2010-02-18 17:31
Ольга АЛИМОВА,
секретарь Саратовского обкома КПРФ,
депутат областной думы.
Президент спрашивает у премьера:
— Я что-то не могу понять нашу экономическую политику.
— Я вам сейчас объясню!
— Не надо! Объяснить я и сам могу, я понять не могу!
(Из анекдотов)
Недавно в своей итоговой статье «Десять лет потерь и бед» Г. А. Зюганов отмечал, что новая власть (Путина, Медведева) — это лишь припомаженная версия прежней, рейтинги которой обеспечены словесными декларациями, с которыми расходятся её дела, способствующие лишь усугублению системы криминального капитализма.
Нам почти официально заявили, что теперь мы имеем счастье жить в «cырьевой империи», в энергетической сверхдержаве, которой заведомо гарантированы изобилие и процветание. И система государственного управления, довольная сырьевым изобилием, разлагалась профессионально и не видела смысла препятствовать развалу промышленного производства, деградации науки, износу инфраструктуры, «на халяву» доставшейся от советских времён. Поэтому мировой кризис особенно болезненно аукнулся у нас в России как итог политики 2000-х годов. Если 90-е годы были десятилетием откровенного, неприкрытого вероломства и воровства, десятилетием социально-экономического разбоя, то следующие стали десятилетием обмана и лицемерия. По количеству миллиардеров мы всего за несколько лет с лёгкостью обогнали Японию и Германию, а теперь догоняем США. Это говорит о том, что воровать намного легче, чем зарабатывать.
Ещё перед кризисом в экономике страны творились прямые безобразия при потворстве властей. Например, львиная доля корпоративной собственности была переведена в личную, так как на неё меньше налогов. Вся крупная промышленность России поменяла собственника и стала принадлежать не России, а иностранным организациям, зарегистрированным в оффшорах. Предполагается, что большая часть компаний, входящих в «Базовый элемент» Дерипаски, принадлежит компании «Basic Element ltd», зарегистрированной на острове Джерси. В свою очередь, эта компания является дочерней «A. Finang», зарегистрированной на Виргинских островах. Такие же схемы имеются у Р. Абрамовича, А. Усманова, «Северстали», «Седьмого континента», «Дикси-Групп» и многих других
Все последние годы проходило выкачивание денег из экономики посредством непомерных зарплат, бонусов и дивидендов, иногда превышающих всю полученную прибыль, фальсификации цен, через фальшивые инвестиции и сфальфицированный износ основных производственных фондов, через наращивание заимствований. Поэтому нечего удивляться, что капиталистическая реставрация отбросила Россию на задворки цивилизации. За эти годы наша страна не приобрела никаких преимуществ перед советским прошлым — ни экономических, ни социальных, ни политических, ни оборонных, ни научных, ни культурных, ни демографических, ни территориальных и многих других, одним словом, НИКАКИХ.
За 2000—2008 годы экспорт товаров из России увеличился в 4,5, а импорт — в 6,5 раза. Из всего, что у нас берут торговые партнёры, 92 % составляют нефть, газ, удобрения, металл и древесина, а на долю машин и оборудования приходится всего 4,9 %. По импорту наоборот: 79 % из всего, что мы покупаем, составляют продовольствие, продукция химии, машины и оборудование. Принцип «всё купим» взял верх, заначка припрятывалась, перейдя все разумные пределы. Новая когорта «хозяев жизни» не имеет реального производственного опыта, но имеет уникальные финансовые аппетиты. «Сырьевое проклятие» не одну страну опрокинуло в нищету и отсталость. Не гнушаются пускать в распыл и стратегические продукты. «Российская газета» 12 ноября 2009 года опубликовала материал «Пшеница через край» с подзаголовком «Бизнес и власть борются с проблемой зернового изобилия». Очень уж большой урожай в России — 93—95 млн. тонн, надо завоёвывать мировой рынок. В 2008 году на экспорт ушло 23 млн. тонн. Продали бы и больше, да вот беда: в портах не оказалось соответствующих по емкости терминалов.
Глобальная встряска кризиса оказалась весьма болезненной и, к удивлению, неожиданной для нашего тандема «во главе с финансистом Кудриным». Кризис засосал Россию. На Западе для его обуздания используются все финансовые и экономические меры вплоть до национализации. Наше правительство категорически не воспринимает этот опыт. Экономика стала заложницей политики олигархов. За 2009 год ВВП сократился на 7,9 %, обрабатывающие производства — на 20 %, ипотека рухнула на 60 %, российский уровень инфляции в 6 раз превысил средний показатель по странам Европы.
Федеральный бюджет консервирует прежнюю финансово-экономическую систему, ориентированную на сырьевой сектор. За три предстоящих года бюджетные доходы не достигнут уровня 2008 года. Путинское правительство всё ждёт: вот-вот на Россию прольётся дождь инвестиций. Но с чего бы это, если по инвестиционной привлекательности наша страна занимает 120-е место из 183 оцениваемых государств? С началом кризиса 100 млрд. долларов портфельных инвестиций тут же были выведены из России. Экономика страны подошла к такой ситуации, когда возможности восстановительного роста на уже существующих производствах практически исчерпаны, а бизнес новым заниматься не хочет, так как ориентируется на сверхбыстрое получение прибыли.
Угроза окончательного краха вынуждает хвататься за государственные рычаги и планы, переходить на ручное управление, как в Пикалёве.
Многие экономисты и аналитики, политики и руководители государств вплоть до президентов начали разделять научнообоснованный вывод сегодняшнего дня — выход из кризиса возможен лишь путём революционного преобразования жизни общества на социалистических началах. Оппонентам КПРФ, организовавшим травлю Рашкина и категорически не приемлющим любые инициативы оппозиции, рекомендуем ознакомиться с недавно вышедшей книгой «видного капиталиста и пчеловода всея Руси» Ю. М. Лужкова «Капитализм и Россия. Выпадение из будущего?», где он, не стесняясь, вдрызг разбивает порочную политику последних лет, хотя сам тоже к ней причастен.
Сошлёмся ещё раз на Зюганова: «Перед властью стоит выбор: либо опереться на программу левой оппозиции, представляющую альтернативу разрушительному опыту двадцати лет, либо пытаться удерживаться в рамках сложившейся системы, рассчитывая, что кризис рассосётся сам собой, что его можно переждать и «заговорить» громкими декларациями, что чревато катастрофой, потерей страны. Наконец, третий вариант, ещё более опасный: в сторону ещё большей либерализации экономики. Власть, похоже, склоняется к третьему ультралиберальному варианту». Ещё раз здесь мы хотим призвать наших оппонентов: изучайте наши предложения, повышайте свой умственный потенциал. Документов достаточно: программа, антикризисные предложения, решения пленумов, статьи и выступления — всё это публикуется в открытой печати и Интернете. Тогда и мы будем принимать уважительную критику, а не огульные демагогические охаивания по типу П. Глыбочко (газ. «Репортёр», № 3 от 27.01.10) или В. Володина (г. Ртищево 29.01.10). Чтобы что-то преподносить, надо как минимум хоть немножко знать.
Разрекламированные антикризисные мероприятия правительства России никакого влияния на кризис не оказывают. Это колокольный звон вместо молитвы — так раньше говаривали на Руси о пустозвонстве. Ещё говорили — «прорвало». Имеется в виду демарш Миронова, обрушившегося на все действия правительства во главе с Путиным. И тут проявился фирменный истеричный стиль отношения к оппонентам со стороны «едроссов», возомнивших себя неприкасаемыми.
При сохранении политики разговоры о модернизации и инновационной экономике обречены так и остаться разговорами. Как в своё время Горбачёв заболтал «перестройку», так и сегодняшняя «модернизация» похожа на новый «приоритетный национальный план» по типу месячника по благоустройству. Поговорят и забудут. Клятва создать умную экономику может утонуть в море умных слов. Что и делается. Базарная стихия бал не правит. Вся модернизация пока проявляется на уровне вкручивания новых энергосберегающих лампочек. Как модернизировать то, чего уже нет — фабрик и заводов, сельского хозяйства, многих отраслей промышленности, передовых науки и образования. В течение 20 лет разрушали всё, что попадало в поле зрения вплоть до детских садов школ и больниц. Модернизация так, как её понимают, требует колоссальных средств, а источников внутреннего финансирования практически нет. Через 20—30 лет наши нефть и газ никому уже не будут нужны, да и их запасы истощатся. И где тогда будет провозглашённая сырьевая «держава»? И позволят ли нам провести модернизацию так, как мы хотим? Ладно, хоть говорить об этом начали. Правда, пока на уровне «пиар-фантазий», как выразился один посетитель сайта. С этой точки зрения ежедневная реклама Путина и Медведева для общества опаснее, чем реклама пива: обнадёживают народ попусту. Рекомендуем взять на вооружение сталинский принцип, мы готовы его напомнить. Так ненавидимый и оболганный нынешней властью И. В. Сталин говорил: «Искусство стратегии и тактики состоит в том, чтобы умело и своевременно перевести лозунг агитации в лозунг действия. А лозунг действия тоже своевременно и умело отлить в определённые конкретные директивы».
Наша Саратовская область представляется её руководителями как островок благополучия. «Экономика области оказалась более устойчивой к кризису», — заявляет Л. Ипатов. Или более развёрнутая его же оценка: «Положительные результаты уходящего года достигнуты прежде всего за счёт реализации антикризисных мер, направленных на государственную поддержку реального сектора экономики, её структурную перестройку, модернизацию и развитие технологического потенциала, стабилизацию на рынке труда». И что удивительно — многие областные средства массовой информации берут на веру эту оценку, так как другой взять просто негде. Это вам не Советская власть, печатавшая подробную статистику. Вот и гонят то, что удастся услышать или узнать. Например: «Нашей «корзинке» завидуют соседи» («Областная газета» от 4.02.10), в ПФО мы в первых рядах и т. д. Министры Саратовского правительства тоже не очень разговорчивы, правду не выпячивают, в основном о достижениях скромно вещают. Как, например, министр экономики А. Ульянов 14.01.10: «Благодаря системе дотаций производство молока доведено до 1 млн. тонн. Избыток вывозится в другие регионы. Естественно, цены на молоко остались низкими». Эта информация на фоне обилия чужеземного молока в саратовской торговле вовсе не выглядит такой уж достоверной. Точно так же, как поэма о курицах, залетевших к нам из Пензы, Белгорода, Волгограда. Все эти песни о том, что у нас лучше, чем у соседей, можно сравнить с тем, как два человека тонут, только один на мелком месте, другой — на более глубоком.
А что нам скажет статистика о социально-экономическом развитии Саратовской области? За 2009 год оборот организаций сократился на 9,7 %, промышленное производство — на 9,9 %. Обрабатывающие производства отгрузили товаров собственного изготовления на 19,3 % меньше уровня 2008 года. Из 14 видов производств больше прошлого года отгрузили своей продукции только деревообработчики и полиграфисты, удержалось на прежнем уровне производство пищевых продуктов. Остальные 11 отраслей скатились вниз. К примеру, из 162 видов продукции обрабатывающих производств по 125 объёмы выпуска значительно сократились.
Инвестиции в основной капитал составили только 73,2 % от уровня прошлого года, строители выполнили стройподрядных работ на 20 % процентов меньше, причём крупные строительные организации провалились ещё глубже — на 22,4 %. Естественно транспортникам нечего стало перевозить, и грузооборот сократился на 23,1 %.
Снизился спрос в розничной торговле на 5,2 %, а вместе с оптовой — на 10,6 %.
Прибыль по всему кругу предприятий снизилась в 3 раза. Несмотря на заявления о поддержке сельскохозяйственного производства крупные и средние предприятия продолжают сбрасывать поголовье скота и уступать главным образом не фермеру, а хозяйствам населения. Да их и стало в 5 раз меньше советского периода. А уровень поддержки таков, что за 2009 год ликвидировано 459 сельскохозяйственных предприятий, вновь же зарегистрировано всего 124.
Ну и на каком основании можно сказать, что уровень жизни населения поднялся? Индекс цен за 2009 год составил 110,5 %. Подскочили все цены на то, что мы называем платными услугами, в целом на 14,2 %, в том числе на жилищно-коммунальные — на 20,8 %, медицинские — на 15,3 %, образовательные — на 6,9 %, почтовые — на 20 %. Подорожали вода, тепло, электричество, газ. А реальная зарплата увеличилась всего на 1,1 %.
Экономика области сбросила объёмы. Значит, образовалась лишняя рабочая сила, появились новые безработные. В крупных и средних организациях общее число замещённых рабочих мест сократилось на 35 тысяч человек. Численность лиц со статусом безработного увеличилась в 1,5 раза, а количество вакансий снизилось почти в 3 раза. По опросам, половина занятых сообщает, что устроиться на новую работу или равноценную практически невозможно. Не от хорошей жизни продолжается естественная убыль населения Саратовской области (смертность превышает рождаемость в 1,4 раза). Миграция компенсирует естественную убыль населения лишь на 29,6 %.
Бюджетных доходов по области стало меньше на 12,7 %. Почти 40 % от общих расходов мы получаем из федерального бюджета. За три последних года, включая нынешний, Саратовская область закредитуется до 20 млрд. рублей, погашение основной суммы долга вырастет с 1469 млн. рублей до 11247 млн. рублей, или в 7,6 раза. При огромном утверждённом дефиците средств областной бюджет умудрился ещё и сэкономить, не использовав по назначению 1062 млн. рублей, в том числе 603 млн. федеральных. Да плюс муниципальные бюджеты сэкономили 95 млн. Всего по области 1158 млн. рублей вернулось обратно в казну. Из той таблички, что мы имеем, следует, что не использовано 14,5 млн. рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства, включая фермеров, 11, 35 млн. — на дороги, 46,9 млн. — на образование, 531 млн. — на строительство, 92 млн. — на здравоохранение и т. д. Вот и все антикризисные меры!
Кто-то из очень умных подкинул нашим президентам дурацкий тезис, что государство должно уйти из экономики, предоставив полную свободу предпринимательству. Вот и получили. Разорвать отношения очень просто, а вот наладить вновь скоро не удастся. Не имея рычагов влияния, кто-то просит, кто-то рекомендует, кто-то кулаком по столу и прокуратурой грозит, а наш губернатор взялся подписывать соглашения с руководством крупных предприятий о сотрудничестве. Причём последствий за невыполнение соглашений ну никаких!
А определённая сила, именующая себя правящей партией, требует «верить только делам», видимо, в порядке куража. Да ещё упрекает оппонентов в нарушении социальной стабильности. О какой стабильности можно говорить, когда 1500 человек имеют в своём владении 65 % национального богатства, а 7 % населения — 80 % всех богатств? Поэтому и мерещатся всюду путинско-медведевской власти экстремисты и ксенофобы.
Нынешний режим, появившийся в 1993 году в результате кровавого государственного переворота, действует по правилам испанского диктатора Франко «Друзьям — всё, врагам — закон».
Поэтому потом не обижайтесь на народ, который доведён до отчаяния.
Ольга АЛИМОВА,
секретарь Саратовского обкома КПРФ,
депутат областной думы.
Все статьи раздела "Депутатская вертикаль партии"