2010-01-29 16:45
Секретарь ЦК КПРФ Леонид Калашников
АвтоВАЗ вступил в свой юбилейный, сороковой год. Последний год был не просто самым тяжелым за всю его историю, но, без преувеличения, — критическим. Справится ли автогигант с кризисом, что ждет его в будущем? Ситуацию анализирует секретарь ЦК КПРФ Леонид КАЛАШНИКОВ.
Факир из правительства усыпляет бдительность
В прошлом году АвтоВАЗ дважды на месяц останавливал конвейер. Долги завода росли как снежный ком — 25 млрд. рублей госпомощи растворились мгновенно, без видимого улучшения ситуации. Главной темой к осени стала, выражаясь вычурным чиновничьим языком, «оптимизация численности персонала», а попросту говоря — сокращение «лишних» работников. Когда на место бесславно покинувшего пост гендиректора Алёшина пришел Игорь Комаров, было заявлено о сокращении 27 тысяч человек, то есть о четверти всех заводчан. Конечно, эта цифра перепугала весь Тольятти. В августе там прошла массовая акция протеста с требованием национализировать завод и сменить руководство. Запахло обострением социальной напряженности, замаячил призрак Пикалёва, только много более масштабного. Тогда уже испугалась власть и снарядила «разруливать» ситуацию одного из самых сладкоголосых своих деятелей — первого вице-премьера Шувалова.
Он начал с того, что объявил официальную информацию руководства завода о 27 тысячах увольняемых «враньем»: никто, мол, не позволит без разрешения правительства выбрасывать столько народу на улицу. У нас, мол, всё под контролем, и завод мы спасем. И всю осень первый вице-премьер регулярно ездил в Тольятти, делал массу разнообразных ярких заявлений (иногда доводя народ до полного изумления). Например, на голубом глазу предрёк, что Тольятти в недалеком будущем станет городом-миллионником. Город, стремительно теряющий десятки тысяч рабочих мест, по мнению Шувалова, обладает огромным потенциалом роста! Тольяттинцам уже даже не смешно было выслушивать очередные мантры о грядущем создании «свободной экономической зоны» и «кластера небольших предприятий вокруг АвтоВАЗа» — все эти бессмысленные песни они слышат со времени прихода на завод «москвичей», то есть госкорпорации «Ростехнологии». В целом могучая деятельность Шувалова в Тольятти напоминала действия факира с дудочкой перед змеей: гипнотизировать, чтоб не бросилась.
Предпраздничная зачистка
А сокращения уже вовсю шли. В сентябре руководству завода удалось согласовать увольнение 5,5 тысячи человек. Всю осень потихоньку шло выдавливание с завода пенсионеров. Многих вынудили уйти на досрочную пенсию, пугая тем, что все вазовские доплаты к пенсиям скоро канут в небытие. С лета численность персонала удалось сократить со 102 до 90 тысяч человек. Тем временем в правительстве рожали идею, как избавиться от оставшихся «ненужных» рабочих без социального взрыва в городе: по бизнес-плану комаровской команды работой на заводе будут обеспечены не более 72 тысяч человек. И к ноябрю решение нашлось: на АвтоВАЗе создаются две дочерние фирмы, куда переводят «избыточный» персонал. Чем они будут заниматься? Да потом придумаем, главное — уволить народ с основного производства, чтобы не портить заводу и без того никудышные финансовые показатели. И вот в ноябре создаются «дочки» со звучными названиями «АвтоВАЗ-перспектива» и «Реформинг-центр», финансирование которых берет на себя государство. Правда, пока только на 14 месяцев, до конца 2010 года, а там видно будет.
Было заявлено, что на новых предприятиях создается около 13 тысяч рабочих мест. Что зарплата там будет не меньше, чем на заводе: в среднем обещали 15—17 тысяч рублей. Что большинство работников будет трудоустроено по своей специальности и квалификации. Что работники сохранят все вазовские льготы. Поверив обещаниям, заводчане должны были просто в очередь выстроиться на перевод в «дочки». Но они почему-то не выстроились. Не поверили.
В самом деле: почему сотрудник завода должен быть уверен в том, что эти временные предприятия будут существовать и дальше? Что завод не станет этим «дочкам» самой что ни на есть злой мачехой, когда кончатся бюджетные деньги? А ведь с завода придется уволиться. Что будет через год? Более того, никто из агитаторов перехода в «дочки» не в состоянии объяснить, какой именно работой будут там обеспечены люди. Когда им говорят о масштабной деятельности по техническому перевооружению завода, работники только ухмыляются: а деньги-то откуда на это перевооружение возьмутся, когда завод в долгах как в шелках? Не вызывает энтузиазма и возможность получить новую специальность в «Реформинг-центре»: какую новую специальность, кому она нужна в кризис? Когда рабочие потребовали показать им, где будет площадка новых «дочерних» производств, им неопределенно махнули рукой в чисто поле: там. Первые же переведенные столкнулись с тем, что от обещанной зарплаты рассчитывать приходится едва ли на половину. Словом, заманить людей на такие сомнительные условия оказалось ох как непросто. А сокращать народ на заводе надо — планы-то уже сверстаны.
Тогда в ход пошли не только уговоры, но и угрозы: «Не напишешь заявление сам, уволим за какие-нибудь нарушения». К чему придраться, при желании всегда можно найти. Весь декабрь народу было не до подготовки к праздникам: постоянное давление вызвало общий психоз, каждый боялся за себя и свое рабочее место. Но даже такими средствами, не мытьем так катаньем, в «дочки» удалось загнать к январю всего лишь чуть больше трех тысяч человек. А условных рабочих мест там, напомню, почти 13 тысяч. То есть еще 10 тысяч работников остаются под дамокловым мечом. Что, конечно, не способствует общему оптимизму коллектива предприятия.
Спасатели или «похоронная команда»?
Зато дежурный оптимизм охотно демонстрирует «новая-старая» команда менеджеров из «Ростехнологий». Как обычно, они рассчитывают поправить свои дела с помощью госбюджета. Государство снова пообещало существенную помощь — 50 млрд. рублей: это деньги на всё — и на устройство увольняемых рабочих с основного производства, и на техническое перевооружение, и на оплату многочисленных долгов. Правда, долги уже сейчас много больше обещанной помощи — в декабре они достигли 80 млрд. рублей. Но ничего, авось, к весне еще госпомощи выпросим. Власть ведь даже не усомнилась в том, что спасать завод должна именно та команда, которая и превратила его в «черную дыру».
Да и стоит ли на повестке дня вопрос о реальном спасении автогиганта — это еще бабка надвое сказала. Возможно, речь идет скорее о его наиболее безболезненном банкротстве — через дробление. Именно на эти мысли наводят последние заявления руководства, представившего новую «концепцию реструктуризации АвтоВАЗа». По задумке менеджмента, отдельные производства завода надо выделить в шесть новых компаний, которые сначала будут «дочками», а потом приобретут самостоятельность. Эта перестройка намечена уже на текущий год. Интересно, а колоссальные долги предприятия тоже поделят на все вновь создающиеся компании? И кто-нибудь посчитал, насколько «утяжелит» себестоимость производства «Лады» ситуация, когда производственные процессы будут разнесены на разные предприятия? Когда каждое из новых предприятий обрастет неминуемыми посредниками, будет содержать собственный алчный менеджмент? Ох, боюсь, не об удешевлении продукции пекутся наши реформаторы из «Ростехнологий». А ведь это единственное, что может помочь заводу остаться на плаву в условиях кризиса.
«Реформинг-центр» и «АвтоВАЗ-перспективу» рабочие завода метко прозвали «хосписами»: такие специально созданные резервации для медленного угасания больного организма завода. Планируемые шесть дочерних фирм едва ли будут отличаться по сути.
Осенью много разговоров было о помощи концерна «Рено-Ниссан», владеющего 25% акций АвтоВАЗа. Но у французов тоже кризис, и вкладывать кровные евро в российский проект они, оказалось, вовсе не готовы. Как победу нашей дипломатии СМИ подавали согласие «Рено» вложить в тольяттинский завод на 230 млн. евро неких «технологий». Но надо понимать, что эти «технологии» не что иное, как бумаги, чертежи устаревших моделей, а вовсе не готовые производственные линии. Или, в самом лучшем случае, линии под сборку автокомплектов, то есть банальная отверточная сборка. Реализация этой программы грозит тем, что на ВАЗе освободятся еще десятки тысяч рабочих мест.
Спасти АвтоВАЗ как флагман отечественного автопрома могут только меры по снижению себестоимости «Лады», переводу ее в низший ценовой сегмент, а также масштабной стимуляции спроса. И, конечно, восстановление разрушенной дилерской сети. Но вместо этого дилерская сеть выставляется на продажу наряду с непрофильными активами! Все эти тревожные симптомы говорят не о попытках спасения завода, а, скорее, о последних усилиях по его окончательному «выдаиванию» и последующей ликвидации или превращению в «отвертку». Этот процесс нельзя провести быстро — чревато социальными потрясениями, но можно попробовать растянуть во времени, спустить на тормозах. Судя по всему, этим и занята сейчас «похоронная команда» из «Ростехнологий» под неусыпным кураторством первого вице-премьера Шувалова.
Все статьи раздела "Единоросы "кошмарят" страну: план Путина в действии"