2010-02-17 19:20
Пресс-служба фракции КПРФ – kprf.ru
На очередном правительственном часе в Государственной Думе 17 февраля 2010 года с отчетом выступила министр сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник. В обсуждении доклада от фракции КПРФ принял участие заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию, академик РАСХН В.И.Кашин.
Кашин Владимир Иванович заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАСХН, депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ). |
И президент, и премьер, а сегодня и министр сельского хозяйства вокруг села пытаются создать благостную картину. Дескать, на селе дела пошли в гору, как и в целом в отрасли. Однако объективная реальность не подтверждает высказываемый оптимизм. Слушаем полные ликования рапорты Минсельхоза о неуклонно растущих успехах «отечественного сельхозпроизводителя», но радоваться-то особенно нечему!
Давайте обратимся к официальной статистике.
Уровень производства с/х продукции в 2009 году составил всего лишь 101,2% к уровню прошлого года. Конечно, на фоне полного провала в промышленности и этот результат можно считать за достижение. Однако валовой сбор зерна в Российской Федерации в 2009 году составил только 97,0 млн. тонн, что на 10,3% меньше уровня предыдущего года. В составе зерновых культур в 2009 году отмечается снижение валовых сборов пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, проса, гречихи и зернобобовых культур.
В истекшем году уменьшился валовой сбор основных технических культур: семян подсолнечника и сахарной свеклы на 11,2% и 6,5% соответственно. На 9,7% сократились убранные площади льна.
Производство картофеля и овощей в основном сосредоточено в хозяйствах населения, которыми в 2009году выращено 81,4% общего сбора картофеля (в 2008г. - 83,5%) и 71,4% овощей (в 2008г. - 70,7%).
На конец декабря 2009 года поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей составляло 20,7 млн. голов (на 1,5% меньше по сравнению с аналогичной датой предыдущего года), из него коров - 9,0 млн. (на 1,2% меньше), свиней - 17,3 млн. (на 6,7% больше), овец и коз - 21,9 млн. голов (на 0,9% больше). У нас сегодня поголовье крупного рогатого скота меньше, чем до войны. В 1991 году на территории РСФСР насчитывалось 57 млн. голов крупного рогатого скота, поголовье свиней в 1991 году составляло 38,3 млн. голов, овец и коз - 58,2 млн. голов. При этом в настоящее время в структуре поголовья скота на хозяйства населения приходится 47,7% поголовья крупного рогатого скота, 34,3% - свиней, 51,1% - овец и коз (на конец декабря 2008г. - соответственно 47,3%, 37,9% и 50,6%).
Производство молока в 2009 году составило 32,6 млн. тонн, мяса (в живом весе) - 9,9 млн. тонн, яиц - 39,4 млрд штук, что примерно соответствует уровню 2008 года. В 2009 году производство яиц в России снизилось по сравнению с 1990 годом в 1,2 раза, мяса – в 1,5 раза, молока - в 1,7 раз, улов рыбы - более чем в 2 раза. Общее производство животного белка сократились в 1,7 раза. Обеспеченность граждан продуктами животноводства и рыбой по сравнению с обоснованными медициной нормами потребления составляет от 62 до 85%. Робкое увеличение производства курятины отечественными птицефабриками никаких принципиальных изменений в эту безрадостную картину не привносит. Невозможно питаться одной лишь курятиной и индюшатиной! Даже самой прекрасной!
Напрасны надежды власти, что хронический и массовый дефицит белка не позволит недокормленным россиянам со сниженными антропометрическими показателями затеять сколько-нибудь серьезные беспорядки. И выпускаемые в России более 22 тысяч наименований виноводочной продукции все же не зальют стихийно возникающие «горячие точки». И когда «электорат» наконец выберется из "демократического" тумана, он может захотеть перекрыть какую-нибудь стратегическую трассу. Тогда никаким «антипикалевским» законом уже не спасешься. Как не спасло Горбачева и его команду спешное принятие в сентябре 1989 года закона о запрете забастовок на транспорте… Не любившие читать книжки «кремлевские сидельцы» помнили из «Краткого курса истории ВКП(б)», что и в 1905, и в 1917 годах именно транспортная блокада за неделю скинула царское правительство.
Наконец-то в России появилась «Доктрина продовольственной безопасности РФ». Разработка и принятие такого документа были одним из главных пунктов Рекомендаций круглого стола по проблемам продовольственной безопасности, проведенного фракцией КПРФ в Государственной Думе в июне 2008 года. И хотя данный документ не совсем отвечает вызовам времени, тем не менее, безусловно, принятие его - заметный шаг вперед в аграрной политике. Так вот, по критериям продовольственной безопасности, утвержденной президентом в феврале т.г. «Доктрины продовольственной безопасности РФ», в 1990 году Россия обеспечивала себя мясом, молоком, рыбой и яйцом полностью! В 1990 году страна была «продовольственно независима» по шести из десяти жизненно важных продуктам питания, а сегодня только по - хлебу и картофелю.
Никакой «логикой» нельзя объяснить, что в 2009 году Россия продала за рубеж 1 миллион 370 тысяч тонн рыбы, а ввезла 1 миллион 78 тысяч тонн по значительно более высоким ценам. Кто способен узреть в случившемся хоть какую-нибудь логику?!
В 1990 году мы с вами съедали в год по 20,3 килограмма рыбы, а в 2009 году нам досталось только по 15 килограммов.
Если в 1990 году производство собственного молока в России было 376 килограммов на человека, то в 2009 году лишь 228 килограмма. Если из 32,6 миллионов тонн отечественного молока, которыми наш очаровательный министр омывает исстрадавшуюся по инновациям душу президента Медведева, 52% дал «частный сектор» - я позволю себе усомниться, что имел место «рост удоев». За счет каких «стимулов» удои могли вырасти, если реальных денег на селе как не было, так и нет?! На текущий год "ведущей отрасли", как ее назвал президент в Послании, выделено из федерального бюджета 27 млрд. рублей (менее 1% расходной части), что на 10 млрд. рублей меньше, чем в 2009 году. Похоже, что молочное животноводство в России исчезнет раньше, чем министр сельского хозяйства Е.Б.Скрынник реализует свою программу создания семейных ферм. Даже те деньги, которые обещало правительство выделить для компенсации крестьянам потерь из-за засухи, поразившей южные районы страны, а это около 14 млрд. рублей, так и остались всего лишь обещанием. Федеральная целевая программа социального развития села сегодня тотально недофинансируется. Из общего объема выделенных средств только около 80% реально дошли до министерства. Из ее одиннадцати направлений худо-бедно реализуются только четыре: газификация, водоснабжение, развитие связи и отчасти строительство дорог. Еще хуже финансирование другой программы - о сохранении и восстановлении плодородия почв. Никакого улучшения с обеспечением села удобрениями, проведения агрохимических мероприятий на земле не наблюдается. Более того идет дальнейшая деградация почв - закисление, заболачивание, опустынивание, земля подвергается водной и ветровой эрозии, переувлажняются, зарастают кустарником и мелколесьем. Только на юге России и в Сибири опустыниванию подвергается более 10 млн.га земли.
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», который в качестве вице-премьера курировал Дмитрий Медведев, успешно провален. Более половины потребляемого в стране продовольствия по-прежнему ввозится из-за рубежа. Российское село прокормить страну не в состоянии. В страну продолжают завозить в массовом порядке продукты питания, зачастую не самого лучшего качества, а то и вовсе вредные. Например, в год ввозится около 700 тысяч тонн пальмового масла. Это масло в цивилизованных странах используется лишь для производства мыла и для технических целей. У нас же более 450 тыс. тонн этого масла запихали во все без исключения молочные и кондитерские продукты. Оно значительно дешевле молочного жира. По информации директора института мясомолочной промышленности Беларуси А. В. Мелещеня использование растительных жиров в молочной продукции допускается только при производстве заменителей цельного молока для выпойки сельскохозяйственных животных (телят, поросят, ягнят). Таков жесткий порядок советского периода.
За эти и другие грубые нарушения надо сказать большое спасибо авторам закона "О техническом регулировании", принятого семь лет назад силами единороссов и обещавшего нам сказочно-вкусную жизнь. Те же самые люди, что сделали Россию «родиной пальм», в декабре позапрошлого года приняли бредовый «регламент по молоку». Он не поднял качества продуктов, но зато поднял цены на все, что содержит в себе хотя бы сухое молоко. Разводить в кипятке порошок и выдавать его за молоко становится год от года все более популярным и очень прибыльным развлечением в межсезонный период. На коробках с «молоком» по-прежнему никто не указывает, где натуральный продукт, а где лишь его видимость. Но закупочные цены на настоящее молоко издевательски малы и год от года все уменьшаются в противоположность розничным ценам.
Более того, с середины февраля 2010 года в России больше нельзя будет потребовать у торговца сертификата на продукты питания. Коль вы неосмотрительно поверили этикетке на еде, упакованной в целлофан, и в результате «дегустации» едва остались живы – можете до конца дней судиться с фирмой-производителем отравы. Если, конечно, сумеете ее найти. А государство от души порадуется, что вы и на этот раз остались живы. Сертификаты на продукты питания и раньше «производители» чаще всего покупали за умеренную цену. А теперь и вовсе могут забыть сей «пережиток социализма».
Масса проблем остается и в перерабатывающей промышленности. В Минсельхозе прекрасно знают, что только за счет внедрения современной комплексной и безотходной технологии переработки сельскохозяйственного сырья и сокращения его потерь при уборке, транспортировке и хранении возможно дополнительно произвести на треть больше продуктов питания. Все это знают и ничего не делают. Да и делать по сути, некому: нет специалистов. Высшие чиновники самого Минсельхоза к сельскому хозяйству не имеют никакого отношения. Например, замминистра С.Королев имеет педагогическое образование, другой зам - О.Алдошин - окончил Брянский машиностроительный техникум и Высшую школу КГБ СССР. Еще один заместитель министра, Алексей Бажанов закончил Московскую государственную академию физической культуры. Во главе департамента государственной службы и кадровой политики Минсельхоза Ольга Дулепова-Менейлюк - выпускница Московского государственного педагогического университета имени Ленина, психолог. Глава другого департамента Олег Донских по образованию преподаватель истории. А его коллега Олег Аксенов – генерал-майор милиции, 20 лет служил в МВД, по основной специальности он «литературный работник газеты». Директор департамента Вячеслав Нунгезер окончил Тамбовское высшее военное авиационное инженерное училище – авиационный инженер-электромеханик. Во главе департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности – выпускник Ивановского текстильного института Николай Дорогов. Его специальность по образованию – прядение натуральных и химических волокон. Но круче всех директор департамента мелиорации Александр Мельников: главный мелиоратор страны закончил МВТУ им. Баумана и Высшую школу КГБ СССР, Академию СВР, является специалистом по странам Латинской Америки. Лишь шесть из 22 высших чиновников министерства имеют профильное образование и какое-то отношение к сельскому хозяйству.
В эту же схему вписывается и сама министр Минсельхоза Е.К.Скрынник. К сельскому хозяйству министр отношения не имеет никакого. По образованию - медик, закончила Челябинский мединститут, трудилась кардиологом, дослужившись до замглавврача Челябинского металлургического комбината. А потом занялась торговлей медицинским оборудованием. При всех ее неоспоримых дарованиях, Елена Борисовна, конечно же, не маршал Жуков, чтобы вести от победы к победе самое сложное из министерств. Хотя, справедливости ради, надо сказать, - да, кадры решают все, но в данном случае дело не только и не столько в образовании чиновников министерства, сколько в общей политике власти по отношению к сельскохозяйственной отрасли. Если человека постоянно держать на голодном пайке, он все равно рано или поздно умрет. Так и российская деревня без поддержки и внимания государства деградирует и медленно умирает. Даже такие мэтры Агропрома как Кулик, Заверюха, Гордеев и другие министры не могли остановить этот маховик разрушения отрасли.
Не лучше обстоят дела и с рабочими кадрами на селе. Практически прекратилась подготовка механизаторов. Молодежь покидает деревню и уезжает в город. Дипломированные специалисты – агрономы, зоотехники, инженеры – также оседают в городе. Основная причина – бедность и запущенность социальной сферы. Средняя заработная плата в сельском хозяйстве на конец 2009 года составила 9593 рубля. Это в 2 раза ниже средней заработной платы по стране и более чем в 4 раза - средней заработной платы в добывающих отраслях. Показатель бедности на селе в 1,6 раза выше, чем в городе. Доля сельчан с доходами в 2 и более раз ниже прожиточного минимума, то есть живущих в нищете почти в 3 раза больше чем в городе. Даже по официальным данным в 72 регионах страны наблюдается депопуляция села. Причем смертность на селе очень сильно возросла среди 30-40-летних. Тысячи деревень уже исчезли с лица земли.
На селе закрываются школы, библиотеки, дошкольные и медицинские учреждения. Достаточно сказать, например, что в 1915 году в России было 77360 школ, в 1990 году – 67600, а к 2009 году их число снизилось до 54300 школ. Медицинских учреждений в 1940 году было 8500, в 1990 году – 12800, а к 2009 году их осталось только 6500. Дошкольных учреждений в 1990 году было 87900, к 2009 году их число сократилось до 54300. При этом сокращение произошло в основном именно за счет социальных предприятий села.
Уровень общей сельской безработицы находится на уровне 18%. Диспаритет цен добивает остающихся пока на плаву коллективы. Где это видано, чтобы за одну тонну солярки надо отдать 6-7 тонн зерна. Диспаритет, сокращение финансовой поддержки государства в 25 раз, недоступность рынка для товаропроизводителя, коррупция - вот они главные «достижения» власти, ее курса на уничтожение русской деревни. Разрушены основные фонды, заброшено 40 миллионов гектаров земли. Разрушены производительные силы деревни.
Министр как достижение преподносит экспорт нашего зерна за рубеж. Но ведь это та же самая сырьевая модель! Мы через 20 лет доказали, в конце концов, нашим нефтяникам, газовикам, что надо перерабатывать здесь нашу нефть. Теперь что, будем еще 20 лет тратить на то, чтобы доказать Минсельхозу, что зерно надо перерабатывать у себя: ведь это экономически эффективнее почти в пять раз, чем если мы просто зерно выбрасываем как сырье за рубеж. Это рабочие места, это уничтожение той сезонности и безработицы, и все остальное.
Еще 2-3 недели и начнется посевная. Но крестьяне не могут приобрести технику, удобрения, солярку. Министр обещает, что нефтяники снизят цены на топливо на 10%. Ну и что, будем не 7, а 6 тонн отдавать зерна за солярку. Разве это решает проблему?
Мы предлагаем в срочном порядке принять закон о продовольственной безопасности, внести изменения в Закон "О развитии сельского хозяйства", принять другие срочные меры для устранения творимых безобразий.
На этом фоне кощунственно звучат заверения руководителей правительства о якобы начавшемся возрождении села. Возникает закономерный вопрос: для кого нужны все эти потемкинские деревни, которые выстраивает руководство Минсельхоза, докладывая о мнимых успехах ведомства в преодолении развала отрасли? Село, как и вся отрасль в целом, нуждаются не в красивых отчетах, а в реальной помощи, в выработке серьезной государственной политики, реальных планов и программ по выводу важнейшей отрасли из глубокого кризиса. Пока что власть скорее имитирует эту помощь, пытаясь затыкать отдельные пробоины громадного корабля под названием «Агропромышленный комплекс России». Разрушительный маховик, который сегодня запущен по уничтожению русской деревни, российского села набрал такие обороты, что мы вправе говорить о проблеме дальнейшего существования села. Проблема настолько острая, что только все вместе мы сможем решить нашу главную задачу - возродить российскую деревню.
В.И.Кашин,
зам. Председателя ЦК КПРФ,
депутат Государственной Думы,
академик РАСХН.
Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"