Власти Мытищ, несмотря на многочисленные протесты жителей, планируют строительство мусоросжигательного завода. На днях представители общественного движения "Мытищи против мусоросжигательного завода" обратились к гаранту Конституции РФ.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Обращаемся к Вам от имени жителей г.Мытищи и Мытищинского района.
Как нам стало известно, в соответствии с решениями Копенгагенской конференции по вопросам окружающей среды страны-участницы договорились в начале 2010 г. выступить с обязательствами, направленными на предотвращение экологического загрязнения планеты. Мы считаем, что в числе основных обязательств, которые могла бы взять на себя Россия, должен быть запрет на строительство мусоросжигательных заводов на территории нашей страны.
В 2008г. Администрация Мытищинского района в СМИ известила население о том, что планируется строительство мусоросжигательного завода (или, как уклончиво называют его чиновники,– «ТЭЦ, работающая на бытовых отходах») в черте города Мытищи, на Олимпийском проспекте, и уже были проведены переговоры с французской фирмой CNIM, которая готова построить завод за свой счёт и сдать его в лизинг на 10 лет. Проект серийный, технология утилизации мусора такая же, как на Алтуфьевском мусоросжигательном заводе №2. Эта информация прошла 26 ноября 2008г. в новостном выпуске местной телекомпании «Родники», 16 февраля 2009 г. аналогичная информация появилась на сайте Мытищинского района:
(http://mytyshi.ru/news/news_detail.php?ID=12579&SECTION_ID=307&IBLOCK=44&SECTION_ID=307 ), 26 июня 2009г. – в газете «Родники» и так далее. Также этот вопрос обсуждался на заседании Общественной палаты Мытищинского муниципального района 25 ноября 2009 г.
Недалеко от территории предполагаемого строительства мусоросжигательного завода (МСЗ) расположены: жилые дома, детская поликлиника №4, филиал Московского Государственного Строительного Университета, стадион, строится многопрофильный спортивный центр.
Нам известно, что проблема утилизации отходов сейчас очень актуальна во всей стране и необходимо принимать срочные меры для ее решения. Однако изученный мировой и отечественный опыт использования МСЗ, изложенный в различных публикациях (см. Примечание), доказывает, что МСЗ не только не решают проблему утилизации отходов, но также являются источниками загрязнения окружающей среды, а значит, представляют угрозу здоровью и жизни людей:
1. По своему технологическому процессу МСЗ выделяют отравляющие вещества. Исследования многих специалистов показали, что в выбросах МСЗ присутствуют не только свинец, ртуть, бром, но и диоксины, и фураны, которые устойчивы к воздействию высокой температуры (1200°С), а также полициклические ароматические углеводороды, полихлоробифенилы и другие вредные вещества. Согласно Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях (к которой Россия присоединилась в 2002 году), диоксины входят в список самых опасных для здоровья веществ. Они практически не распадаются и не выводятся из организма.
Известно, что диоксины и тяжелые металлы, выбрасываемые при сжигании мусора, способны вызывать онкологические заболевания и врожденные патологии, расстройства иммунной, эндокринной и репродуктивной систем человека, разрушать нервную систему.
Диоксины опасны в любом количестве, однако больше всего их накапливается в грудном молоке.
Из всех известных на сегодня канцерогенов наиболее сильнодействующими являются диоксины. Результаты исследований, проведенных в Великобритании, Швеции, Италии и Японии, неутешительны. Вероятность заболеть раком у детей, проживающих в 5-километровой зоне вокруг МСЗ, повышается в 2 раза. Диоксиновое загрязнение распространяется на 24 км.
(Т.е. все Мытищи окажутся в этой зоне, тогда как, по данным карты "Состояние окружающей среды Московской области" (2000г.), на территории нашего города уже имеется источник диоксинового загрязнения – предположительно Мытищинский машиностроительный завод; да и московский МСЗ №2 на Алтуфьевском шоссе расположен не так уж далеко от Мытищ - в 11–километровой зоне).
К тому же, по информации из Статистического справочника по Московской области за 2006 г., детская смертность в Мытищах уже почти вдвое выше, чем в соседнем г. Пушкино.
Строительство МСЗ ставит под угрозу реализацию национального проекта «Здоровье». Учитывая, что в городе много новостроек и, соответственно, растёт количество детей, мы особенно обеспокоены их здоровьем. Политика нашего государства направлена на решение демографического вопроса и увеличение рождаемости, а не на увеличение количества больных детей.
2. Вызывает опасение сжигание неотсортированного, а в ряде случаев и неучтенного мусора на таких предприятиях, о чем свидетельствует акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ГУП «Экотехпром» (владельца МСЗ № 2, расположенного на Алтуфьевском шоссе) за номером 09-00-07/3А от 23.06.2009г. Также установлено, что фактическое количество диоксинов, выбрасываемых данным МСЗ, в 2 раза больше, чем предусмотрено проектом. (Об этих и других нарушениях на МСЗ №2 см. в Приложении 2). Обращаем Ваше внимание, что по технологии, применяемой на данном предприятии, мусор сжигается при температуре ниже 1200°С, при которой диоксины не разрушаются.
3. Кроме выбросов в атмосферу, треть сжигаемого мусора превращается в высокотоксичную золу и шлаки, не пригодные для использования и подлежащие обязательному захоронению – а они значительно более опасны, чем захоронения мусора, не подвергнутого сжиганию! Следовательно, технологические процессы сжигания бытовых отходов не предусматривают безотходности, а поэтому в полной мере не решают одну из задач - ликвидацию свалок.
4. Строительство МСЗ противоречит принципам Климатической доктрины Российской Федерации, утвержденной недавно Вашим распоряжением, т.к. МСЗ выбрасывают большое количество диоксида углерода, что приводит к усилению «парникового эффекта». Тогда как в вышеназванной доктрине, в частности, написано (в п.23 ):
«Российская Федерация максимально концентрирует усилия на снижении антропогенных выбросов парниковых газов и увеличении их абсорбции поглотителями и накопителями».
5. Сжигание отходов на МСЗ затратно по эксплуатационным расходам. Так, например, в Вене применение этого метода стоит 123 евро за тонну отходов. Причем, 2/3 этих затрат идет на природоохранное оборудование, и только 1/10 - на зарплату. У нас же тариф для действующих заводов составляет порядка 50 евро за тонну. И есть все основания считать, что экономят именно на природоохранных мероприятиях, что не может не сказаться на здоровье населения, проживающего рядом.
6. К недостаткам мусоросжигательных заводов следует также отнести высокие капитальные затраты на их строительство. Например, в Мытищах собираются строить МСЗ мощностью 200 000 тонн в год за 150 млн. евро. При этом, по словам 1-го заместителя Главы городского поселения Мытищи Н.К.Бирюкова, 100 000 тонн собираются привозить для сжигания из соседних городов. Тогда как известно, что стоимость завода комплексной переработки мусора мощностью 100 000 тонн, даже европейского, составляет приблизительно всего 40 млн. евро.
За последнее десятилетие в США не было построено ни одного МСЗ. В Австралии и на Филиппинах сжигание мусора вообще запрещено. Из «Генплана Москвы до 2025 г.» исключено строительство мусоросжигательных заводов, которое планировалось ранее. Санкт-Петербург также остановил свой выбор на технологиях глубокой комплексной переработки мусора (а не на мусоросжигании).
Что же касается Мытищ, то стоит отметить, что еще несколько лет назад наше руководство наметило идти другим путем для решения проблемы утилизации отходов. Однако Программа «Переход на селективный сбор бытовых отходов в многоквартирных домах городского поселения Мытищи на 2008- 2010 г.г.», утвержденная решением Совета депутатов городского поселения Мытищи от 30.05.2007 № 23/1 (см. Приложение 3 ), не реализована до сих пор!
Также давно нигде не упоминается о строительстве мусоросортировочной станции, о которой шла речь в сентябре 2004 г. на заседании Комитета по вопросам землепользования, природных ресурсов и экологии Московской областной Думы, где рассматривался вопрос “О проблемах законодательного обеспечения организации системы селективного сбора отходов и развития сети заготовительных пунктов сбора вторичного сырья на территории Московской области”.
И в Программе Правительства Московской области "Утилизация и переработка бытовых отходов на территории Московской области на период 2004-2010 годов" (утв. Постановлением Правительства МО от от 22 апреля 2004 г. N 232/15) нет ни слова о предстоящем строительстве МСЗ в нашем районе.
В связи с возможным строительством МСЗ в нашем районе жители Мытищ создали Общественное движение «Мытищи против МСЗ». Были написаны обращения в городскую и районную Администрации с предложением организовать совместную встречу представителей нашего движения, приглашенных нами специалистов в области экологии и в сфере утилизации мусора с представителями Администрации для обсуждения путей решения остро нависшей проблемы утилизации мусора в Мытищинском районе методами, исключающими сжигание, безопасными для здоровья жителей и экологии города и района. Однако наша Администрация отвергает возможность проведения подобного круглого стола (см. Приложения 4 и 5 ).
30 января 2008 г. Вы, выступая на заседании Совета Безопасности РФ, подчеркнули: “Сектор чистых технологий невозможен без решения вопросов утилизации и вторичного использования отходов. Считаю, что действительно современный вариант ответа на ситуацию – создание в стране целой отходоперерабатывающей индустрии. Её развитие будет прямо влиять на структуру затрат предприятий и стимулировать к переходу на ресурсосберегающие технологии”.
Наше общественное движение также выступает за комплексную переработку отходов как наилучший способ их утилизации.
Учитывая вышеизложенное, просим Вас рассмотреть возможность запрета строительства мусоросжигательного завода в Мытищинском районе.
Примечание:
1. Меморандум Парижского Обращения «Окружающая среда и устойчивое здоровье» (текст в сокращении см. в Приложении 6 )
2. доклад Гринписа «Сжигание отходов и здоровье человека»
3. Л.А. Фёдоров «Диоксины как экологическая опасность: ретроспектива и перспективы»
4. «Ресурсосберегающие технологии переработки твердых отходов»
5. «Стратегия и тактика решения проблемы твердых бытовых отходов в Московской области» и другие работы.
Приложения:
1. Копии 2219 подписей против строительства МСЗ в Мытищах (на 171 листе).
Еще 691 подпись находится в Мытищинском РК КПРФ.Сбор подписей продолжается.
2. Копия Акта проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзор) ГУП «Экотехпром» (на 9 стр.)
3. Программа «Переход на селективный сбор бытовых отходов в многоквартирных домах
городского поселения Мытищи на 2008- 2010 г.г.» (на 9 стр.)
4. Копия ответа Н.К.Бирюкова И-2556/1- Гр от 25.09.2009 (на 1 стр.)
5. Копия ответа В.С. Азарова (Главы Мытищинского р-на) И-4253-ОГ и И-4254-ОГ от
30.11.2009 (на 1 стр.)
6. Меморандум Парижского Обращения «Окружающая среда и устойчивое здоровье» (на
6 стр.)
Депутат Совета депутатов
городского поселения Мытищи,
Председатель Общественного движения
«Мытищи против мусоросжигательного завода»
Костров Юрий Анатольевич
На фото: заместитель председателя общественного движения "Мытищи против мусоросжигательного завода" Астахов Рафаил Борисович, председатель общественного движения "Мытищи против мусоросжигательного завода" Костров Юрий Анатольевич.