11 октября 2009 года состоялись выборы главы городского поселения Чехов и депутатов городского Совета. На своем избирательном участке я появился в 16.00. Страница, где значилась моя фамилия, была на удивление девственно чиста. Да и другие страницы списка избирателей, как я успел заметить, тоже были мало тронуты пером члена комиссии.
К 18.00 по информации, которой располагали наблюдатели от КПРФ, средняя явка по городу составляла от 15 до 20%. Однако на следующее утро мы с удивлением узнали, что в выборах приняли участие аж 45% жителей города. И такая метаморфоза с цифрами происходит от выборов к выборам.
Кто же должен отслеживать процесс голосования? Почему количество бюллетеней в урнах и количество голосовавших вырастают в считанные минуты в разы? Вполне резонно спросить за это с наблюдателей, которые проводят на участке целый день. Однако не надо валить всю вину на них. Тем, кто непосредственно занимается выборами, давно и хорошо известны различные методы, к которым прибегают по приказу свыше члены и председатели участковых избирательных комиссий (УИКов) И отследить весь процесс вброса бюллетеней очень непросто. В ход идут разные уловки: приглашение наблюдателей попить чая, пообедать, покурить. Иногда наблюдателей от оппозиции (прежде всего, от КПРФ) просто отправляют с переносной урной по домам. Они обходят от силы 5-10 человек, а в это время основная урна прирастает на 800-1000 бюллетеней с отметкой за нужного человека или партию.
Проанализировав имеющееся федеральное и областное законодательство о порядке подсчета голосов, пообщавшись с членами УИК с правом решающего голоса, я пришел к выводу, что статья 68, п. 5-6 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» повсеместно грубо нарушается. Для сведения жителей Московской области хотелось бы привести отрывок из статьи 68 указанного закона:
«5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей, участников референдума члены участковой комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей, участников референдума следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на момент окончания голосования (без учета числа избирателей, участников референдума, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой комиссиях, а также выбывших по другим причинам);
б) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей, участников референдума в списке избирателей, участников референдума);
в) число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума);
г) число бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям, участникам референдума (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей, участников референдума и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума);
д) число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума;
е) число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума.
6. После внесения указанных в пункте 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей, участников референдума подписывается внесшим эти данные членом комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, участников референдума, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, а в случае использования технических средств подсчета голосов - только в соответствующие строки увеличенной формы протокола…»
Если бы эти пункты закона полностью выполнялись членами комиссий и наблюдателями, то в итоговой таблице не появилось бы вместо числа 300 проголосовавших по данному участку - 1000 человек. Конечно, источником фальсификаций выступают представители местных администраций. Но мне хочется спросить у тех, кто использует нашу политическую пассивность в своих корыстных целях: где ваша совесть, гражданская позиция? Ведь многие из тех, кто из года в год химичит с цифрами в УИКах, считают себя интеллигентными, порядочными людьми! Неужели вам не стыдно смотреть людям в глаза?
Мне, как человеку и депутату, уже давно надоело слышать от жителей многих районов области о том, что голосуют они за одну партию, а непонятно почему (и с большим отрывом) побеждает та самая, за которую голосовать стыдно. С кандидатами та же самая «петрушка»! Вот таким изощренным способом власть добивается того, чтобы мы совсем прекратили ходить на выборы. Однако хочется верить, что мы ответим «прихватизаторам» власти достойным образом: в марте все до одного придем и проголосуем! Вот тогда мы и посмотрим, что они сумеют там нарисовать!