В работах и выступлениях В.И.Ленина неоднократно содержится утверждение, что только народное творчество, создавшее в 1905 году в качестве органов народной власти Советы рабочих и крестьянских депутатов, позволило победить в октябре 1917 года.
На место старой, эксплуататорской, государственной машины, решительно сломанной в первые месяцы революции, были сформированы очищенные от меньшивистско-эсеровских деформаций подлинные Советы рабочих, батрацких (затем – крестьянских) и солдатских депутатов сверху до низу. История утверждения Советской власти в России ясно подтверждает ту истину, что без участия коммунистов в Советах, без руководства ими со стороны революционной марксистской партии удержать власть трудящихся в стране невозможно. Об этом же говорит горький опыт поражения пролетарских революций в Германии и Венгрии в 1919 году, и, по-моему, опыт молдавских коммунистов, завоевавших власть в одной из республик СНГ в результате победы на буржуйских выборах, немало сделавших для восстановления экономики и социальных прав народа, и проигравших буржуйские же выборы крайне правым силам через 8 лет работы. Ведь коммунисты Молдавии пытались использовать в интересах трудового народа старый государственный аппарат вместо того, чтобы сломать его (взорвать изнутри) и заменить новым, рабоче-крестьянским. Ещё раньше на этом же обожглись левые социалисты в Чили, возглавляемые Сальвадором Альенде.
Таким образом, вековой опыт борьбы за социализм подтверждает правоту Маркса и Ленина о необходимости открытой, последовательной, не останавливающейся пред самыми решительными мерами в борьбе с контрреволюцией диктатуры пролетариата.
Но что такое Советская власть как форма диктатуры пролетариата? В предыдущей статье («Подмосковная правда» 5.12.09.) я уже говорил о многообразии революции, которая может в определенных условиях, оставаясь по сути насильственной по отношению к буржуазии, победить без вооруженного захвата власти и без гражданской войны.
Являлась ли Советская власть в СССР на деле властью рабочего класса или была «властью партноменклатуры, преследовавшей свои узкокорыстные цели», как об этом пишут ее непримиримые критики?
Истина, как известно (если не всем, то многим), конкретна. Пролетарская революция победила в стране, где рабочий класс составлял незначительное меньшинство. Крестьян в России было 85% населения, и, кроме того, помещики, буржуазия, буржуазная интеллигенция.
Россия была не готова к «введению социализма» (Ленин) и по уровню развития производительных сил. Первоначально большевики во главе с Лениным рассчитывали на зависимое развитие к социализму отсталой России под руководством и с помощью более передового в культурном отношении рабочего класса Европы. Там также налицо в 1917 году был революционный кризис.
Но европейская социалистическая революция не состоялась, и России пришлось вступить на независимый путь социалистического развития во враждебном окружении.
Вот что говорил на этот счет В.И.Ленин на Седьмом экстренном съезде РКП(б) 7 марта 1918 г. «Чем более отсталой является страна, которой пришлось, в силу зигзагов истории (курсив мой – Л.С.), начать социалистическую революцию, тем труднее для неё переход от старых капиталистических отношений к социалистическим. Здесь к задачам разрушения прибавляются новые, неслыханной трудности задачи – организационные».
После победы в навязанной и поддерживаемой извне, неизбежно кровавой гражданской войне шесть советских республик (РСФСР, БССР, УССР и три республики Закавказья) оказались перед решением труднейших задач укрепления своей обороноспособности перед лицом всего остального враждебного мира, перед задачей быстрого и самостоятельного преодоления неслыханной разрухи, бескультурья, безграмотности населения. Предстояло также решить задачу ускоренной индустриализации своих стран и создания современного аграрного комплекса.
Решение этих задач осложнялось огромными людскими потерями в ходе империалистической и Гражданской войн. На войне всегда в первую очередь гибнут те, кто первыми поднимаются в атаку, то есть самые лучшие. Рабочий класс России – СССР был обескровлен войнами, разбавлен разорившимися крестьянами – носителями мелкобуржуазной психологии. В этих условиях ВКП(б) как авангарду рабочего класса пришлось взять на себя во многом функции государственного управления. А в связи с нарастающей угрозой новой военной интервенции империалистических держав, с усилением идеологической, психологической и информационной войны стран Запада против СССР, эта роль ВКП(б) в управлении государством закрепилась и усилилась. Более того, во второй половине 30-х годов диктатура пролетариата в СССР приняла форму диктатуры личности - И.В.Сталина.
Означало ли это узурпацию власти Сталиным и полное отстранение рабочего класса от управления государством? Разумеется, нет. Вот что писал по этому поводу В.И.Ленин:
…Что диктатура отдельных лиц очень часто была в истории революционных движений выразителем, носителем, проводником диктатуры революционных классов, об этом говорит непререкаемый опыт истории... С буржуазным демократизмом диктатура отдельных лиц совмещалась несомненно. Но в этом пункте буржуазные хулители Советской власти, а равно их мелкобуржуазные подголоски, проявляют всегда ловкость рук: с одной стороны, они объявляют Советскую власть просто чем-то нелепым, анархическим, диким, старательно обходя все наши исторические параллели и теоретические доказательства, что Советы суть высшая форма демократизма, даже более: начало социалистической формы демократизма; с другой стороны, они предъявляют к нам требования более высокого, чем буржуазный, демократизма и говорят: с нашим большевистским (т. е. не буржуазным, а социалистическим), советским демократизмом личная диктатура абсолютно несовместима.
Рассуждения из рук вон плохие. Если мы не анархисты, мы должны принять необходимость государства, то есть принуждения для перехода от капитализма к социализму. Форма принуждения определяется степенью развития данного революционного класса, затем такими особыми обстоятельствами, как, например, наследие долгой и реакционной войны, затем формами сопротивления буржуазии и мелкой буржуазии. Поэтому решительно никакого принципиального противоречия между советским (т. е. социалистическим) демократизмом и применением диктаторской власти отдельных лиц нет. Отличие пролетарской диктатуры от буржуазной состоит в том, что первая направляет свои удары против эксплуататорского меньшинства в интересах эксплуатируемого большинства, а затем в том, что первую осуществляют — и через отдельных лиц — не только массы трудящихся и эксплуатируемых, но и организации, построенные так, чтобы именно такие массы будить, поднимать к историческому творчеству (советские организации принадлежат к этого рода организациям).
(В.И.Ленин. Очередные задачи Советской власти. ПСС, т.36)
Система Советов снизу доверху развивалась и совершенствовалась. Всеми хозяйственными делами в стране занимались именно избранные депутаты Советов – сельских, районных, городских, областных вплоть до Верховного Совета СССР. Назначаемые Верховным Советом СССР правительства осуществляли руководство внутренней и внешней политикой страны. В составе Советов всех уровней более 60% составляли рабочие и крестьяне, а всего в составе Советов насчитывалось постоянно более 2,5 миллионов человек. Ротация депутатов приводила к тому, что огромная часть трудящегося населения получала опыт управления государством через Советы и их комиссии и комитеты, участвуя в подготовке постановлений, проводя приём граждан, обращаясь к советским госслужащим по различным вопросам и т.п.
ЦК ВКП(б), а затем КПСС, партийные комитеты всех уровней не могли принимать обязательные решения, не согласованные с советскими органами власти. Но дело в том, что в целях усиления своего влияния на принятие решений правящая партия предприняла усилия для значительного увеличения численности своего состава, усиления партийной дисциплины и увеличения влияния партийных комитетов. Партия в соответствии с закрепленным за ней в Конституции СССР правом, занималась подбором и расстановкой кадров. Это давало возможность обеспечивать в составе Советов большинство за коммунистами, через них успешно проводить в жизнь партийные решения, оформляя их постановлениями Советов депутатов трудящихся ( после ХХ съезда – народных депутатов), направлять на важнейшие участки работы в государстве в первую очередь коммунистов.
Система коммунистической однопартийности («монополии партии на власть) в условиях отсутствия в стране эксплуататорских классов сама по себе вполне естественна. Более того, безальтернативна. Но коммунисты, в первую очередь лидеры правящей партии, обязаны ни на минуту не забывать о таящихся в ней опасностях. Об опасности карьеризма, в первую очередь. О тенденции, всегда присущей любому правящему слою, к избавлению от контроля со стороны трудящихся, к увековечиванию своего положения правителей. Партия коммунистов, ее руководство и рядовой состав обязаны считаться с возможностью потери доверия и провала на выборах в случае провалов в своей политике. А граждане, сознательный рабочий класс, должны иметь возможность контроля за работой правящей партии и возможность отказа ей в доверии.
Есть немало свидетельств того, что секретари обкомов – члены ЦК КПСС упорно сопротивлялись попыткам И.В.Сталина развивать социалистическую демократию, передавать Советам на деле всю полноту власти, осуществляя руководство их работой только изнутри - в силу своего делового и морального авторитета. Так, в проекте Конституции 1936 года предусматривались именно альтернативные выборы – из двух свободно выдвинутых трудовыми коллективами кандидатур. Но большинство ЦК с этим не согласилось. И это далеко не единичный случай.
И тем не менее, при всём всевластии партноменклатуры и тяжелых недостатках и ошибках руководства со всеми вытекающими из них последствиями вроде дефицитов и очередей, Советская власть была классовой диктатурой трудящихся, направленной на подавление эксплуататоров, антисоветчиков, криминала, лодырей и хапуг. Властью дававшей больший простор для творчества масс, стремившейся улучшать качество жизни всех, повышать культурный и образовательный уровень населения – всех без исключения. Что касается образования, то даже опережающими темпами по сравнению с потребностями экономики. Знаю это по собственному опыту директора общеобразовательных школ – обычной и вечерней.
Советская власть при всех недостатках до Горбачева, начавшего ее демонтаж, была диктатурой трудящихся - властью для народа, во многом самого народа и нуждалась лишь в очищении её от деформаций, вызванных десятилетиями холодных и горячих войн против неё со стороны враждебного окружения.
Она была властью для трудящихся, и должна была оставаться диктатурой пролетариата в её ленинском понимании. Отказ от принципа диктатуры пролетариата на ХХ съезде КПСС стал важнейшей причиной эрозии Советской власти и затем, через 35 лет, её гибели.
Л. Захаров