок не более чем девяносто календарных дней. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливается правительством РФ».
Поправка не вызвала восторга у думцев. А коммунисты расценили ее, как путаную и бессмысленную. В ней не указано, о каких товарах идет речь. Непонятно, как будут контролироваться наценки, и будут ли подвергаться «стабилизации» цены, возросшие не на 30, а на 29%, 29,5%? Отсутствие внятных пояснений – на руку торговцам: то, что непонятно, то не наказуемо. «Поправка дискредитирует идею закона, мы обманываем рядового покупателя, принимать ее нельзя», заявил С.Решульский. «Единороссы» не согласились с коммунистами.
Закон, изобилующий такими положениями, как вышеупомянутая поправка, превратился в источник отрицательного потенциала для торговой деятельности в стране и экономики в целом. Закон вбивает клин в нашу продовольственную безопасность, поощряя торговлю импортом, позволяет на 70 дней задерживать плату за товар поставщикам, что подрывает их экономическую базу, но зато кредитует торговцев. Покупатель вообще остался на задворках. За его интересы сражались коммунисты. Однако не были услышаны думским большинством. «В законе есть положительные моменты, но они нивелируются недосказанностью, недоговоренностью, отсутствием четких норм», отмечали в выступлениях депутаты, которым хотелось бы примкнуть к позиции КПРФ, но не хотелось ссориться с «Единой Россией». В результате принят закон, который никакой пользы для граждан не принесет.
…Торговцы долго препятствовали появлению закона о торговле. Боялись строгих правил и барьеров на добычу прибыли. Но их страхи оказались напрасны. Принятый грызловцами закон не навредит ни одному спекулянту, ни одному торговому монополисту. Огромный доход, который они будут беспрепятственна получать, будет не ниже, чем у банкиров.
Галина ПЛАТОВА.
Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"