26 ноября «единороссовское» большинство Госдумы РФ приняло заявление «О Катынской трагедии и ее жертвах». Они признали эту страницу истории «преступлением сталинского режима». Чуть позже, 6 декабря, эту версию озвучил во время своего визита в Польшу и президент Д. Медведев, передавший польской стороне 50 (!) томов «катынского дела из российских архивов». Согласованность двух этих акций очевидна: первая была прелюдией ко второй - визиту главы Российского государства в государство соседнее.
В российских СМИ он расценивается как «исторический» - первый в истории последних десятилетий. Ну и, как водится в таких случаях, президент России захватил с собой ожидаемый польской стороной «подарок» - очередное «признание в виновности сталинского режима». Почему «очередное»? Да потому, что первое такое «признание» прозвучало в 1990 году, подготовленное еще небезызвестным приспешником Горбачева А. Яковлевым. А второе - в 1992 году, после того как 24 сентября в архиве президента Ельцина была «найдена» Особая папка № 1 ЦК КПСС.
Складывается впечатление, что Д. Медведев все-таки ощущал некоторую неловкость ситуации. В «катынском деле» до сих пор не поставлена конечная точка, осенью нынешнего года депутат Госдумы от фракции КПРФ Виктор Илюхин выступил с сенсационным разоблачением фальсификации документов этой «папки». Он обратился к президенту Медведеву с требованием провести тщательное расследование этих фактов. Такого расследования не было, президент просто-напросто отмахнулся от «назойливого» депутата-коммуниста, а накануне визита в Польшу заявил, что, дескать, некоторые люди защищают сталинский режим. Такая позиция президента весьма удивляет. Утверждения подобного рода простительны в устах какой-нибудь бабушки из тех, что, сидя на лавочках у подъездов, лихо обсуждают все вопросы, вынося однозначные вердикты, или тех старичков, которых с подачи Ильфа и Петрова принято именовать пикейными жилетами. Но ведь президент Д. Медведев - профессиональный юрист, ему ли не знать, что все заявления участников какого-либо судебного процесса должны быть тщательно рассмотрены. А «катынское дело» является именно процессом, в котором стороны выдвигают свои резоны.
Некоторые обозреватели считают, что Д. Медведев просто избрал такую позицию по одной причине - необходимости установления добрососедских отношений с соседней страной, от которой зависят экономические сношения России со странами Западной Европы. Дескать, по территории Польши проложены трубопроводы, и Россия заинтересована в прокачке по ним нашего газа, а коммунистический режим в России был в прошлом, на нем не надо зацикливаться, и на него можно спихнуть все, что угодно, лишь бы процветала сегодняшняя «взаимополезная дружба». Дружба - это всегда хорошо, но всегда плохо, когда она строится на неправде.
Вместе с тем надо отметить, что мимо внимания обозревателей прошел, так сказать, внутренний аспект «катынского дела», рассчитанный на воздействие на самих россиян, который должен послужить очередной фазой того, что называется «промывка мозгов». Не секрет, что 20 лет строительства в России «капитализма с человеческим лицом» привели к тому, что россияне увидели - у капитализма нет и не может быть этого «лица». Например, все последние опросы общественного мнения показывают, что в народе растет убеждение - при социализме жить было лучше. Последний из таких опросов, проведенный Левада-центром, показал, например, что 55% россиян «все еще сожалеют о распаде СССР». Конечно, в проправительственной прессе такие данные называют «ностальгией», то есть тоской по прошлому или даже по ушедшей молодости, но в аналитических центрах нынешнего режима прекрасно понимают, что даже если это и ностальгия, она легко может перевоплотиться в убежденность, в желание бороться за возвращение страны на путь социалистического развития. А значит, надо всячески противодействовать такому развитию событий. И в этом плане «катынское дело» в нынешней его интерпретации властями дает возможность вновь воздействовать на мозги россиян.
Если кто сомневается в этом моем утверждении, советую ознакомиться со статьей политолога Леонида Радзиховского в «Российской газете» от 14 декабря. Он прямо пишет: «В конце концов как ни важны для России отношения с Польшей, но отношения с САМОЙ СОБОЙ, со своей памятью, со своей совестью - в миллион раз важнее. И «покаяния» нужны не внешние, не на экспорт, а внутренние, ПЕРЕД СОБОЙ». Знакомый мотивчик, не правда ли? Может быть, впервые эта погудка прозвучала в грузинском фильме «Покаяние», вышедшем на экраны в конце 1980-х годов. И с тех пор россиян по разным поводам, а то и без поводов принуждают каяться. Если вернуться к польской теме, то можно отметить одно обстоятельство. В Польше никто не призывает народ каяться за то, что панская Польша при Пилсудском совершила агрессию против Советской России, что были умерщвлены тысячи красноармейцев, попавших в плен, что Польша вместе с гитлеровской Германией приняла участие в растерзании Чехословакии. А от россиян чуть ли не ежедневно требуют покаяний. Так в чем тут дело? Все дело в том, что, как понимают идеологи нынешнего режима, подавляющее большинство россиян - это советские люди, которые пока бессознательно, инстинктивно, но сопротивляются капиталистическим порядкам. Народные настроения явно сдвигаются влево, а значит, сопротивление будет нарастать.
Призрак коммунизма гуляет по России, и это страшит заправил режима. Вот почему и строчат свои статьи Леонид Радзиховский и другие авторы «Российской газеты», которая на глазах становится все более и более антикоммунистическим изданием, пригревая на своих страницах антисоветчиков разных мастей. Недавно власти с помпой отметили 20-летие выхода в свет ее первого номера. Кстати говоря, в одной из его статей как раз говорилось о строительстве «дороги к храму». Могли бы журналисты этого официального издания, выпускаемого на средства налогоплательщиков, включая и сторонников оппозиционных левых партий, ответить на вопрос: «Ну и как, построили?» Нет, не ответили, а жаль!