В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему: «Проблемы нормативно-правового и технологического обеспечения обращения с отходами производства и потребления». Член Комитета Московской областной Думы по аграрной политике, землепользованию, природным ресурсам и экологии, член фракции КПРФ Олег Приймак выступил на слушаниях по вопросу: «Механизмы перехода права собственности на отходы».
Основное внимание было уделено вопросам совершенствования законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, в том числе учету, отчетности и ответственности, применяемым технологиям, реализации экономических механизмов в этой сфере.
Выступление Олега Приймака на парламентских слушаниях в Совете Федерации:
Кто является собственником бытовых отходов населения? Этот, казалось бы, совершенно формальный вопрос, не находит однозначного ответа на протяжении уже многих лет и становится предметом, порой, трудно разрешимых споров. В итоге в отдельных субъектах России начинают появляться судебные дела и прокурорские протесты по вопросам неправомерности отдельных действий транспортирующих организаций по обращению с отходами населения. Ведь, вывозя отходы, право собственности, на которые не перешло к перевозчику, последний не имеет право без согласия собственника отходов сортировать их, извлекая ценные фракции, и продавать (или иным способом передавать) сторонним организациям. По действующему законодательству, отходы являются вещью, движимым имуществом, объектом гражданских прав.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В рассматриваемой ситуации собственником образованных отходов является каждый отдельный житель обслуживаемого дома.
Как говорится в статье 236 Гражданского кодекса РФ (далее – «ГК»), «гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество». Нет сомнений в том, что все из нас, выходя на улицу с пакетом мусора и выкидывая его в мусорный бак (а кто-то – в мусоропровод), не планирует эти отходы в дальнейшем забрать обратно. Ведь каждый знает, что утром приедет мусоровоз и увезет мусорный контейнер. Следовательно, подобными манипуляциями человек совершает «действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество», т.е. отказывается от права собственности на принадлежащее ему имущество – бытовые отходы. Далее в статье 236 ГК дополняется: «Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом».
Кому же переходит право собственности на эти отходы, от которых отказался собственник? Ответ на этот вопрос поможет сформулировать статья 226 ГК, в которой закреплено: «Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность…». А также говорится, что лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находятся брошенные отходы производства и другие отходы (в том числе твердые бытовые отходы населения), «имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность».
К «иному объекту, где находятся брошенные отходы производства и другие отходы», можно отнести придворовые контейнерные площадки для сбора отходов. Итак, законный владелец такой площадки имеет право обратить отходы в свою собственность. При каких же условиях? Что можно понимать под словами «приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность»? По сути, затрачивая финансовые (оплата за вывоз и размещение отходов), технические (контейнерный парк, автопарк), людские (дворники, водители) и иные ресурсы на обслуживание контейнерной площадки, ее владелец совершает действия, свидетельствующие о том, что он заинтересован в дальнейшем обращении с брошенными отходами (во всех случаях, кстати, извлекая от этой деятельности прибыль). Таким образом, он, бесспорно, совершает конкретные действия, «свидетельствующие об обращении вещи в собственность».
Следует сделать оговорку, что всё сказанное выше осуществляется при отсутствии соответствующего договорного положения, определяющего иной статус права собственности на отходы. К примеру, в договоре на сбор и вывоз отходов, заключаемый между Управляющей компанией / ТСЖ и лицензированным перевозчиком, может указываться следующее. Собственниками отходов являются жители обслуживаемого дома (или ТСЖ), которые поручают перевозчику от их имени и за их счет (либо от их имени и за свой счет) в качестве агента по гражданскому законодательству осуществить сбор, вывоз и захоронение либо утилизацию отходов. При этом перевозчик не вправе без согласия собственника отходов сортировать их, извлекая ценные фракции, и передавать сторонним организациям. В подобном случае такая передача будет являться недействительной сделкой (статья 166 ГК). Формально юридически перевозчик в таком случае имеет право осуществить только такие действия с отходами, которые конкретно прописаны в договоре: если прописано «захоронение» - вывести на полигон, если «переработка» - передать мусороперерабатывающему предприятию, и т.п.
Определившись с моментом перехода права собственности на отходы населения, возникает не менее актуальный вопрос – о необходимости внесения в бюджет экологических платежей. Напомним, что граждане не являются плательщиками этого сбора. Плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1 ст.23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Однако при «автоматическом» переходе права собственности на выброшенные отходы к владельцу контейнерной площадки/перевозчику у последних возникает обязательство по внесению ежеквартальной платы за негативное воздействие на окружающую среду. Тогда возникает очередной вопрос, каким образом у перевозчика формируется фонд этой оплаты. И может ли эта плата включаться в тариф за сбор и вывоз отходов, взимаемый с населения. Но это уже совсем другая история, которая будет затрагиваться на ближайших профильных мероприятиях по вопросам обращения с отходами.